Владельцы украинских автозаводов требуют от правительства поднять до 34% ввозную пошлину на импортные легковые машины с двигателями объемом 1–2,2 л или ввести квотирование поставок. В случае удовлетворения требований автопроизводителей импортные легковушки этого сегмента подорожают вполовину либо их вовсе перестанут завозить.
В чем проблема?
В начале июля Межведомственной комиссией по международной торговле совместно с Минэкономики было начато специальное расследование в отношении импорта легковых автомобилей. Инициатором расследования стала ассоциация Укравтопром, которая объединяет украинских производителей легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов. В ее заявлении, поданном в комиссию от лица трех отечественных автозаводов (ЗАЗ, Еврокар и КрАСЗ), говорится, что с 2008 года наблюдается значительный рост импорта легковых автомобилей в Украину. По данным Укравтопрома, только в прошлом году импорт увеличился на 70% по отношению к 2009 году. При этом, по мнению ассоциации, продажи отечественных машин падают, предприятия терпят колоссальные убытки, а производственные мощности простаивают.
Но вместо того чтобы стимулировать спрос на свою продукцию снижением цен или, например, внедрением программ утилизации (как это сделано в России), автозаводы предлагают выстроить на границе заслон в виде ввозной пошлины в 34% сроком на 4 года.
Если при этом учитывать акциз и НДС, то машины с моторами 1–2,2 л подорожают на 40–50%! Понятно, что при этом торговля ими потеряет какой-либо смысл. А в случае квот, которые наверняка окажутся мизерными (на уровне нескольких сотен машин в год всех марок), автомобили этого сегмента превратятся в дефицит либо вовсе перестанут поставляться в страну.
Иными словами, наши производители хотят закрыть рынок для 80% процентов импортируемых автомобилей – примерно столько в общем объеме продаж занимают модели с двигателями объемом до 2,2 л.
Авторынок Украины может лишиться 80% импортируемых автомобилей – примерно столько в общем объеме продаж занимают модели с двигателями до 2,2 л
Как решаем?
За последний год (с августа 2010 года) ассоциация Укравтопром уже трижды подавала свое ходатайство, но каждый раз в Межведомственной комиссии по международной торговле не находили предпосылок для спецрасследования. Откуда же им взяться теперь? Кроме того, заявление было принято в нарушение процедуры: в соответствии с законом, апеллировать к Межведомственной комиссии могут только производители, но уж никак не ассоциация Укравтопром, которая является общественной организацией и может выступать лишь одной из заинтересованных сторон.
Примечательно, что ассоциация даже изыскала закон, под который можно подвести свои требования, не нарушив при этом правил ВТО, куда входит Украина. Это закон «О применении специальных мер относительно импорта в Украину». Он позволяет (при возникновении угрозы значительного ущерба национальному производителю со стороны импорта!) проводить специальные расследования и в случае чего применять специальные меры защиты вроде дополнительных пошлин или квотирования импортных товаров.
Как бы там ни было, спецрасследование против импортных машин начато. И сейчас чиновникам Минэкономики самое время разобраться, кто же на самом деле у них просит защиты.
Кого защищаем?
Среди выпускаемых на наших заводах легковых автомобилей нет ни одного, который можно было бы считать действительно украинским. В массе своей «легковой» автопром Украины – это мелкоузловая или крупноузловая сборка. Иначе говоря, «отвертка» – тот же импорт, только в «разобранном» виде. Автомобили Geely, Kia, SsangYong и Skoda собираются по технологии SKD из привозных машинокомплектов. По полному циклу со сваркой и окраской кузовов выпускаются некоторые модели Hyundai и Лада, но и эти машины, несмотря на украинский VIN-код, остаются корейскими и российскими. Защитив такой автопром заградительными пошлинами, государство немало потеряет: с каждого импортированного автомобиля в бюджет поступает 10% пошлины, в то время как «отверточные» производители платят всего по 100 евро за ввезенный кузов.
Кроме того, ситуация на украинских предприятиях автомобильной отрасли не так плоха, какой ее старается представить ассоциация Укравтопром. Действительно, в 2009 году выпуск легковых машин упал до 65,7 тысяч (против 402 тысяч единиц годом ранее). Но с тех пор кривая производства идет вверх: в 2010 году заводы произвели 75,3 тысячи автомобилей, а по итогам первого полугодия 2011 года прирост едва не достиг 70% от результата годичной давности. Так что, невзирая на продолжающийся кризис, украинская автомобильная промышленность находится на подъеме.
С каждого импортированного автомобиля в бюджет страны поступает 10% пошлины, в то время как «отверточные» производители платят по 100 евро за ввезенный кузов
В чем угроза?
Закон «О применении специальных мер относительно импорта в Украину», которым руководствовалась ассоциация Укравтопром, определяет не только предпосылки для спецрасследований в отношении импорта, но и правила их проведения. Так, угрозу национальному производителю следует определять, исходя из фактов, и только после всесторонней анализа состояния национального производства. Обязательным условием для введения каких-либо мер защиты является причинно-следственная связь между ростом импорта и причинением значительного ущерба национальному производителю. Тут действует следующий принцип: помимо роста импорта необходимо учитывать наличие или отсутствие других факторов, причиняющих ущерб. Каких? Таких как, например, экономический кризис, от которого в равной степени страдают и отечественные автозаводы, и импортеры автомобилей.
Кроме того, закон обязывает учитывать еще и интересы потребителей. А покупатели хотят покупать современные, безопасные и комфортные автомобили, а вовсе не морально и технически устаревшие «отечественные» модели. Этой возможности украинцев как раз и намереваются лишить.
Что дальше?
Нетрудно представить, что произойдет, если в результате расследования к импортным машинам все же применят заградительные пошлины либо квотирование. Доступные ранее среднему украинцу модели подорожают вполовину, и спрос на них моментально сократится до минимума – лишь единицы прельстятся машинами гольф-класса или компактными кроссоверами по цене автомобилей премиум-сегмента. Покупателям волей-неволей придется переключиться на ЗАЗы, Geely и остальные выпускаемые в стране автомобили. Но и они подскочат в цене – при закрытом рынке и отсутствии конкурентов продавцы станут повышать ценники безо всякого стеснения.
А что будет с импортерами? Дилеры начнут закрываться один за одним; львиная доля из более чем 80 тысяч человек, занятых продажами и обслуживанием импортных машин, окажется попросту выброшенной на улицу. В итоге, развитие украинского автомобильного рынка остановится на долгие годы.
Еще одним негативным последствием могут стать весьма вероятные ответные ограничительные санкции к поставляемым на экспорт отечественным товарам. Не говоря уже о том, что лоббируемые таможенные преграды негативно скажутся на инвестиционной привлекательности Украины и ее имидже на международной арене.