Контракти.ua

Автор: Андрей Бережанский —  23963  —  21.04.11
Бензин без оптимизма: почему правительство не сможет удержать А-95 в пределах 10 грн за литр
Бензин без оптимизма: почему правительство не сможет удержать А-95 в пределах 10 грн за литр

В апреле переработка нефти на Лисичанском НПЗ, на который приходится примерно половина внутреннего производства нефтепродуктов, сократится на 30%. Всего за последние шесть лет переработка нефти упала вдвое, а доля импортного топлива достигла 45-50% рынка.

Нынешнее положение отрасли отечественные переработчики объясняют дискриминационными условиями работы – нулевыми пошлинами на импорт нефтепродуктов и дешевой нефтью, которая доступна для переработчиков стран таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан), и недоступна для отечественных НПЗ. «Преимущество заводов Таможенного союза за счет беспошлинной поставки нефти составляет до $170 на тонне», - утверждают в пресс-службе ООО «ТНК-BP Коммерс» (Лисичанский НПЗ).

В поддержку отечественного товаропроизводителя правительство выдумывает разные схемы. К примеру, с осени 2010 года вынашивалась идея о введении пошлины на импорт нефтепродуктов. Спустя полгода премьер Николай Азаров, ранее выступавший за введение пошлины, изменил свое мнение, заявив, что повышение цен на топливо на 1,5-2,0 грн/л Кабмину ни к чему. Чуть ранее аналогичное заявление сделал Юрий Бойко, глава Минэнергоугля.

Параллельно правительство борется и за низкие цены на топливо. В марте после нескольких месяцев расследования АМКУ на 150 млн грн (1% дохода за 9 месяцев 2010 года) оштрафовал трех крупнейших операторов украинского нефтерынка: Окко-Нефтепродукт (Галнафтогаз), Континент Нефте Трейд (ТМ «WOG») и Альянс Холдинг (ТМ «Shell»). Озвученная причина - антиконкурентные согласованные действия на рынке бензинов, а именно одновременное поднятие розничных цен на бензин и ДТ в декабре 2010 - январе 2011 года. Эксперты уверены, что решение АМКУ исключительно политическое. Тем более, что впервые за всю историю работы АМКУ несколько компаний избежало наказания наравне со всеми. Напомним, что изначально в списке «нарушителей» значились еще ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина» и СП ООО «Кершер» («ТНК-ВР Холдинг»). Эти компании «за хорошее поведение» пока не оштрафованы и выведены в отдельное «дело».

С акцизом на топливо вообще глупо получилось. Сперва его увеличили: с 1 января 2011 года, в связи с вступлением в силу Налогового кодекса, акциз на бензин вырос с 132 до 182 евро за тонну, на ДТ - с 65 до 90 евро. В результате топливо подорожало минимум на 50 коп за литр. Но спустя всего три месяца акциз уменьшили до прежнего уровня – соответствующее решение ВР приняла 7 апреля. «Сначала нас убеждали, что лишь транспортный сбор, включенный в акциз на бензин, способен спасти украинские дороги. Теперь говорят, что для финансирования Укравтодора достаточно увеличить поступления от налога на добавленную стоимость. Непоследовательность чиновников поражает», - комментирует заместитель директора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.

А на днях снова появилась информация, что правительство может ввести пошлины на импорт нефтепродуктов. Дескать, это единственная возможность помочь отечественным НПЗ.

Причина метаний чиновников – передел рынка. Разные игроки, разные интересы, разные лобби – разные решения. Перебоев с поставками топлива не ожидается, но цены будут повышаться в штатном порядке – вслед за подорожанием нефти и истощением админресурса: сегодня «честная цена» качественного А-95 составляет 10,0-10,3 грн/литр. Отметим, 21 апреля средняя по Украине стоимость А-95, по данным консалтинговой компании UPECO, составила 10,01 грн/литр. А на некоторых заправках «Лукойла» в Одесской области достигла 10,20 грн за литр.

Есть ли экономическая необходимость менять правила игры на рынке нефтепродуктов?

Сергей Куюн, директор консалтинговой компании «А-95»: Думаю, что нет. У нас идеальный рынок: наценка минимальна, налоги на топливо одни из самых низких в мире, логистика поставок максимально диверсифицирована, конкуренция высока. Есть четыре украинских завода и десяток направлений импортных поставок, из разных стран – Румынии, Болгарии, Польши, Литвы, России, Беларуси… - и разным транспортом: морем, ж\д, автомобильным. До недавнего времени наценка из-за жесткой конкуренции составляла 3-5% или 30-50 коп на литре топлива, а в феврале-марте уменьшилась в три-четыре раза из-за усиления госрегулирования.

Подешевеет ли бензин, если украинские НПЗ увеличат переработку нефти?

Сергей Куюн: Нет. Стоимость нефтепродуктов определяется ценой нефти на мировых рынках и не зависит от объема импорта. От действий АМКУ тоже не зависит. Платежеспособный спрос «достиг потолка» в 9 грн/литр и по мере дальнейшего роста цен на бензин автолюбители стараются меньше ездить. В интересах операторов рынка обеспечить как можно меньшую цену на топливо, но в рамках рыночной экономики дешевле сделать трудно – нефть во всем мире дорожает.

Насколько велико преимущество НПЗ стран таможенного союза перед отечественными?

Сергей Куюн: Нет смысла сравнивать. Во-первых, серьезную долю в корзине переработки Мозырского НПЗ (Беларусь) занимает дорогостоящая азербайджанская нефть, во-вторых, белорусы платят экспортную пошлину на нефтепродукты, в-третьих, белорусские НПЗ все топливо продают на открытых аукционах либо по формулам с привязкой к мировому рынку. Для белорусов, остро нуждающихся в доходах бюджета и ведущих огромные программы модернизации НПЗ, продавать топливо дешево просто глупо. Украинские заводы терпят убытки не из-за демпинга цен на нефтепродукты, а из-за того, что ранее не вложили деньги в модернизацию. Более того, сегодня все НПЗ мира стали заложниками биржевых спекуляций на нефть. Все просто. Цены на нефть формируют спекулятивный капитал, а цены на нефтепродукты – рыночные реалии, в том числе слабый спрос и низкая платежеспособность потребителей. В результате половина НПЗ в мире сегодня работает с убытком, а украинские технически отсталые НПЗ – с большим убытком. В выигрыше – нефтедобытчики, которые субсидируют НПЗ. В Украине таковыми являются ТНК и «Лукойл», получающие сверхприбыли на высоких нефтяных ценах.

Был ли сговор нефтетрейдеров, которых оштрафовал АМКУ?

Сергей Куюн: Не было. Просто у чиновников не принято признавать объективный характер происходящих в экономике процессов, обязательно нужен виновный, вот их и нашли. Себестоимость нефтепродуктов на колонках одинакова у всех операторов рынка: закупают топливо на одних и тех же НПЗ, в том числе иностранных, имеют практически идентичную логистику и географию расположения станций по Украине. Поэтому при изменении налогов, стоимости закупки нефтепродуктов или удорожания логистики цены повышаются параллельно на всех АЗС в одном районе, и это особенность конкуренции между АЗС во всем мире.

Сколько будет стоить бензин в Украине в конце апреля?

Сергей Куюн: Объективная цена за качественный А-95 составляет 10,0-10,3 грн за литр. Ниже этого уровня цены могут быть в двух случаях. Или заправка работает себе в убыток, или же начинает «петлять»: продает под видом А-95 менее качественный бензин, бодяжит или реализует контрабандное топливо. Кстати, вот где нежен госконтроль. До 20% топлива на рынке – фальсификат или контрабанда. Исчезновение этих вводных позволит заводам увеличить переработку нефти как минимум на 3 млн тонн в год, то есть на треть. А это позволит снизить издержки и увеличить доходы.

Статьи по теме
Бензин дорожчає майже місяць: у чому причина
Бензин дорожчає майже місяць: у чому причина

Ціни на бензин та дизельне паливо в Україні за останній місяць зросли на 2-3 гривні. Така ситуація може бути пов'язана з кількома причинами.
12.04 — 168

Бензин та дизель подорожчали в Україні за останній місяць: ціни на АЗС
Бензин та дизель подорожчали в Україні за останній місяць: ціни на АЗС

Роздрібні ціни на бензин, дизельне паливо в Україні зросли у березні 2024 року приблизно на 4%. Автогаз подорожчав менше.
30.03 — 190

Україна поверне європейські норми щодо бензину для уникнення завозу російського пального
Україна поверне європейські норми щодо бензину для уникнення завозу російського пального

Міністерство енергетики підготувало проект постанови Кабінету міністрів про зміни до Технічного регламенту щодо вимог до автомобільних бензинів, дизельного, суднових та котельних палив.
21.01 — 718