31 мая парламент внес в повестку дня правительственный законопроект № 8521, меняющий правила налогообложения малого бизнеса. В отличие от всех предыдущих правок к упрощенной системе этот документ хотя бы не содержит дискриминационных по отношению к малому бизнесу норм.
Хотя и особо революционным назвать его тоже нельзя — для основной массы упрощенцев в результате принятия этого проекта ежемесячная сумма налогов уменьшится примерно на 100 грн. Тем не менее появление правительственного законопроекта, в котором учтено большинство требований предпринимателей, — уже достижение. Во всяком случае, за 13 без малого лет существования упрощенной системы налогообложения подобное произошло впервые.
Что сделано и не сделано
Главное достижение предпринимателей — отмена фактического запрета на работу упрощенцев с юрлицами. Еще один плюс проекта — более-менее внятная дифференциация малого бизнеса. Хотя единый налог и остался фиксированной суммой (он исчисляется в процентах от минимальной зарплаты), его величина зависит от видов деятельности, оборота и числа наемных сотрудников. В самом простом случае, к примеру, для рыночного торговца с оборотом до 140 тыс. грн в год, который не использует наемный труд, максимальная величина единого налога в 2011 году составит чуть более 94 грн в месяц. То есть сумму, вполне адекватную не только по меркам Киева, но и для большинства областных и районных центров.
Упрощенцам необходимы снижение налогов на зарплату, замена разрешительной системы регистрации на заявительную и введение необлагаемого минимума доходов предпринимателей
Правда, единый налог — далеко не самый крупный платеж упрощенцев. Одновременно им придется платить и единый социальный взнос (ЕСВ). Для самого предпринимателя он установлен в размере 34,7% от минимальной зарплаты — в 2011 году взнос составит чуть более 330 грн. А вот с зарплат наемных сотрудников ЕСВ придется платить на общих основаниях — 3,6% от суммы на руки плюс еще 34,7% от фонда оплаты труда. Вместе с 15% подоходного налога (от которого освобождены сами упрощенцы, но не их сотрудники) предприниматель обязан заплатить 0,64 грн налогов на каждую гривню зарплаты, официально выплаченной наемному персоналу.
Это без преувеличения самый большой недостаток правительственного законопроекта. По подсчетам Контрактов, предприниматель с двумя-тремя наемными работниками, выплачивая официальную зарплату в 2,5–3 тыс. грн, в среднем ежемесячно отдает государству 3–5 тыс. грн в виде налогов, из которых на единый налог приходится от силы 200 грн.
Не зря предприниматели настаивали на уменьшении хотя бы ЕСВ с 34,7% до 18% — в этом смысле малый бизнес по определению менее конкурентоспособен, чем крупные предприятия. К примеру, по подсчетам Международной финансовой корпорации, в 2010 году предприятиям среднего бизнеса соблюдение украинского налогового законодательства (имеются в виду не только налоги, но и затраты на учет, отчетность, походы в налоговую и т. д.) обходились в 6% оборота, тогда как у предприятия с оборотом свыше 100 млн грн — всего в 0,05%. У малых предпринимателей этот процент может доходить и до 50% выручки.
Еще один глобальный недостаток законопроекта — отсутствие у предпринимателя права на ошибку. Эту нехитрую мысль стоит объяснить подробнее. В большинстве развитых стран получение дохода до определенной суммы вообще не облагается налогом. В Сингапуре — это $16 тыс. в год, в Новой Зеландии — $43 тыс., в Великобритании — $10 тыс. и даже в США (при всей строгости тамошней налоговой системы) первые $8,95 тыс. не подлежат налогообложению.
Чем ближе выборы, тем чаще власть будет прислушиваться к 6,5 млн украинцев, занятых в малом бизнесе
И это не благотворительность, а скорее вложения в будущее: для каждой из перечисленных стран указанная сумма позволяет открыть мелкий бизнес «на одного»: ремонт велосипедов, интернет-магазинчик, продуктовую лавку или даже кафе средней руки в случае с Новой Зеландией. При этом и в Новой Зеландии, и в Великобритании, и в США работает заявительная система открытия бизнеса. То есть предприниматели отправляются регистрироваться в британскую HM Revenue & Customs или американскую IRC только в том случае, если их бизнес увенчался успехом.
В Украине все обстоит с точностью до наоборот. Сначала — поход в местную администрацию, налоговую, ПФ, уплата от 500 грн до 1500 грн, получение разрешений, авансовый платеж единого налога и только после всего этого можно начать работу. Не забывая вести учет и отчитываться в налоговую и ПФ по постоянно меняющимся правилам. В случае неудачи время и деньги потеряны безвозвратно, к тому же на ликвидацию предпринимательства придется потратить столько же (если не больше) времени и денег, как и на регистрацию. Нарушение этого порядка карается штрафом: от 20 до 40 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (340–680 грн) по ст. 164 Кодекса об административных нарушениях. По иронии судьбы санкция за предпринимательскую деятельность без разрешения исчисляется в необлагаемых минимумах, основное предназначение которого во всем остальном мире — как раз стимулирование предпринимательства, причем без всякого вмешательства государства.
Что нужно
Без замены разрешительной системы на заявительную, хотя бы двукратного снижения налогов на зарплаты наемного персонала и без введения понятия не облагаемого налогом предпринимательского дохода — ситуация с малым бизнесом у нас кардинально не изменится. Можно ли ожидать подобного развития событий? Мне кажется — да.
История с появлением законопроекта № 8521 показывает, что предпринимательские протесты прекрасно запомнили и президент, и премьер.
Ничего удивительного в этом нет. По данным налоговиков, в Украине насчитывается более 2,4 млн частных предпринимателей. По подсчетам Контрактов, вместе с юридическими лицами-упрощенцами и наемными работниками общее число занятых в малом бизнесе составляет без малого 6,5 млн человек. При этом ноябрь прошлого года показал, что эти шесть миллионов представляют реальную силу. Иначе на встречу с ними на Предпринимательский майдан не ходили бы президент и премьер. А спустя пять месяцев (небывало короткий срок для украинской власти) их основные требования не попали бы в правительственный законопроект.
Чем ближе парламентские выборы 2012 года, тем чаще власть, которая всего пять месяцев назад считала, что «бабушка на рынке должна платить такие же налоги, как и Ашан», будет прислушиваться к требованиям 6,5 млн предпринимателей. Другого выхода у нее просто нет.