В прошлом месяце в Украине стартовали продажи сразу двух иномарок, произведенных на российских автозаводах, – Volkswagen Polo и Hyundai Accent. Разница в цене в 15-20% оказалась для наших покупателей более чем убедительной – дилеры сумели выйти на рекордные объемы реализации. И, судя по всему, это только начало автомобильной экспансии из РФ.
Ценовое ралли
По итогам апреля отечественный авторынок вышел на очередной рекорд – продажи новых автомобилей, по данным компании Autoconsulting, увеличились на 47%, вплотную приблизившись к отметке в 20 тыс. шт.
И, несмотря на череду майских праздников, в этом месяце дилеры имеют все шансы закрепить полученный результат: было продано на треть машин больше, чем за аналогичный период минувшего года. Стоит отметить, что динамичный рост автопродаж уже перешел из разряда приятных сюрпризов в стойкий тренд – с начала нынешнего года ежемесячная прибавка объемов реализации техники составляет 40-60%.
Но, если в прошлые месяцы, рассуждая о феномене автомобильного «чуда», эксперты называли среди его причин активизацию кредитования и смягчение условий для заемщиков, стабилизацию политической и экономической ситуации в стране, то теперь к этому списку добавилась и новая тенденция. В апреле рекордный прирост продаж на нашем рынке в немалой степени обеспечили иномарки, поставляемые из России.
Что и не очень удивительно. Собранный на калужском заводе Volkswagen Polo на 15-20% - или дешевле своего западноевропейского собрата. Разница в цене обеспечивается как за счет более дешевой рабочей силы в РФ, так и благодаря отсутствию ввозной пошлины при пересечении наших границ). Экономия в размере $4-5тыс. оказалась решающей для многих автолюбителей.
Hyundai подвинул ЗАЗ
Мини-революцию на украинском авторынке произвели и новые Hyundai Accent, поставки которых начались с завода корпорации в Санкт-Петербурге. Новинка была специально разработана для рынков СНГ (в РФ она продается под названием Solaris). Цена тоже местная – на 10-15% ниже аналога из Кореи, что позволяет покупателю сэкономить от $1,5 тыс.
Благодаря российским поставкам, в прошлом месяце общие продажи Hyundai Accent увеличились на треть, что позволило этому автомобильному брэнду буквально «порвать» рынок – было реализовано порядка 2 тыс. машин, а доля марки в рейтинге наиболее популярных в Украине авто составила 10%, что на 2% превышает мартовские показатели.
Hyundai сумела выйти на второе место в топ-10 самых продаваемых автомобильных брэндов, заняв место ЗАЗа, который с прекращением выпуска «Славуты» потерял 4% рынка и опустился на третью позицию.
Восточный маршрут
Нынешние российские премьеры – лишь первая ласточка. О планируемых поставках авто со своего московского завода уже заявили в Renault. Ожидается, что из соседней страны к нам будут ввозить также Peugeot и Citroen (группа компаний имеет собственные производственные мощности все в той же Калуге). Главный козырь российских иномарок – цена, которая будет ниже собранных в ЕС аналогов, как минимум, на 10%.
Причем, как считает директор Autoconsulting Олег Омельницкий, у наших покупателей вряд ли возникнут предубеждения относительно качества машин из РФ, так как в большинстве случаев речь идет не о сборке, а именно о полномасштабном производстве, а сами заводы принадлежат не местным партнерам, а головным автокорпорациям, которые контролируют заводские стандарты.
На сегодняшний день в России работает порядка 20 производственных площадок международных автоконцернов. Свои мощности в соседней стране, помимо перечисленных выше брэндов, есть у Nissan, Toyota, Mitsubishi. Перечень моделей, собираемых в России, постоянно расширяется. Так, помимо седанов Teana и кроссоверов X-Trail, Nissan собирается запустить производство Murano в Санкт-Петербурге.
В связи с перебоями на заводах в Японии, особые надежды на свое предприятие в российских Шушарах возлагает и Toyota. Не исключено, что в обозримом будущем именно оно будет удовлетворять львиные потребности рынков СНГ в автомобилях.
На калининградском заводе «Автотор» весной этого года стартовало производство кроссовера BMW X3. Первые партии новинок уже появились в российских автосалонах по цене от 1,6 млн. рублей (от $60 тыс), тогда как аналог европейской сборки стоит не менее $70 тыс.
От японских и европейских коллег не отстают и китайцы. В этом году на российском заводе «Дервейс» в Карачаево-Черкесии запущено производство LifanSmily. Об открытии заводов в РФ подумывают также Mazda и Fiat.
Украина, которая еще пять лет назад также рассматривалась автокорпорациями в качестве потенциальной производственной площадки, свои шансы уже потеряла, - уверен Олег Омельницкий. На желании иностранных бизнесменов вкладывать деньги в наш автопром сказалась как непрозрачная инвестиционная политика государства, так и действия местного автомобильного лобби, которое всеми силами отбивалось от конкурентов. В итоге, у нас есть лишь практика сборки (некоторые модели Hyundai – на заводе «Богдан», Cherry – на ЗАЗе, SsanYong – на Кременчугском автозаводе, Skoda - на «Еврокаре»).
Поскольку сборочные площадки принадлежат украинским предпринимателям, мировые корпорации не спешат давать добро на расширение модельного ряда. С активизацией производства в России жизнь наших сборщиков может еще больше усложниться, ведь производители не заинтересованы в конкуренции моделей, поэтому сделают все возможное, чтобы обеспечение украинского рынка шло в первую очередь, за счет российских автозаводов.