Контракти.ua

Автор: Надежда Гончарук —  10264  —  12.04.11
Космический бизнес: как частные компании осваивают космос
Космический бизнес: как частные компании осваивают космос

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил эпохальный полет в космос. Мог ли улыбчивый пилот предположить, что через 50 лет подобно героям фантастических книг бороздить просторы Вселенной смогут обычные люди? Скорее всего, нет.

Частные космические компании активно развиваются. В прошлом году негосударственная SpaceX (Space Exploration Technologies) совершила успешный запуск беспилотного корабля Dragon, предназначенного для доставки грузов, а впоследствии и людей на МКС. Ракетоноситель с челноком стартовал с космодрома на мысе Канаверал, затем корабль вышел на орбиту, дважды облетел Землю, вернулся в атмосферу, раскрыл парашюты и приводнился в Тихом океане.

Интересно, что основателем компании SpaceX выступает создатель электронной платежной системы PayPal инженер Элон Маск. В свое время он бок-о-бок работал с киевлянином Максом Левчином, также соучредителем PayPal, проданной в 2002 году eBay за $1,5 млрд. SpaceX разработала ракетоноситель Falcon 9, который и выведет на орбиту Dragon. По словам Маска, он не был уверен в успешном запуске. Предыдущие испытания Falcon 9 были не такими удачными: летом 2010-го запуск ракеты из-за технической неполадки состоялся лишь со второй попытки. «В ближайшей перспективе носитель должен выйти на рынок космических запусков. А корабль уже через 2-3 года будет доставлять на борт Международной космической станции (МКС) сначала грузы, а потом и космонавтов. Если SpaceX удастся осуществить свои задумки, то вслед за ней в космос выйдут и другие частники», – отмечает член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Александр Железняков.

Компания Virgin Galactic английского миллиардера Ричарда Брэнсона продолжает экспериментальные пуски пассажирского космолета SpaceShipTwo, разработанного знаменитым авиаконструктором Бертом Рутаном. В декабре прошлого года космолет совершил второй испытательный полет над калифорнийской пустыней Мохаве и новым космопортом Spaceport America. На заданную высоту аппарат доставил грузовой самолет WhiteKnightTwo, после чего SpaceShipTwo 11 минут отрабатывал в полете различные режимы работы, а затем вернулся на землю. Напомним, что первый коммерческий рейс состоится не ранее 2012 года – SpaceShipTwo поднимет космических туристов на суборбитальную высоту 110 км, несколько минут пассажиры проведут в космосе и испытают состояние невесомости, а затем космолет приземлится. Несколько сотен человек уже внесли предоплату за поездку – около $150 тыс из общих $200 тыс. «Думаю, что суборбитальный полет по баллистической кривой – это ненастоящий космический полет. Хотя 5 минут вы пребываете там в состоянии невесомости», – сомневается Юрий Алексеев, глава Национального космического агентства Украины (НКАУ). Тем не менее, количество космотуристов SpaceShipTwo растет.

Как рассказали kontrakty.ua в НКАУ, дублер Леонида Каденюка, первого украинского космонавта, наш соотечественник Ярослав Пустовой, работает в частной канадской компании Canadian Arrow и испытывает космические летательные аппараты для суборбитальных полетов. Эта компания участвовала в конкурсе X-Prize с призовым фондом в $10 млн за успешный запуск частного космического корабля. Правда, победителем соревнования стала компания Берта Рутана Scaled Composites и его летательный аппарат SpaceShipOne.

Планы у частных компаний по освоению Вселенной - «космические». Например, к 2020 году компания Space Adventures планирует частную экспедицию на Луну стоимостью $100 млн для каждого желающего. Bigelow Aerospace готовится к созданию  надувного отеля на орбите.

Пока же космос принадлежит крупным государственным компаниям, но даже эти структуры с годами растеряли былую мощь. Кто бы мог подумать, что NASA будет дотировать разработки частных компаний в области летательных космических аппаратов.

Последние полеты шаттлов состоятся до осени 2011-го. Это значит, что космических аппаратов для выхода на орбиту Земли у американцев не будет. Пока национальное космическое агентство США готовится покупать места на российских ракетоносителях «Союз», которые будут доставлять их экипаж на МКС. NASA заинтересовано в том, чтобы их космонавты летали на кораблях отечественного производства, пусть даже за деньги. Агентство сосредоточилось на создании пилотируемых кораблей для полетов на дальние расстояния, например, к Марсу.

Космическое агентство США уже заключило контракт с двумя частными компаниями на доставку грузов на МКС в 2012 году. Сумму в $3,5 млрд разделят между собой SpaceX (Space Exploration Technologies) и OSC (Orbital Sciences Corporation). Их аппараты доставят на МКС измерительные приборы, детали, запасы воды и пищи для космонавтов, а увезут на землю – отходы и ненужные оборудование.

Поддержку частным компаниям оказывает Барак Обама. Президент США выступает за сокращение многомиллиардного бюджета NASA, который становится для американской экономики непосильным. Урезание государственных космических расходов возможно, если частные компании будут запускать корабли за свой счет, а американское правительство начнет покупать у них места на ракетоносителях.

За последние десять лет стоимость космических полетов, в том числе разработок, госкомпаний достигла астрономических сумм. Вдумайтесь: бюджет NASA на 2011 год составит $18,7 млрд, из них около $600 млн – помощь частным компаниям. Перед грядущими выборами Обама старается особо не злить избирателей увеличением расходов госкомпаний. Предполагается, что бюджет американского космического агентства не изменится до 2016 года.

На пресс-конференции, посвященной юбилею полета Гагарина, глава НКАУ Юрий Алексеев рассказывал о планах Украины отправить на МКС второго украинского космонавта. Напомним, что первым был Леонид Каденюк, сейчас занимающий должность советника премьер-министра по вопросам авиации и космонавтики. По словам руководителя нашего космического агентства, стоимость полета украинца на МКС составит $150 млн. А это немалая сумма. Частные компании готовы возить людей намного дешевле.

Представители космических госагентств все еще не верят в то, что частники смогут совершать успешные пуски. «Космонавтика – очень серьезная наука. Самое главное здесь – обеспечить безопасность людей в космосе. Я не верю, что частные компании уделяют должное внимание вопросам надежности. Не зря частные ракетоносители Falcon пока нормально не летают: всего было четыре пуска, и только один оказался успешным. Хотя я понимаю, что со временем частные компании выйдут в космос. Американцы, к примеру, выделили $11-15 млрд из бюджета бизнесу для создания нового космического аппарата», – рассказал kontrakty.ua Юрий Алексеев.

Статьи по теме
"Січ" серед зірок. Україна зібралася заробити на космосі

Про те, як отримати прибуток від космічних програм думає вже не тільки Ілон Маск і його компанія SpaceX. Всесвіт перестає бути місцем для обраних, незабаром туристичні подорожі навколо планети стануть таким же звичним явищем, як поїздки маршруткою. За це вже готові платити сотні тисяч доларів, як і за інші космічні товари. Наприклад, супутникові знімки. І тут Україна може позмагатися з іншими, маючи унікальні космічні технології.
08.06.21 — 1751

Ракету с украинским двигателем запустили во Французской Гвиане
Ракету с украинским двигателем запустили во Французской Гвиане

С космодрома Куру во Французской Гвиане осуществлен успешный запуск ракеты-носителя Vega, блок маршевого двигателя четвертой ступени которой разработало КБ "Южное" и изготовил "Южмаш".
21.11.18 — 2340

Роскосмосу теперь нужно доказывать безопасность Союзов – швейцарские СМИ
Роскосмосу теперь нужно доказывать безопасность Союзов – швейцарские СМИ

После аварии ракеты "Союз-ФГ" на космодроме Байконур "Роскосмосу" надо будет доказывать безопасность своих пилотируемых космических кораблей.
13.10.18 — 2020