На днях финишировала восьмая сессия ВР шестого созыва. По результатам ее работы напрашивается вывод: даже полная подконтрольность законодательного органа президенту далеко не означает быстрого проведения эффективных реформ.
Вместе с тем это не мешает отдельным депутатам проводить лоббистские законопроекты. Есть, правда, в активе прошлой сессии и некоторые полезные законы. Но принятие их в авральном порядке без обсуждения порождает массу противоречий норм, оставляет лазейки для чиновников.
Правда, Виктор Янукович вряд ли согласится с такими выводами. Во время украинско-армянского бизнес-форума он заявил: «Я вам скажу, что парламент никогда за все годы независимости так не работал, так не штамповал законы, как сейчас». Президент считает, что в Украине в нынешнем году стартовали реформы по четырнадцати направлениям, а в прошлом — по семи.
По подсчетам экспертов Лаборатории законодательных инициатив, за февраль–июль 2011 года Верховная Рада приняла в целом 160 законов. При этом наиболее активным субъектом законодательной инициативы был Кабмин. За упомянутый период принято 79 правительственных законопроектов. Авторство еще 70 документов принадлежит народным избранникам. Сам же президент выступил инициатором лишь семи принятых законов. Эти цифры говорят об уровне ответственности институтов власти за «штампование законов» и реализацию так называемых реформ.
По подсчетам экспертов Лаборатории законодательных инициатив, за февраль–июль 2011 года Верховная Рада приняла в целом 160 законов
В реальности же за последние полгода они практически не сдвинулись с места. А те, что были начаты в прошлом году, лишь показали, что перекраивание действующих законов с имплементацией лоббистских норм лишь усугубляет ситуацию. К примеру, сегодня очевидно, что необходимо вносить изменения в Налоговый кодекс. На протяжении последней сессии в парламент было подано немало законопроектов, призванных разрешить противоречия документа (в профильном комитете ВР их около 40). Но необходимых бизнесу изменений в НК внесено не было. В канун старта пенсионной реформы правительство наконец внесло в парламент законопроект об упрощенной системе, обещая принять его в кратчайшие сроки. Но хотя все спорные вопросы были уже урегулированы, законопроект приняли только в первом чтении (на момент сдачи материала). Скорее всего, законом он сможет стать лишь в случае протестов населения, вызванных пенсионной реформой, как сдерживающий фактор.
В прошлом году была проведена якобы судебная реформа. Но она лишь приумножила неверие граждан в верховенство права. В Украине все больше судопроизводство осуществляется избирательно, остается высоким уровень коррупции в судах. И даже выиграв суд, исполнить его решение возможно далеко не всегда. Под давлением Европейского суда по правам человека Минюст еще в начале года подал в парламент законопроект «О гарантиях государства относительно исполнения решений суда», суть которого вроде бы должна вытекать из названия. Но документ предполагает отменить льготы для множества категорий граждан. Такой подход к решению проблемы неисполнения судебных решений вызывает протест общественности. Поэтому законопроект пролежал в недрах парламента до конца сессии. А сегодня Виктор Янукович просит рассмотреть его в срочном порядке.
Одним из наиболее важных законов, принятых в прошлом полугодии, является Закон «Об основах предотвращения и противодействия коррупции». Его авторство взял на себя президент. Несмотря на это, народные избранники всячески противились принятию документа. В итоге его нормы были значительно смягчены, в частности, норма об обязательном декларировании чиновниками доходов и расходов. Впрочем, большинство экспертов не верят в то, что закон улучшит ситуацию в борьбе с коррупцией. Хотя Виктор Янукович с ними не согласен. «Никакой пощады не будет, — заявил он. — Никакой. Попал? Стоишь на пути развития экономики? Собираешь коррупционный налог? Только попадись. Попалась рука — с головой оторвем».
Кроме того, по мнению президента, значительно помочь в борьбе с коррупцией должна дерегуляция предпринимательской деятельности. Так, в этом году приняты законы о выдаче разрешительных документов в разрешительных центрах и перечне документов разрешительного характера, об отмене свидетельства о регистрации предпринимателей, о модельном уставе, об упрощении начала и прекращения бизнеса. Но при сегодняшнем административном давлении на предпринимателей эти законы — капля в море. Более важными могли бы стать инициированные бизнесом изменения в НК.
Но самой одиозной в нынешнем году стала пенсионная реформа. Под давлением МВФ парламент в пожарном порядке принял закон «О мероприятиях относительно законодательного обеспечения реформирования пенсионной системы». И это несмотря на то, что к законопроекту было подано более 1 тыс. поправок. Подобная процедура, очевидно, ожидает и земельную реформу. Соответствующий законопроект уже подан в парламент. Похоже, народные избранники так и не сделали выводов из ситуации с принятием Налогового кодекса, и страну ожидают очередные протесты.
В этой непростой ситуации парламент не забыл о меркантильных интересах приближенных к власти бизнесменов. В частности, были приняты два закона, которые списали более 24 млрд грн долгов перед государством предприятий ТЭК. Был принят закон о госсзакупках, который позволял распределять государственные средства без тендеров. К счастью, под давлением международных организаций президент был вынужден применить к нему право вето.