Контракти.ua

Автор: Сергей Рачинский —  4385  —  15.08.11
Нетрадиционная отчетность Groupon бросает тень на перспективы IPO сервиса групповых покупок
Нетрадиционная отчетность Groupon бросает тень на перспективы IPO сервиса групповых покупок

С момента запуска сайта групповых покупок Groupon в 2008 году, новости о нем непременно сопровождаются огромными цифрами, невероятного размера скидками и астрономическим ростом. Существуют оценки из которых следует, что Groupon - самая быстрорастущая, из когда-либо существовавших, компания в мире.

Аналитики Wall Street утверждают, что выйдя на IPO, этот недавний стартап будет оценен в $30 млрд. Появление акций Groupon на бирже ожидают уже этой осенью. При этом, все больше людей хотят знать на что опираются все эти умопомрачительные оценки, есть ли под ними вызывающая доверие статистика?

Впервые об этом заговорили всерьез, как только стало известно, что чикагская компания собирается выходить на биржу. В июне начался процесс, который по плану завершится IPO, и сейчас потенциальные покупатели получили право, по образному выражению издания Slate, «заглянуть под капот и стукнуть ботинком по покрышкам», чтобы окончательно определиться со своим решением.

Документы, представленные компанией в распоряжение биржи, демонстрируют в течение последних трех лет просто фантастический рост. Компания Groupon со штатом чуть более 7 тыс. сотрудников, имеет около 90 млн подписчиков, которым продает 28 млн купонов ежеквартально. Ее оборот превысил в 2010 году $713 млн.

Компания при этом утверждает, что уже стала прибыльной, и ее «операционный доход» составил $61 млн в 2010 году и $82 млн - в первом квартале 2011. Для сравнения, крупнейшая рекламная компания в мире Omnicom, получила прибыль за тот же квартал в $200 млн, имея 68 тыс. сотрудников и 120-летнюю историю за плечами.

Что же считает Groupon?

Следует отметить, что шеф компании Groupon Анрю Мейсон (Andrew Mason), заявлял ранее, что «компания измеряет (себя – ред.) нетрадиционными методами». В документе с отчетностью прямо указывается, что он содержит параметры, которые не согласуются с требованиями GAAP, универсального набора принципов бухгалтерского учета.

Появление акций сервиса групповых покупок Groupon на фондовой бирже ожидают уже этой осенью

Более того, компания вводит в оборот и применяет у себя понятие ACSOI, которое расшифровывается как «adjusted consolidated segment operating income» и пока не имеет аналогов в экономической практике. Этот важнейший для компании показатель фиксирует операционный доход «до учета затрат на привлечение нового подписчика и некоторых других неденежных затрат». Таким образом, Groupon показывает прибыльность без учета понесенных «затрат на долговременные программы развития».

В отчетности компании параметр ACSOI встречается около 50 раз и именно его используют для того, чтобы подтвердить получение $82 млн в первом квартале текущего года. Однако, очевидно, что ACSOI не учитывает сотни миллионов затрат на маркетинг, приобретение других бизнесов и привлечение новых подписчиков.

Таким образом, вне учета оказываются не разовые инвестиции или нетрадиционные затраты, а напрямую связанные с этим бизнесом жизненно-важные затраты на обеспечение роста и развития.

Инвесторы не оставили все это без внимания и были откровенно разочарованы. Авторитетное издание The Wall Street Journal подобрало подходящее определение представленным компанией Groupon данным – «чудо» (magic).

Специалисты в своих блогах уже называют компанию, которая наделала столько шума, «фикцией» (sham). Пессимисты вспоминают поздние 90-е с их лопнувшим инвестиционным «пузырем», когда неразборчивые инвесторы вкладывали миллиарды в сомнительные интернет-проекты с неясными бизнес-моделями.

В деловой прессе помнят как многие финансовые директора молодых компаний показывали тогда инвесторам впечатляющие цифры в графе EBITDAM, где М - это маркетинг. Таким образом из баланса изымалась самая большая статья расходов интернет-стартапов. Отсюда, как теперь говорят, рукой подать до вычисления только EBE (доходы без учета расходов).

Неудивительно, что Groupon получил свою отчетность назад с предложением доработать ее.

Прибыли обернулись убытками

И вот в прошлую среду компания познакомила рынок с уточненной документацией. «Инновационная» характеристика ACSOI уже не служит критерием прибыльности, а лишь дает «возможность заглянуть внутрь нашего бизнеса». Инвесторам предлагается самим выбрать каким критерием пользоваться, общепринятым или таким, каким пользуются внутри компании для оценки эффективности.

Теперь, если посмотреть на те параметры, которых инвесторы не видели ранее, становится ясно, что Groupon вообще ничего не зарабатывает. С учетом всех затрат, применяя традиционные подходы для расчета операционных доходов, получается что Groupon потерял $420 млн в 2010 году и $117 млн - в первом квартале 2011г.

Какие из этого можно сделать выводы? Должны ли инвесторы развернуться и уйти? Идет ли речь действительно о фиктивной бизнес-модели, которую ожидает неизбежный крах?

Вопреки всему Groupon остается феноменально быстрорастущей компанией, лидирующей в своем сегменте рынка

По мнению многих обозревателей, Groupon скорее склонен преувеличивать свои достижения, возможно под действием того интереса и восторга, которым окружена деятельность этой компании и, в особенности, ее инновационная бизнес-модель. Очевидно, что Groupon теряет деньги, несет убытки, которые традиционны для любого бизнеса на ранних стадиях развития. В то же время, компания уже заняла важнейшее место на рынке местной рекламы и демонстрирует невероятные темпы наращивания количества клиентов по всему миру.

По имеющимся данным, Groupon потратил $379 млн на рекламу только в первой половине 2011 года. Эти цифры компания предлагает рассматривать с учетом того, как сработала эта реклама. В компании утверждают, что во втором квартале 2010 года они потратили на рекламу $18 млн и привлекли в результате 3,7 млн подписчиков. К концу июня уже этого года эти клиенты обеспечили доход в $185 млн и прибыль размере $77 млн.

Звучит обнадеживающе, но вопрос лишь в одном - обеспечат ли «маркетинговые затраты на долговременный рост» этот самый «долговременный рост». Сейчас имеет смысл тратить сотни миллионов на вербовку новых клиентов и получение новых партнеров, предлагающих товары и услуги со скидками. Смогут ли в компании конвертировать новых клиентов в регулярных покупателей. чтобы оправдать колоссальные затраты на рекламу и армию копирайтеров, вопрос - открытый.

Из данных, показанных компанией, становится ясно, что значительная часть клиентов, попробовав сервис Groupon однажды, далеко не всегда приходят вновь. На основе анализа рынка в Чикаго, родного для компании, видно, что выручка из расчета на одного клиента все время падает. Падает и количество бизнесов, которым присвоен статус «эксклюзивных партнеров», готовых предлагать свои товары и услуги. По данным The Wall Street Journal, падают и темпы развития компании - доходы выросли на 63% за период с четвертого квартала 2010 года до первого квартала 2011, однако лишь на 36% в 1-2 квартале 201. Растет также число неудовлетворенных клиентов, ожидавших большего от сотрудничества с Groupon, да и на рынке усиливается конкуренция.

Вне всякого сомнения, Groupon остается феноменально быстрорастущей компанией, лидирующей, несмотря на молодость, в своем сегменте рынка. Через пару лет все цифры о которых шла речь выше, значительно изменятся. Тогда можно будет больше сказать о том, насколько был обоснован трюк с «нетрадиционной отчетностью» и странным показателем ACSOI, о котором еще долго будут вспоминать. (по материалам издания Slate).

Статьи по теме
Телеканал Коломойського заблокував популярний український канал в Youtube після критичного відео
Телеканал Коломойського заблокував популярний український канал в Youtube після критичного відео

Youtube заблокував популярний український канал Geek Journal (майже 100 тисяч підписників) після критичного відео про історію каналу "1+1".
22.01.21 — 1241

В Украине может ощутимо подорожать интернет
В Украине может ощутимо подорожать интернет

Украинцы заплатят за то, чтобы за ними следили в сети.
16.12.20 — 975

В США началось масштабное расследование против Facebook, Google и Amazon
В США началось масштабное расследование против Facebook, Google и Amazon

Министерство юстиции США начало расследование против известных технологических компаний из-за возможного ограничения конкуренции в отрасли.
24.07.19 — 1809