Контракти.ua

Автор: Дмитрий Симонов —  3872  —  23.07.11
Психология масс: как IT-технологии позволяют привлечь к решению бизнес-задач коллективный разум
Психология масс: как IT-технологии позволяют привлечь к решению бизнес-задач коллективный разум

В 2006 году появился термин «краудсорсинг», который в противовес аутсорсингу подразумевает, что ту или иную бизнес-задачу доверяют решить… толпе.

Толпотворение

Еще в 2000-м канадская золотодобывающая компания Goldcorp ради спасения своего бизнеса пошла на невиданный для этой консервативной отрасли шаг. В открытый доступ были выложены данные о геологической разведке территории Red Lake, где штатные геологи уже не могли найти ничего стоящего. Для всех желающих был объявлен конкурс с общим призовым фондом свыше $500 тыс. В ответ компания получила предложения от более чем 1400 ученых, геологов, инженеров из 50 стран. Они определили 110 перспективных точек, 80% из которых оказались действительно золотоносными. В итоге Goldcorp добыла золота более чем на $3 млрд. Все это стало возможным только благодаря тому, что вопреки устоявшейся практике компания доверила решение своих задач всем желающим.

Коллективный разум позволяет решать задачи, которые в принципе не по силам индивидуальному интеллекту

Еще один способ применения коллективного интеллекта — рынки предсказаний. Как следует из названия, речь идет о неком механизме для прогнозирования будущего. Схематически работа рынков предсказаний выглядит следующим образом. Допустим, компания хочет спрогнозировать, достигнет ли объем продаж в текущем году определенного уровня. Этот вопрос выносится на рынок предсказаний, участники которого делают свои ставки. Те, кто верит, что прогноз сбудется, покупают «акции» данного прогноза по текущей цене. А те, кто не верит в него, соответственно продают. Таким образом, текущая цена «акций» отображает мнение рынка о вероятности того или иного события в будущем. Когда фактический объем продаж по итогам года становится известен, то держатели «акций» получают их полную стоимость, если прогноз сбылся, или не получают ничего, если он не сбылся. Участником такого рынка предсказаний может стать всякий, кто считает себя достаточно компетентным и готов рискнуть деньгами.

Социологи отдыхают

Пример одного из старейших рынков предсказаний — Iowa Electronic Markets (IEM), который работает с 1988 года под управлением Университета штата Айова. IEM создан для исследовательских и образовательных целей. За все время его услугами воспользовались более сотни университетов, в том числе Harvard и MIT.

Насколько точны в своих прогнозах такие рынки? Чтобы ответить на данный вопрос, в 2008 году группа ученых из Университета штата Айова сравнила эффективность IEM и социологических опросов перед президентскими выборами. Оказалось, что с 1988 по 2004 год на пяти выборах рынок предсказаний в 74% случаев дал более точный прогноз, чем соцопросы разных компаний. Особенно выгодно рынок предсказаний отличается своей точностью на ранних этапах — за 100 дней до выборов и более. Во время последней избирательной кампании IEM спрогнозировал результат Барака Обамы и Джона Маккейна точнее, чем соцопросы таких компаний, как Gallup.

Корпорации прогнозируют

Область применения рынков предсказаний далеко не исчерпывается академическими исследованиями и прогнозированием результатов политических выборов. Компания Google в 2005 году сообщила на своем официальном блоге о том, что идеи IEM вдохновили ее на запуск собственных рынков предсказаний. Их целью было прогнозирование даты запуска новых продуктов, открытия новых офисов и ряда других, стратегически важных для компании событий. Анализируя опыт работы с рынками предсказаний, специалисты Google пришли к выводу о высокой точности этого инструмента.

Для Украины рынки предсказаний пока экзотика - все попытки разузнать что-либо об этом инструменте не увенчались успехом

Один из аргументов в пользу применения рынков предсказаний для решения бизнес-задач состоит в том, что прогнозы коллективного разума часто оказываются более точными, чем предсказания отдельных экспертов, пусть даже весьма компетентных. Компания Best Buy решила воспользоваться этим инструментом для того, чтобы спрогнозировать уровень продаж нового сервисного пакета для ноутбуков. Еще до начала продаж рынок предсказал результат на треть ниже официального прогноза менеджерской команды. В дальнейшем прогноз рынка ухудшился. Когда фактические показатели продаж подтвердили его правильность, компания прекратила продажи неудачного продукта и начала создание нового пакета. На этот раз корпоративный рынок предсказаний должен был ответить на вопрос, удастся ли начать продажи нового продукта к назначенной дате. Теперь ответ рынка был утвердительным и он снова оказался правильным.

Best Buy использовала для своих целей IT-приложение, основанное на идее рынков предсказаний, которое создано компанией Consensus Point. Среди других ее клиентов — General Electric и Motorola. GE, в частности, с помощью рынков предсказаний определяет, в какие технологии следует инвестировать и какие продукты имеет смысл разрабатывать.

Стоит отметить, что в рынках предсказаний от Consensus Point, как и во многих других, настоящие деньги не используются. Поскольку в США интернет-гемблинг находится вне закона, то их приходится заменять игровой валютой. В то же время компания, использующая рынки предсказаний, может поощрять наиболее успешных участников рынка денежными или другими стимулами. IEM является одним из исключений из данного правила, поскольку этот рынок служит академическим целям, а размер ставок одного участника не может превышать $500.

Для Украины рынки предсказаний пока экзотика. Все попытки Контрактов разузнать что-либо об этом инструменте у отечественных финансовых аналитиков, экономистов или экспертов по стартапам не увенчались успехом. В то же время в России стартап Witology разработал платформу с использованием идеи рынков предсказаний, которая предназначена для решения корпоративных задач и проходит сейчас стадию тестирования.

Футархия — мать порядка

Некоторые адепты рынков прогнозов считают, что этот механизм может стать основой для новой, более эффективной формы государственного управления. Профессор экономики из George Mason University Робин Хансон, по совместительству главный научный сотрудник компании Consensus Point, назвал эту форму правления футархией (futarchy). Она предполагает, что общество голосует за свои ценности так же, как это делается согласно демократическим принципам. Но в то же время пути достижения поставленных целей определяются с помощью рынков прогнозов. «Когда рынок предсказаний четко определяет, что предлагаемая политика повысит благосостояние народа, это предложение становится законом» — так профессор Хансон характеризует основное правило предложенной им системы государственного управления. Футархия не имеет своей идеологической окраски, поскольку определяет лишь способы достижения целей, но не устанавливает ценности. Автор идеи не считает рынки предсказаний совершенным механизмом принятия решений, но утверждает, что они являются лучшей альтернативой существующим методам.