Контракти.ua

Автор: Павел Серов —  12481  —  14.06.11
Год реформ Януковича: полшага вперед и топтание на месте
Год реформ Януковича: полшага вперед и топтание на месте

Год назад, в начале июня 2010 года, президент Украины обнародовал свою программу реформ, по которой страна живет и до сих пор. По прошествии года можно констатировать: в судьбе этих реформ конъюнктура текущего момента решает все.

Некоторые реформы оказались сугубо декларативными, другие были проведены исключительно в интересах самой властной верхушки. А самые болезненные меры откладываются из-за падения рейтингов партии и призрака грядущих выборов.

Гладко было на бумаге

Программа реформ в 2010-м изначально не была лишена конъюнктурности. Ее писали в расчете на получение транша МВФ. В основу программы были положены наработки, сделанные еще в докризисную эпоху по заказу Фонда Ахметова при участии американских экспертов из компании McKinsey. Примечательно, что параллельно с программой реформ писался и меморандум о готовности принять жесткие условия мировых финансовых институций. Эти требования для публики были растворены в потоке общих фраз и двух десятках благих намерений, в результате чего программа стала аналогичной большинству прочих подобных документов, вплоть до подзабытого тимошенковского «Украинского прорыва».

Программа реформ в 2010-м изначально не была лишена конъюнктурности. Ее писали в расчете на получение транша МВФ

Принятие программы свое дело сделало - Украина транш получила. Решив эту первичную задачу, правительство Азарова сделало первый «выдох» - и занялось следующим пунктом «реформирования»: наполнением государственной казны за счет усиления фискального бремени. Началась работа над многострадальным Налоговым кодексом. Именно эту реформу власть торопилась осуществить в первую очередь. Остальные вроде бы начавшиеся реформы, в частности, судебная и административная – были проведены либо частично, либо формально.

Между тем, самый главный порок программы состоял не в том, о чем она говорила, а в том, о чем она даже не упоминала. Программа молчала об уменьшении энергозависимости страны, о каких-либо планах по энергосбережению, о модернизации металлургической и химической отраслей. Это и понятно, если вспоминать о заказчике первоначальных наработок – Фонде Ахметова. Еще одной причиной стали Харьковские соглашения, заключенные всего лишь за месяц до презентации реформ: тогда они казались спасением для украинской экономики. Через год стало ясно, что Россия обманула Украину и в политическом, и в экономическом смыслах.

Не говорилось в программе и о продаже земли. Из конкретики речь шла только о создании земельного кадастра. Форсировать эту тему начали лишь в начале 2011 года - по понятным причинам все той же конъюнктуры обогащения правящей верхушки. Не шла речь в программе и о создании реестра собственности в Украине, что должно быть одним из маркеров, обозначающих привлекательность для международных институций. Ничего не было сказано и о сокращении государственных расходов. Зато очень много говорилось о преодолении бюджетного дефицита. На тот момент это было самой актуальной проблемой, которую не удавалось бы решить без кредита МВФ.

Бюджет – «наше все»

В сфере бюджетных отношений первый этап реформы, расписанный до конца 2010 года, должен был содержать следующие положения: принятие закона о госзакупках, который должен преодолеть коррупцию в этой сфере; изменение Бюджетного кодекса для создания среднесрочного планирования; принятие закона о госдолге; создание законодательных основ оценивания инвестпроектов; введение госреестра инвестпроектов и их мониторинг; оптимизация государственных целевых и бюджетных программ; разработка и принятие закона о Фонде будущих поколений.

Что реализовано? Кроме первых двух пунктов, практически ничего. Да и то - закон о госзакупках принят в интересах новых лоббистских групп, а бюджетный кодекс изменен таким образом, что основной упор сделан не на контроль над расходами и правильное администрирование налогов, а на обеспечение бесперебойного поступления в бюджет средств, выкачиваемых отнюдь не из олигархических карманов.

Главный порок программы реформ-2010 состоял не в том, о чем она говорила, а в том, о чем она даже не упоминала

Реформу межбюджетных отношений планировалось увязать с административно-территориальной (в программе, к слову, не прописанной вообще). Последняя, как известно, вообще ныне подзабыта. Следовательно, и межбюджетные связи остались выстроенными по незамысловатой модели «снизу вверх», без горизонтальных связей и оставления необходимой местным общинам части дохода.

Налоговая реформа – первый провал

В отношении налоговой реформы программа Януковича стала как бы предварительным манифестом перед началом работы над Налоговым кодексом. В ней говорилось о налоге на недвижимость (с 2012 года), о постепенном снижении НДС, о выведении единого социального взноса из структуры единого налога, об уменьшении видов деятельности, подлежащих лицензированию. Планировалось быстрое принятие Налогового кодекса – «блицкригом», уже летом 2010 года. Не получилось, равно как и со вторым наступлением на права малого и среднего бизнеса - случился налоговый майдан.

Напомним, налоговая реформа программой планировалась в два этапа: первый (до конца 2010 года) предусматривал принятие собственно Налогового кодекса; сближение налогового и бухгалтерского учетов; возвращение накопленной задолженности по НДС государственными ценными бумагами и обеспечение своевременного возмещения НДС, начиная с 1 августа 2010 года.

Уже по ходу подготовки Налогового кодекса власть «залезла» и на второй этап реформы, обозначенный в программе концом 2012 года. На этом этапе планировалось сокращение количества малоэффективных налогов и сборов; сокращение сферы применения упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства; введение единого социального взноса; введение налога на имущество; реформирование системы администрирования налогов и сборов; введение механизма экологического налогообложения.

О том, что программа реформирования страны не выполняется, президенту стало очевидно в середине весны

Как видим, наполнение бюджета за счет малого и среднего бизнеса требовалось произвести столь быстро, что ни до какого 2012 года ждать не стали. Атака на малый и средний бизнес планировалась как стратегическая цель – необходимо было закрепить господство олигархии за счет разорения среднего класса и превращения его в дешевую рабсилу. Но Налоговый майдан заставил корректировать эти положения. В результате программу по фактическому разорению малого бизнеса можно считать незавершенной – и этот тот случай, когда огорчаться не стоит. Тем более, что работа над оставшимися после президентских поправок спорными моментами ни шатко ни валко идет до сих пор.

Что-то где-то реформируется

Одной из немногих реформ, которую удалось осуществить вроде бы быстро, ибо она была по сути, административно-командной по форме – судебная. Она была почти закончена к февралю 2011 года. Другое дело, что в украинских реалиях благие пожелания, прописанные в реформе, обернулись на практике созданием новых лояльных власти судов, заполненных выходцами из базового региона правящей партии, увеличением прав Высшего совета юстиции как надзорного органа над всеми судьями и показательным ограничением прав Верховного суда. На последнем этапе реформа свелась к неприкрытом давлению на главу Верховного суда Василия Онопенко, которое, однако, завершилось фактическим отступлением власти. Онопенко неведомым образом удалось отстоять свои позиции, после чего «урезание» Верховного суда было отложено, а другой суд - Конституционный - даже принял к рассмотрению жалобу оппозиционеров на нововведения реформы. То есть, и эта, вроде бы почти доведенная до конца, реформа, не может считаться завершенной.

Объявленные год назад реформы в сферах здравоохранения и образования также не реализованы. Первая не движется вообще: программа ее, по сути, представлена только недавно, в апреле 2011 года, и снова отправлена на очередной круг «обсуждения с общественностью». Сигналом президентского недовольства темпами реформы стали недавние ротации в Минздраве. Реформа образования «имени Табачника» свелась к восстановлению 11-летнего обучения, лихорадке с правилами поступления в вузы, переписанными учебниками истории, а также к недавнему запрещению вузовским преподавателям участвовать в семинарах и конференциях за бюджетный счет. Вершиной реформы можно считать сокращение числа вузов, предпринятое с целью установления контроля над их имуществом и постановки в их главе угодных ректоров.

Янукович наедине с реформами

О том, что программа реформирования страны не выполняется, президенту стало очевидно в середине весны, когда с его стороны началась активная критика Кабмина. 27 апреля был принят План действий на 2011 год по внедрению программы экономических реформ на 2010-2014. Янукович попытался обновить вектор реформ, обозначив, чем правительство должно заняться в текущем году: стабилизацией госбюджета, реформой налоговой системы, развитием финансового сектора, региональным развитием и реформой межбюджетных отношений, реформами медобслуживания, системы пенсионного страхования, образования, соцподдержки.

Недавние отставки в Кабмине – попытка сменить исполнителей на тех «фронтах» реформ, застой в которых наиболее очевиден рядовому электорату

Мало того: среди приоритетов на 2011 год президент определил дерегуляцию приватизации и управления госсобственностью, развитие научно-технической и инновационной сфер, международную интеграцию и сотрудничество, реформы электроэнергетики, угольной отрасли, нефтегазовой промышленности, ЖКХ, развитие транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства, земельной реформы, реформирование системы органов исполнительной власти, государственной службы, а также реализацию национальных проектов.

Конечно, год еще не завершен. Но столь обширный план деятельности говорит о том, что его постигнет судьба «материнской» программы. Фактически указанный план – очередное напоминание о том, что в реформировании нуждаются все сферы отношений в государстве. Недавние отставки в Кабмине – попытка сменить исполнителей на тех «фронтах» реформ, застой в которых наиболее очевиден рядовому электорату. То есть, в силу вступает уже предвыборная конъюнктура. Более чем сомнительно, что будут реформированы угольная и нефтегазовая отрасли, транспортная инфраструктура (УЕФА за год до чемпионата в ужасе от наших дорог), и что остальные сферы реформирования также получат существенный толчок. Каждый пункт этого амбициозного плана не содержит конкретики, и весь план выглядит перечнем громких деклараций.

Однако сам Янукович продолжает демонстрировать оптимизм по поводу хода реформ. У него нет иного выхода. «Украина начала путь модернизации страны практически по всем направлениям. В этом году будут охвачены реформами 21 направление жизнедеятельности нашего государства – в прошлом году мы охватили 7, и до конца нынешнего года добавятся еще 14», - убеждал 9 июня украинский президент председателя Венецианской комиссии Джанни Букиикио.

Янукович лишний раз упирает на достигнутую «стабильность». «Благодаря этому в прошлом году мы получили рост ВВП на уровне 4,2%. Дефицит бюджета на этот год мы заложили 3,5%. И практически видим, что в текущем году преодолеем этот дефицит», - провозглашает наш глава державы.

Характерно, что ранее премьер Николай Азаров заявлял: в 2011 году планируется обеспечить 5% роста ВВП и снизить уровень дефицита бюджета до 3%.Однако, по оценкам Нацбанка, рост ВВП Украины в марте-апреле 2011 года замедлился до 1-1,3%. 

Реформы Януковича стали заложниками непоследовательности, политизированности, лоббизма, саботажа, непродуманности и изначальной половинчатости

Воз и ныне там

Президент распекает и увольняет подчиненных, призывает к ускорению реформ, озвучивает новые планы, но неподъемный воз постсоветской экономики стоит на месте. В действительности за этот год успешно решена лишь одна проблема – построение пресловутой «вертикали». Реформ заявлено много – 24 направления, но большая часть из них требует либо радикального вторжения в сферу кормления чиновников и лоббистских групп, либо болезненна в электоральном плане. Потому можно прогнозировать, что особых подвижек в деле их реализации не будет. А после выборов наступит иная политическая реальность, когда программу реформирования снова откорректируют с учетом требований момента.

Реформы Януковича стали заложниками и жертвой непоследовательности, политизированности, лоббизма, саботажа, непродуманности и изначальной половинчатости. Они также вызвали активное народное недовольство и подтвердили неспособность власти к системной и последовательной реформаторской деятельности. Годовщина этих реформ являет нам признаки их провала. Без кардинальной смены экономической модели и преодоления политических рисков никаких подлинных подвижек в Украине быть не может. Власть фактически оказалась в тупике, который вынуждена прикрывать теперь паллиативными мерами и демонстративными отставками.

Статьи по теме
Зеленський позбавив громадянства Табачника, Клюєва та інших експосадовців часів Януковича
Зеленський позбавив громадянства Табачника, Клюєва та інших експосадовців часів Януковича

Причинами позбавлення громадянства цих осіб стала наявність у них російських паспортів.
06.02.23 — 740

Нотатки про наш «марафон»: путінська хуцпа голосами Ердогана та Шрьодера
Нотатки про наш «марафон»: путінська хуцпа голосами Ердогана та Шрьодера

Євген Дикий: Отже, мої котики та зайчики, час вчергове поговорити про серйозні речі, інколи приємні, а інколи і не дуже (спойлер – фінал оптимістичний). Накопичилось багато, і до вчорашнього вихідного тупо не було часу сісти накидати це все на папір. Вийшла така собі «нанодисертація», тож будемо дробити на розділи. Всього буде 4 розділи, кожен з яких викладатиму окремо. Ну, поїхали.
08.08.22 — 836

"Вас ніхто, як Януковича, забирати не буде": партизани попереджають колаборантів і просять підтримки для цивільних

Рух опору на тимчасово окупованих територіях зараз на слуху у всіх: протягом тижня були вибух в окупованому Бердянському порту, замах на колаборанта Ковальова.
03.07.22 — 1149