После неожиданного проявления нежных чувств к бизнесу — регистрации в ВР законопроекта об упрощенной системе налогообложения — власть не останавливается на достигнутом.
Хотя упомянутый документ сразу же пропал где-то в недрах парламента (обещанного его принятия «уже в ближайшее время» пока не наблюдается), на высшем уровне встал вопрос о срочной дерегуляции бизнеса. Собственно, кампания по упрощению условий ведения бизнеса стартовала еще год назад, но потом постепенно сошла на нет. Да и принятые в рамках программы законы не могли компенсировать бизнесу усиления фискальной нагрузки после вступления в силу Налогового кодекса. Кроме того, в самом правительстве неоднократно жаловались на то, что выполнение законов по дерегуляции саботируется на местах. В частности, это признавал правительственный уполномоченный по дерегуляции Михаил Бродский.
Упрощение требований к документам может спровоцировать махинации
В конце мая Виктор Янукович потребовал от Николая Азарова ускорить дерегуляцию бизнеса. «Почему у нас тормозится вопрос дерегуляции? Почему задерживаются разные подзаконные акты правительства и некоторых министерств?» — возмутился президент. Премьер пообещал исправить ситуацию. 10 июня на заседании Комитета по экономическим реформам Виктор Янукович поручил Кабмину разработать необходимую нормативную базу для реализации новых законов по дерегуляции. По словам первого заместителя главы АП Ирины Акимовой, президент сделал особый акцент на том, что по всем принятым законам нормативная база должна быть разработана и принята в кратчайшие сроки, а также поручил продолжить работу по расширению сфер дерегуляции.
Лиха беда начало
Возможно, обеспокоившись неутешительной статистикой регистрации новых предприятий после того как заработал Налоговый кодекс, в правительстве решили упростить процедуру открытия бизнеса. К примеру, были внесены изменения в некоторые нормативно-правовые акты (закон № 3263-VI, вступивший в силу 07.06.2011). По словам старшего партнера LCF Law Group Артема Стоянова, этот документ значительно упрощает открытие бизнеса и минимизирует затраты на эту процедуру. В частности, отменено требование о минимальном размере уставного капитала (УК) ООО. Также изымается норма о внесении в уставной капитал каждым из участников до момента госрегистрации общества не менее 50% своего вклада. Отменяются нормы об обязательном нотариальном удостоверении подлинности подписей учредителей на уставных документах и нотариальное заверение учредительных договоров. Регистратору можно подавать не только оригиналы и нотариально заверенные копии, но и обычные ксерокопии документов и др.
После того как заработал Налоговый кодекс в правительстве решили упростить процедуру открытия бизнеса
Впрочем, не все так однозначно. Юрист ЮК «Ващенко, Бугай и Партнеры» Никита Нуралин напоминает, что ранее минимальный УК и без того составлял одну минимальную зарплату. А потому вряд ли данная норма была серьезным препятствием для открытия бизнеса. Также следует помнить, что УК определяет размер имущества общества, который гарантирует интересы его кредиторов. То есть ООО само заинтересовано по возможности увеличивать УК. Что касается отмены нотариальных гарантий подписей учредителей и учредительных договоров, то, по словам юриста, это незначительно снижает затраты на регистрацию юрлица, но открывает возможности для махинаций. «В целом закон может улучшить рейтинги ведения бизнеса в Украине, но фактически процедуру учреждения предпринимательства особо не упрощает и открывает пути для злоупотреблений, особенно при подписании учредительных документов», — констатирует юрист.
Также законом № 3262-VI от 21.04.2011 предоставляется возможность создания предприятия на основании модельного устава, он утверждается КМУ. Если учредители ООО согласны с положениями такого устава, они не обязаны разрабатывать отдельный устав и подавать его госрегистратору. Если же они хотят как-то по-особенному урегулировать отношения между собой, у них остается право разработать индивидуальный устав. К сожалению, часто уставы предприятий не содержат обязательных положений или вовсе противоречат установленным нормам, поэтому могут быть признаны недействительными в судебном порядке. Модельный устав поможет предупредить такие последствия, а также может быть образцом при подготовке индивидуального устава во избежание будущих конфликтов и судебных споров. «Для Украины с достаточно забюрократизированной процедурой утверждения учредительных документов и регистрации юрлиц предлагаемые изменения будут иметь положительный эффект», — считает ассоциированный партнер ЮФ ILF Елена Пархоменко.
Приключения Электроника
Кроме того, 14 августа вступит в силу закон о госрегистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей в электронном режиме (закон № 2609-VI). Он позволяет подавать госрегистратору документы в электронной форме. В таком случае регистрационная карточка и документы удостоверяются электронной цифровой подписью заявителя. Но Артем Стоянов обращает внимание на то, что представление электронных документов возможно только для удостоверения факта создания субъекта предпринимательской деятельности (СПД). «Подача документов для регистрации изменений в учредительных документах осуществляется только на бумажных носителях», — говорит он. Такая процедура призвана сэкономить время и улучшить документооборот. Но на практике ситуация может выглядеть несколько иначе. По словам юриста ЮФ ILF Артема Наумова, физлицам-предпринимателям придется перед регистрацией получать электронную цифровую подпись, что вряд ли упростит всю процедуру. А вот с юрлицами могут возникнуть более сложные проблемы. Возникают вопросы: кто должен высылать и заверять документы, если учредителей ООО несколько? Как регистратор может проверить полномочия лица, которое выслало документы на регистрацию? Как он сможет проверить подлинность доверенности, если она заверяется лишь электронной цифровой подписью заявителя? «Учитывая современные компьютерные технологии, электронной копии доверенности доверять не стоит. Мы в любом случае столкнемся с необходимостью предоставления регистратору оригинала доверенности в бумажном виде», — считает Артем Наумов.
Проблема бизнеса не в печатях и свидетельствах, а в налогах и коррупции
Отметим, что власть пошла и на упрощение процедуры закрытия бизнеса. Соответствующие нормы содержатся в принятом в целом 18 мая законопроекте № 8295 (находится на подписи президента). В частности, предлагается ограничить сроки предоставления налоговыми органами и Пенсионным фондом справки об отсутствии у предприятия задолженности, предусмотрен принцип молчаливого согласия: если в течение десяти дней с окончания установленного срока такая справка не предоставляется, считается, что она предоставлена. Ранее же предоставления такой справки можно было ожидать годами, что не позволяло ликвидировать предприятие. Отменяется ряд платежей, необходимых сегодня при ликвидации предприятия, и пр. Заметим, что принцип молчаливого согласия введен еще в конце 2009 года. Но на практике он почти не действует. Не исключено, что после вступления в силу закона ГНАУ и Пенсионный фонд будут просто игнорировать данную норму.
Нам бы понедельники взять и отменить
Упростить жизнь предпринимателям призвана отмена свидетельства о государственной регистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей, введенная законом № 3205-VI от 07.04.2011. Согласно документу, свидетельство заменяется выпиской из единого государственного реестра (ЕГР). Партнер АО «АФ «АКТИО» Ольга Просянюк отмечает, что со вступлением в силу закона упрощается документооборот, а также уменьшаются расходы государства на изготовление бланков свидетельств о госрегистрации. Хотя, по ее словам, эти нововведения все же более значимы для государства, поскольку защита бланка свидетельства всегда была и остается достаточно затратной. Но есть и обратная сторона медали. Выписка выдается бессрочно и не может подтверждать стопроцентно информацию об СПД на конкретный момент, в том числе его наименование, местонахождение и др. «Выписка, выданная по результатам регистрации, в отличие от свидетельства, может и не содержать достоверную информацию, поскольку лишь показывает состояние юрлица на определенную дату, и в отличие от свидетельства, не подлежит замене в случае изменения соответствующей информации в реестре», — объясняет юрист. Впрочем, по ее мнению, этот недостаток частично компенсируется наличием у СПД справки статистики, в которой содержится актуальная и более полная информация, чем в свидетельстве (например, указывается руководитель юридического лица). Стоит отметить, что отмена свидетельства о госрегистрации потребует изменений не только в законы, но и во многие подзаконные акты. А потому в ближайшее время с применением выписок из ЕГР могут возникать проблемы.
Кампания по упрощению условий ведения бизнеса стартовала еще год назад, но потом постепенно сошла на нет
Но в правительстве собираются пойти дальше и отменить использование предпринимателями печатей. Соответствующий законопроект уже разработан. «Это будет следующим этапом для упрощения ведения бизнеса в Украине, — прокомментировал цель документа Михаил Бродский. — Он позволит стране подняться в рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка на несколько пунктов». Предполагается, что законопроект сэкономит каждому предпринимателю пять-семь дней и около 400 грн, необходимых на получение печати. Управляющий партнер ЮК LCF Law Group Анна Огренчук отмечает, что данная инициатива в общем и целом соответствует международному опыту. Но в украинских реалиях могут возникнуть трудности. Ведь без печати предприниматель не сможет работать с банком (либо придется документы заверять нотариально, что повлечет за собой дополнительные расходы и потерю времени). В случае отсутствия печати у предпринимателя налоговая будет требовать от него подачи отчетности в электронном виде с использованием электронного ключа, стоимость которого составляет более 100 грн в год. Печатями в обязательном порядке должны скрепляться определенные договоры. Юрист ЮФ «Мисечко и Партнеры» Антон Марченко замечает, что мошенничество в договорной системе присутствовало и при наличии печатей, а при их отмене может еще и возрасти. «Не вызывает сомнений то, что суды будут завалены обращениями по признанию договоров недействительными», — говорит специалист.
От PR — к реальным действиям
Елена Пархоменко отмечает, что все эти изменения направлены на оптимизацию затрат инвесторов, упрощение ведения бизнеса и даже гармонизацию национального законодательства с европейским. Но это точечное решение проблем. По ее мнению, это тактический подход, а не стратегический. «Причины инвестиционной непривлекательности страны и сложности начала и ведения бизнеса в Украине отнюдь не в нотариальном заверении или печатях, — рассказывает юрист. — Они гораздо глубже: бесчисленные ограничения в сфере валютного законодательства, тотальная коррупция, жесткая фискальная политика, отсутствие безопасного механизма использования электронной цифровой подписи, произвол в оформлении земли и т. д. Поэтому сегодня говорить о том, что в Украине вести бизнес стало легче, преждевременно». Конечно же, данные реформы решают некоторые проблемы. В то же время они могут создать и немало новых, в частности увеличение числа рейдерских захватов. «Теперь сменить директора на интересном объекте и вывести его активы стало еще проще!» — говорит Елена Пархоменко.
Председатель Комитета ВР по промышленной и регуляторной политике и предпринимательству Наталия Королевская оценивает ситуацию крайне скептично. «Несмотря на принятые законы, система осталась та же. Разрешительная система как была «доильным аппаратом», так и остается, о чем говорят все международные рейтинги», — отмечает депутат. По ее мнению, для реформирования сложившейся системы недостаточно точечных законодательных изменений. Необходимо переходить к радикальным мерам.