Украинское правительство во второй раз продлило ограничения на экспорт зерновых. Квоты, срок действия которых заканчивался 31 марта, останутся еще на три месяца — до конца текущего маркетингового года. При этом экспорт кукурузы, оказавшейся в избытке, будет увеличен на 2 млн т.
Количественные ограничения продлены, несмотря на предложение Виктора Януковича заменить их менее коррупционным механизмом сдерживания экспорта — пошлинами. «Если потребуются ограничения, то это будут не квоты, а таможенные меры», — заявила на конференции Economist в Киеве первый заместитель главы Администрации президента Ирина Акимова. Но уже на следующий день после ее выступления Кабмин решил иначе.
«Если в октябре 2010-го правительство преследовало цель сдержать цены на внутреннем рынке, то сейчас — обеспечить достаточный уровень переходных запасов зерновых и избежать повторения ситуации прошлого года, когда урожай был хорошим, но в Аграрном фонде не оказалось зерна», — объясняет аналитик BG Capital Дмитрий Ушенко. По его мнению, сейчас полная отмена квот привела бы к тому, что все зерно было бы вывезено из Украины. В такой ситуации правительство не сможет сдержать ценовую инфляцию.
Начиная с июля 2010-го Украина уже экспортировала 7,8 млн т зерновых. По данным Министерства экономического развития и торговли, в марте страна продала еще 2,8 млн т: 1,3 млн т по межправительственным соглашениям и 1,5 млн т в рамках квоты. По оценкам этого ведомства, на апрель–июнь 2011 года для экспорта останутся еще 2,9 млн т зерновых.
Однако, как отмечает директор консалтингового агентства ААА Сергей Наливка, переходные запасы на руках слишком велики — 11–12 млн т. «В текущем маркетинговом году Украина могла бы продать на внешних рынках 12–13 млн т зерна, а реализовала лишь 7,5 млн т. Наши потери достигают $1,35 млрд», — подсчитывает эксперт. Сегодня аграриям нужно продать излишки зерна, чтобы получить средства на посевную и освободить элеваторы под будущий урожай. Квотирование уже сказалось и на посевных площадях. По оценке консалтингового агентства ААА, недосев озимых достиг 800 тыс. га. В целом же в этом году посевные площади могут сократиться на 15%. Хотя, как уверяют в Министерстве аграрной политики и продовольствия, посевы зерновых, наоборот, увеличатся на 0,5 млн га.
За время действия ограничений на экспорт цены, к примеру, на продовольственную пшеницу третьего класса увеличились с 208–215 $/т до 276 $/т. При этом Украина ослабила свои позиции на нескольких важных рынках сбыта продукции — в Корее, Китае, Африке, Дальнем и Ближнем Востоке. И если транснациональным компаниям вернуть эти рынки будет легко, то украинским структурам, прекратившим поставлять туда свою продукцию, — гораздо сложнее.
Впрочем, наибольшее возмущение игроков рынка вызвала все же процедура распределения квот: некоторые компании не получили вовремя заключения Минагропрода о наличии у них зерна для экспорта, которые необходимы для подачи заявки. В результате крупные экспортеры оказались вне игры. К примеру, компания «Нибулон» была вынуждена оспаривать в суде распределение квот на экспорт зерна, происходившее в январе 2011 года, когда производитель не получил право поставлять продукцию на внешние рынки.
«Схема уже отлажена, и она работает в пользу одной компании, которая экспортирует зерно в основном в Россию», — возмущается один из участников рынка. «Мне кажется, что на этот раз квоты должны распределяться прозрачнее хотя бы из популистских целей», — говорит Дмитрий Ушенко.