Возбуждение уголовного дела против бывшего президента Украины Леонида Кучмы, как это ни парадоксально, свелось не к обсуждению вопроса о возможности расследования убийства журналиста Георгия Гонгадзе, а к прогнозам относительно возможности экспроприации собственности президентского зятя Виктора Пинчука.
На первый взгляд, такие допущения кажутся весьма надуманными. Но для того чтобы убедиться в их возможной справедливости, стоит взглянуть на распределение доходов от частной и государственной собственности у нас и в соседней России.
Приход к власти в России в 2000 году Владимира Путина означал достаточно простую вещь: все олигархи, за исключением фактически выбившихся из общего ряда Бориса Березовского и Владимира Гусинского, остаются на своих местах. Березовский раздражал «семью» бывшего президента Бориса Ельцина своими амбициями, Гусинский во время политической конкуренции между «семьей» и ее противниками взял сторону Евгения Примакова и Юрия Лужкова. Единственным прямым исключением из правила стал арест Михаила Ходорковского и разгром ЮКОСа — правда, и эта история стала следствием скорее внутриэлитного конфликта, нежели проявлением прямой воли президента. А так Путин все годы своего правления — и все годы правления Дмитрия Медведева — выступал в роли эффективного гаранта олигархической собственности и олигархической же стабильности.
Возникает вопрос: а какой же ему в этом резон? А большой. Взамен Путин и его люди получили в управление государственную собственность — в российском случае этого достаточно, чтобы превратиться в «олигархов». Не случайно именно при Путине в России возник термин «государственные олигархи» — это когда говорят о таких людях, как глава Газпрома Алексей Миллер или вице-премьер Игорь Сечин. Конечно же, близость к Путину помогла ряду его друзей стать намного богаче, но на фоне разбогатевших в ельцинские времена это мизер. Борьба между Путиным и Медведевым — это попытка людей Медведева получить государственную собственность в свое собственное управление, оттеснив от него людей Путина. Именно поэтому в немногочисленном пока лагере сторонников Медведева пытаются убедить олигархическое сообщество, что Медведев — без Путина — может стать куда более эффективным гарантом собственности и стабильности.
Теперь посмотрим на Украину. Вся собственность здесь разделена между олигархическими лагерями. От президента требуется быть гарантом олигархической собственности и стабильности — как в России, но государственный сектор, которым он мог бы управлять в свое удовольствие, по определению не приносит ему таких доходов, как российскому коллеге. Одно дело, прошу прощения, Газпром и совсем другое — Нафтогаз. Таким образом, у президента нет никакого другого выбора, как самому становиться олигархом.
Кучма осуществил это через Пинчука. У Ющенко — из-за ограниченности полномочий и постоянной борьбы за власть с правительством — просто не было такой возможности. У Януковича она есть — но вся большая собственность в стране уже экспроприирована олигархами кучмовского призыва. Единственное, что остается главе государства, если за время своего правления он хочет создать собственную «семью» и умножить собственность, — это раскулачивать. И совершенно естественно, что раскулачивание может начаться с «чужого» олигарха. Если бы Янукович начал с кого-нибудь из донецких, это могло бы вызвать жесткий конфликт интересов и привести к досрочному окончанию его правления. Собственность предыдущей «семьи», которой Виктор Федорович к тому же не давал никаких гарантий безопасности, — наиболее лакомый кусочек. Семья Януковича, таким образом, может просто занять место семьи Кучмы. А если президент еще и поделится с донецкими — они признают в нем наилучшего гаранта своих интересов.
Таким образом, если Пинчук и другие олигархи, не входящие в ближний региональный круг президента, не выстроят эффективную линию защиты, они обречены. И дело вовсе не в Кучме и даже не в Гонгадзе. Дело в простой закономерности: деньги нужно откуда-то брать. Но линия защиты — это не делегитимация Януковича или крах Партии регионов. Все это и без олигархов произойдет рано или поздно. Линия защиты — это демократическая страна, в которой нет олигархов, а есть крупные бизнесмены, НА САМОМ ДЕЛЕ работающие на ее благо.
Пока никто из власть имущих — и никто из хозяев большого бизнеса — в этом замечен не был. Но теперь им придется выбирать не между Януковичем и Тимошенко, а между нормальной страной и нищенской сумой, а то и тюрьмой. Интересно, поймут ли они это вовремя и что выберут?
Фото UF