Горно-металлургический комплекс Украины сегодня – это 365 предприятий и организаций и 465 тысяч трудящихся. Но подобным успехам отечественного ГМК противопоставлены поражения, оставляющие отпечаток на экономической, социальной, политической и других сферах жизни страны.
По материалам “Металл-Форум Украина – 2007”
Вначале, об успехах. За первое полугодие 2007 г. рост производства по отношению к прошлогоднему показателю составил 39 %. Стоимость металлопродукции, произведенной украинскими предприятиями за первые 6 месяцев текущего года, составляет 53,6 млрд. гривен. По прогнозам профильных специалистов объемы производства в 2007 году будут составлять 105-118% к объемам прошлого года. Ожидается, что в этом году производство основных видов металлопродукции составит: чугуна – 35 767 тыс. т., стали – 43 023 тыс. т., готового проката – 36 207 тыс. т., кокса – 20 097 тыс. т, железорудного сырья – 72 724 тыс. т.
Первый заместитель Министра промышленной политики Украины Дмитрий Колесников отметил улучшение практически всех производственных и финансовых показателей предприятий ГМК в первом полугодии 2007 года по отношению к аналогичному периоду 2006 года. Вместе с тем, г-н Колесников заметил: «Увеличение объемов производства, улучшение финансово-экономического состояния предприятий ГМК в любом случае не должно настраивать нам на исключительно мажорный лад, поскольку проблемы комплекса как были, так и остаются и требуют своего решения».
Внешний рынок
Доля Украины на мировом рынке торговли металлом в 2006 г. составила 7,6 % Благоприятная конъюнктура первой половины 2007 года на металл украинского производства помогла обеспечить валютные поступления в размере 7,92 млрд. долл. США, что на 34 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Таким образом Украина является крупнейшим мировым экспортером металлопродукции.
Тем не менее, на своих традиционных рынках сбыта отечественные металлурги сталкиваются с усиливающейся конкуренцией со стороны производителей России, Турции, Индии и, особенно, Китая, периодически возникают проблемы с торговыми барьерами и квотами.
Рассматривая перспективы украинской экспортной металлоторговли на ближайшие годы, следует отметить, что сохранение и развитие ее позиций требует ряда неотложных мер. Прежде всего, это – восстановление конкурентоспособности на рынках Юго-Восточной Азии, что сопряжено с проведением продуманной тарифной политики и снижением себестоимости продукции. Также следует большее внимание уделить рынкам Ближнего Востока и Северной Африки – их потенциал для украинской металлопродукции далеко не исчерпан. Необходима и диверсификация сортамента металлургического экспорта, приведение его в соответствие с мировой структурой.
По мнению директора ООО «Институт стратегических исследований» Александра Каленкова, Украина должна осуществить шесть основных шагов, которые позволят не дать странам-конкурентам оставить отечественных металлургов вне игры:
1) модернизировать отрасль путем ускоренной амортизации оборудования;
2) поддержать науку и образование;
3) изменить антимонопольное законодательство, в частности, пересмотреть статус и возможности монополистов;
4) стимулировать внутреннее потребление металла;
5) защитить интересы отрасли на внешнем рынке;
6) развить смежные и поддерживающие горно-металлургический комплекс отрасли (в частности, добычу коксующегося угля и транспортную инфраструктуру).
Внутренний рынок
200 кг/чел. – таково потребление металла в Украине сегодня. Таким образом внутреннее потребление металла в Украине выросло на 36%. Но далеко не вся металлопродукция высокотехнологичных видов выпускается на отечественных предприятиях – за полугодие ее было импортировано на 420 млн. долл. США (рост объемов на 12%). Отсюда следует, что украинским металлопроизводителям следовало бы уделять большее внимание нуждам отечественных потребителей металла.
Инвестиции
В целом по украинской металлургии за первое полугодие 2007 г. инвестиции составили 44,0 долл. США на тонну выпущенной стали, что впечатляет даже в сравнении со среднеевропейскими показателями. Так, в 2007 г. корпорация "Индустриальный Союз Донбасса" планирует инвестировать в модернизацию производства Алчевского МК 3,5 млрд. грн., Днепровского металлургического комбината им. Дзержинского – 857 млн. грн. Металлургический комбинат им. Ильича в этом году намеревается инвестировать в модернизацию производства 640 млн. гривен, из них 550 млн. гривен – в обновление основных производственных мощностей.
Состояние оборудования
За 6 месяцев 2007 года предприятия ГМК вложили 790 млн. грн. в реконструкцию и модернизацию своих производств. Но структурное несовершенство и технологическое отставания на фоне старения основных производственных фондов продолжает оставаться проблемой отечественного ГМК. Так, на оборудовании, срок эксплуатации которого давно истек, сегодня производится почти 50% всей металлопродукции в Украине. Это подтверждается и рентабельностью реализованной продукции – если в среднем по металлургии она составляет 18,8%, то по отдельным предприятиям она значительно колеблется – от 48,3% до 1,9%. Таким образом сомнений, что главным направлением развития украинской металлургии является инновационный путь, нет.
ГМК и природохрана
Изношенные мощности влияют не только на рентабельность продукции, но и на экологию в регионе. За первые 5 месяцев текущего года отечественные предприятия ГМК за нарушение в сфере охраны окружающей среды оштрафованы на 5,4 млн. грн. В 2006 году на долю предприятий ГМК пришлось 32% всех объемов вредных выбросов в нашей стране.
«В таких городах, как Кривой Рог, Алчевск, Мариуполь, Днепродзержинск, уровень вредных выбросов в воздух со стороны металлопредприятий достигает 90%», - подчеркивает Святослав Куруленко, первый заместитель министра охраны окружающей природной среды Украины.
Однако ужесточение государственной политики в сфере экологии может больно ударить по металлургам. Как показывает практика, на данный момент предприятия ГМК Украины, в большинстве своем, пока не могут, или не хотят, несмотря на штрафы и увещевания экологов, кардинально решать экологические проблемы, возникающие в результате их деятельности. Одним из стимулов для модернизации предприятий, без которой невозможно эффективное применение новых очистных сооружений, на данный момент служит законопроект природоохранного министерства о возврате предприятиям 50% средств, уплаченных в специальный фонд за загрязнение окружающей среды.
IPO, ВТО и ребрендинг
Уже наметилось формирование крупных вертикально и горизонтально интегрированных компаний в ГМК с базой в Украине, осуществляются приобретения зарубежных активов, возможны слияния производителей. Усилия по модернизации направлены и на повышение эффективности производства, внедрение ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий – тем самым улучшается инвестиционная привлекательность отрасли, облегчается выход предприятий на фондовый рынок.
Около ста предприятий горно-металлургического комплекса Украины, среди которых «Интерпайп», «Запорожсталь», «Днепросталь», в текущем году заявили о желании выйти на IPO. Об этом заявил руководитель отдела консультационных услуг по сопровождению сделок ООО «Эрнст энд Янг» Аарон Джонсон.
Несколько крупнейших игроков отечественной и международной металлоторговли заявили о реструктуризации и ребрендинге («Леман-Украина», «Метинвест-Евразия»). Такие тенденции свидетельствуют о новой концепции работы на рынке металла. Очевидно, что сегодня отечественные металлопроизводители все активнее включаются в процессы, характеризующие мировую металлургию.
«УГМК заинтересована во вступлении Украины в ВТО. С развитием международной сети нам необходимо иметь возможность товар, который производится в Украине, продвигать в нашу же сеть, но за рубежом. В нынешней ситуации нас ограничивают квоты», - заявил Николай Бойченко, Гендиректор ООО «Украинская горно-металлургическая компания», чьи предприятия уже около двух лет функционируют в Польше.
Тем не менее, усилий одних металлургов в деле развития отечественного ГМК совершенно недостаточно – необходимы внимание и поддержка отрасли со стороны государства. В конечном счете, сотрудничество государства и бизнеса должно привести к изменению структуры производства и внутреннего потребления в сторону продукции с более высокой добавленной стоимостью и экспансии национальных компаний на внешних рынках с увеличением продаж, приобретением активов, развитием сбытовых сетей.