Встречу президентов Виктора Януковича и Дмитрия Медведева, прошедшую 11 августа в Сочи, можно считать финалом еще недавно казавшихся дружественными отношений глав двух соседних государств.
Со времени «ласкового мая» 2010 года, когда Украина, как многим казалось, вот-вот станет экономическим и политическим сателлитом Кремля, прошло не так уж много времени, но летом 2011 обоим президентам уже нечего сказать друг другу. У главы украинского государства, делавшего ставку на персональные договоренности с российским коллегой, похоже, исчерпаны все аргументы.
Предложения, от которых смогли отказаться
Россия требует слишком многого, и отступать не собирается. Украинская формула «3+1» по сотрудничеству с Таможенным союзом, которую Янукович пытался донести до Кремля, там отвергнута. Перед Украиной маячит новый газовый кризис, которого можно избежать только по доброй воле Кремля – чтобы совсем уже не «топить» Януковича.
Янукович стал заложником политической и экономической ситуации, в которой пребывает возглавляемая им единолично страна
Украинский президент, фактически, стал заложником политической и экономической ситуации, в которой пребывает возглавляемая им единолично страна. Ментально-политическая раздвоенность Украины, сложившийся уклад экстенсивной олигархической экономики при недостаточности собственных топливных ресурсов – эти обстоятельства не позволяют принимать легких решений и гарантировать успех без ощутимых потерь.
Время частичных уступок и многовекторных потуг заканчивается. Европейский либо евразийский курс с каждым месяцем становятся не просто цивилизационным выбором для Украины, который можно сделать в будущем, а конкретным шагом по спасению украинской экономики уже сегодня. В ее нынешнем виде она не может существовать без дешевого газа. Но в обмен на него Россия теперь хочет полного участия Украины в Таможенном союзе – то есть, выбора не столько экономического, сколько, по сути, политического. Украинский олигархат и сам Янукович не могут решиться на этот шаг. Иначе они перестанут быть хозяевами в своем доме. А ведь они уже привыкают к этой роли.
Полтора года назад крупный украинский бизнес, почти единым фронтом, привел Януковича к власти под совершенно конкретные цели. Отечественному олигархическому сословию, среди прочего, нужна была определенность с газовыми ценами. Харьковские соглашения отложили коллапс экономики на год, но за это время стали ясны московские аппетиты. Они оказались очень значительными – помимо слияния «Нефтегаза» и «Газпрома», в течение прошлого года речь шла о передаче под контроль России стратегических объектов украинской промышленности, в частности, «Укртелекома», Одесского припортового завода, Кременчугского НПЗ, «Запорожстали» и т.п. Однако Янукович на эти предложения не согласился.
Возможно, согласись он на это, ему проще было бы победить на выборах 2015 года, но далее все случилось бы, как в поговорке «дай палец – откусят руку». Фактический контроль над украинской экономикой полностью бы перешел к России.
Не в последнюю очередь, сделка с Кремлем не состоялась, потому что украинский президент не смог получить от Кремля четких гарантий защиты собственности, уже находящейся под контролем его самого и ближайшего окружения. Уступить Кремлю означало бы и предельное усиление политического противостояния в стране: ведь за московским кредитом последовало бы все то же недвусмысленное предложение присоединиться к Таможенному союзу, создание газотранспортного СП и свертывание даже попыток имитировать про-европейский курс. Подобный сценарий развития событий неизбежно привел бы к усилению поляризации в обществе, подводя под противостояние с властью ту идеологическую подоплеку, которая во многом питала Оранжевую революцию, и о которой нынешние власть имущие хотели бы забыть.
«Парные танцы» окончены
Теперь, после завершения Сочинских переговоров, Россия и Украина «зависли» в ожидании то ли перезагрузки, то ли мобилизации накануне очередной газовой войны.
Однако не все эксперты верят в повторение газовых кризисов 2006 и 2009 годов, подчеркивая разницу условий, в которых происходили эти кризисы.
Позиция Медведева в вопросах Таможенного союза и российских экономических интересов не отличается от позиции Путина
«Главное отличие нынешней ситуации от предыдущих газовых войн – в том, что тогда не было двусторонних соглашений, и войны велись как раз для того, чтобы вынудить Украину такое соглашение заключить. Сейчас ситуация иная – долгосрочные и выгодные для России договоренности есть, и они будут, пусть со скрипом, но выполняться Януковичем. Одновременно Украина может подать в Стокгольмский арбитраж, но это лишь после того, как будут исчерпаны все закулисные механизмы разрешения ситуации», считает директор Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
Позиция Медведева в вопросах Таможенного союза и российских экономических интересов не отличается от позиции Владимира Путина. Ставка, сделанная на президента России Януковичем как на более удобного, в том числе психологически, партнера, оказалось ошибочной. Тем более трудное время для Януковича и Украины настанет, если президентское кресло в России снова займет Путин. Сейчас российский премьер настроен решительно: из-за дела Тимошенко под угрозой оказывается его собственная репутация. И потому уже в ближайшие месяцы можно ожидать его приезда в Украину.
При этом публичные высказывания Путина не будут отличаться от медведевских, уверен президент социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко. «Правящий класс в Украине почему-то решил, что может играть на противоречиях Медведева и Путина. На самом деле ситуация такова, что никто из них – тем более с учетом выборов – не может выступить с позицией, радикально отличной от другого. Потому Сочинская встреча и не могла закончиться успешно для Украины. Теперь нужно ждать нового приезда Путина с новыми предложениями – читай, требованиями. Тандем играет с Януковичем в плохого и очень плохого следователя» - считает Небоженко.
Но за закрытыми дверями во время визита Путина могут обсуждаться вполне конкретные и практические проблемы. «Стороны сейчас ищут способ посредничества – то есть, ответа на вопрос: кто теперь будет «сидеть на газе». И здесь большую роль играет встречный иск Тимошенко к Фирташу и РосУкрЭнерго в Нью-Йоркском суде. Суд требует, чтобы ущерб, якобы нанесенный Тимошенко, был представлен в виде счетов. А это означает раскрытие оффшорных счетов не только РУЭ, но и самого Путина, что сопряжено с мировым скандалом для Путина. Возможно, именно за эти «ниточки» его и пытается «дергать» Киев, тем самым только раздражая Москву», - уверен Небоженко.
Разочарование и напряжение в ожидании возможной «третьей газовой войны», которые ныне испытывает украинская элита, сложно переоценить. Хотя впервые она испытала подобное разочарование еще в прошлом мае, когда на встрече с «капитанами» украинского большого бизнеса Медведев заявил о невозможности прямого допуска украинских олигархов к среднеазиатскому газу. Правда, с тех пор случился «казус Фирташа», для химпредприятий которого такое вожделенное позволение выдали. Почему-то ни Ахметов, ни кто-либо еще из пула крупнейших отечественных бизнесменов, такой «чести» не удостоился.
Так что нынешняя ситуация вынуждает правящую верхушку страны, и Януковича как выразителя ее интересов, задуматься над очень серьезными, стратегически важными вызовами – радикальная модернизация экономики Украины, выбор вектора дальнейшего развития страны.
Запад нам помог бы, но…
Казалось бы, теперь переговоры Украины с ЕС о зоне свободной торговли, по логике событий, должны активизироваться. Но тут есть незадача – дело Тимошенко. Запад может теперь замедлить течение этих переговоров, ссылаясь на явно политически мотивированные преследования украинской оппозиции. Хотя закрывать полностью для Украины «окно в Европу» Брюссель не станет – это будет означать лишение Януковича возможности выбора. Украинскому гаранту в этой ситуации придется решать вопрос о Тимошенко «более гибко».
Жесткая «газовая» позиция Москвы рано или поздно приведет к утрате украинским олигархатом контроля над стратегическими активами
Для Запада, права человека и независимость правосудия – не пустые слова. И потому, Янукович вправе считать, что сможет долго и небезуспешно торговаться с ЕС и США, вернув дело Тимошенко на пересмотр, признав какие-нибудь «процессуальные нарушения» и даже согласившись в будущем с вердиктом Европейского суда по иску лидера «Батькивщины». Главное для него – не допустить Тимошенко к выборам 2015 года, одновременно демонстрируя готовность к компромиссу с Европой.
Но у Януковича есть для Запада предложения и более существенные. Это, в первую очередь, украинская земля. Если нужно, пресловутый запрет на продажу ее иностранцам может быть снят, либо же ослаблен с помощью юридических тонкостей - например, иностранные корпорации смогут скупать наши черноземы через украинские фирмы. Не исключено, что осенью будет решен вопрос о возврате НДС зернотрейдерам.
Кстати, «регионалы» уже ведут политическую подготовку в земельном вопросе, предпринимая попытки ослабить левую оппозицию, традиционно выступающую против продажи земли. Не исключено, что именно для этого предпринимаются сейчас попытки возрождения Соцпартии, призванной заменить КПУ в роли партнеров ПР слева. Отчасти по этой же причине «сел на нары» Василий Волга, партия которого могла создать альтернативу «регионалам» на левом фланге и начать «дружить» с Россией.
Но не только наши черноземы могут заинтересовать Запад. У Украины есть шельф, на котором можно расширять присутствие нефтегазовых компаний. Наконец, иностранным инвесторам могут предложить вложиться в реконструкцию нашей промышленности и в сектор альтернативной энергетики. Возможностей много. И при всем этом, сдача России стратегических активов, включая ГТС, всегда будет нависать дамокловым мечом над Украиной, как выбор «последнего часа», если на европейском направлении договориться не получится.
Итоги августовской встречи в Сочи ставят украинский правящий класс перед выбором – либо, не откладывая, начинать структурные реформы и все-таки сокращать энергоемкость своих предприятий, модернизируя их, либо искать новые, по большей части непубличные, компромиссы с Кремлем. При этом любые договоренности, учитывая жесткую позицию Москвы и ее возможность постоянно играть на газовом вопросе, раньше или позже приведут к утрате украинским олигархатом контроля над стратегическими активами – в обмен на некую «интеграционную скидку» на газ. Пример соседней Беларуси, где наиболее привлекательные активы уже уходят в руки Москвы, несмотря на членство во всех, инициированных Россией интеграционных проектах, в этом плане более чем показателен.