Есть такой украинский анекдот: цыган посылает сына с кувшином за сметаной, но перед этим лупит пацана палкой. Его спрашивают: «Зачем ты бьешь ребенка?». «А чтобы кувшин не разбил», — отвечает цыган. «Так когда разобьет, тогда и отлупишь», — указывают ему. «Э, тогда уже будет поздно», — возражает тот.
Принятый за основу 1 февраля законопроект № 6523 от 15.06.2010 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно урегулирования вопросов авторского права и смежных прав» сейчас известен именно распространением принципа «пока не поздно». Но «любить» его можно не только за это.
Легкие деньги
За три недели после принятия законопроекта он стал широко известен как «закон о налоге на флешки». Впрочем, это определение не совсем точное, так как речь не идет о налоге в фискальном понимании. Речь идет о якобы авторских отчислениях. «Якобы» — так как взимаются они согласно действующему Закону «Об авторском праве и смежных правах» с 2001 года, со всего оборудования и материальных носителей, с применением которых можно осуществить воспроизведение произведений, зафиксированных в фонограммах и видеограммах. А можно и не осуществить, просто записав на носитель, скажем, собственные фотографии, то есть произведения, за которые никому авторского вознаграждения платить не надо. Но заплатить придется. «Якобы авторские» — так как уплатить эти деньги надо не авторам, а так называемым организациям коллективного управления имущественными правами, или в просторечии ОКУПпантам.
С принятием этого закона Кабмину придется пересмотреть свое постановление № 992 от 27.06.2003. Этим документом уже предусмотрена уплата отчислений за видеокамеры, магнитофоны и другую звукозаписывающую аппаратуру; радиоприемную аппаратуру, объединенную с устройством для записи звука; телеприемники, объединенные с устройством, записывающим звук или изображения; аудио и видеокассеты, лазерные диски. Законопроект № 6523 предлагает распространить «ОКУПпантские» отчисления еще и на носители и оборудование, с помощью которых можно осуществить репрографическое воспроизведение произведений и их частей. То есть это означает, что при желании новым «налогом» можно будет обложить не только принтеры и ксероксы (оборудование), но и обычную офисную бумагу — только потому, что на ней в принципе можно распечатать авторские текст или изображения. То же самое касается и тонера, и чернил для принтеров и копиров.
Коллективное управление правами сегодня очень выгодный бизнес, хотя де-юре такие организации и являются неприбыльными. Об этом свидетельствуют постоянные споры между ОКУП о праве быть «уполномоченной организацией» в тех или иных случаях. Кстати, в Украине таких организаций еще недавно было зарегистрировано 14. Сейчас же официальный web-портал Госдепартамента интеллектуальной собственности отказывается назвать их точное количество: «страница на реконструкции». В России между ОКУП тоже происходят перетасовки: недавно была отменена «уполномоченность» Всероссийского общества интеллектуальной собственности, а также Российского союза правообладателей, который собирал средства от продажи аудио и видеотехники с октября 2010 года. Но это его право было поставлено под сомнение другой ОКУП — Российским обществом по смежным правам.
Киберпространство под колпаком
Именно из российского законодательства взято еще одно нововведение законопроекта № 6523 — так называемый протокол осмотра web-страницы. Нотариусам предлагается предоставить право заверять верность копий web-страниц, которые содержат объекты авторского права и смежных прав. До сих пор в Украине о «нотариально заверенном скриншоте» знали только из ЖЖ и соответствующей статьи на lurkmore.ru. Еще одно заимствование из российского законодательства — положение о том, что «экземпляры произведений, выраженные в электронной форме, которые предоставляются библиотеками, в том числе в порядке взаимного пользования библиотечными ресурсами, могут предоставляться лишь в помещениях библиотек при условии исключения возможности создания экземпляров этих произведений в электронной форме». Следует сказать, что сетевые библиотеки России ответили на введение этого положения тем, что вывесили объявление следующего содержания: «Этот сайт является помещением библиотеки». Что же до создания экземпляров произведений в электронной форме, то web-библиотеки запретили копирование текста со своих страниц с помощью скриптов.
Подобные инициативы отечественных законодателей следует рассматривать сквозь призму сегодняшней ситуации в мире. Немало недавних событий как в Украине, так и за рубежом показали, насколько мощным инструментом гражданского общества стал интернет. Законопроект № 6523 является еще одной попыткой взять под контроль киберпространство. Россия по примеру Китая вводит цензуру в интернете, а Украина по примеру России принимает рестриктивный закон об авторских правах.
Чтобы боялись
Кроме того, законопроект № 6523 вносит изменения в Уголовный кодекс Украины. К примеру, предполагается, что невыплата вознаграждения или отчислений в сфере авторского права и смежных прав станет преступлением с санкцией до двух лет заключения. Хотя Институт проблем законодательства им. Ярослава Мудрого в своем комментарии указал, что целесообразность такого положения вызывает сомнения, законодатели не прислушались к его мнению.
Конечно, не все в этом проекте плохо. Например, использование так называемого свободного программного обеспечения в Украине сейчас является незаконным: статья 33 Закона об авторском праве требует заключать договоры о передаче прав на использование компьютерных программ только в письменной форме. Законопроект № 6523 дополняет эту статью положением, по которому такой договор может быть заключен присоединением к предложенному договору в целом «путем выполнения лицом, которое присоединяется к договору, определенных действий, которые выражают его волю к такому присоединению». Однако принятие этого закона в его нынешнем виде расширит права контролирующих органов и соответственно ограничит гражданские права украинцев, да еще и сделает всех нас цыганятами, которых наказывают заранее.