Контракти.ua

21608  —  15.10.07
Инвестиции во власть
Инвестиции во власть

Нынешняя предвыборная гонка в силу своей краткосрочности обошлась спонсорам в $1-1,5 млрд. Это примерно вдвое меньше, чем во время предыдущей избирательной кампании, но в любом случае сумма немалая. Учитывая, что за счет членских взносов партии могут покрыть не более 7-15% расходов по обеспечению своей жизнедеятельности, остальные средства политические силы вынуждены пополнять за счет добровольных и отнюдь не бескорыстных спонсорских пожертвований.

Кто и сколько инвестировал в политические парти...

По материалам еженедельника "КОНТРАКТЫ"

 

Цена вопроса


Плакат неизвестного художника 1929 года, повествующий о претензиях местной сosa nostra к местному представителю власти...
Еще на выборах 2006 года наблюдалась массовая миграция миллиардеров и миллионеров во власть. Существует несколько основных причин, заставляющих крупный капитал идти в политику. Во-первых, политическая власть всегда использовалась представителями бизнеса как инструмент экономического влияния. Личное же присутствие во власти увеличивает шансы принятия нужных решений.

А благодаря такому явлению, как «договорная демократия», когда противостоящие политические лагери «кулуарно» договариваются об общих действиях в бизнес-среде, отступая при этом от своих предыдущих обещаний и избирательных программ (Закон «О Кабмине» от 12.01.2007 г., Закон «О продлении моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения до 2008 года» от 9.01.2007 г., принятые коалицией при поддержке БЮТ), политическая среда превращается в своеобразный закрытый клуб. При этом сохраняются все внешние признаки формальной демократичности избирательного процесса и, казалось бы, прозрачная процедура назначения на госдолжности.

Вторая причина — отсутствие в Украине самой культуры лоббирования. В результате недоверия к профессионалам-политикам, которые и должны заниматься лоббистской деятельностью, представители бизнеса сами приходят в политику. В свою очередь это мешает развиваться системному лоббированию, которое предполагает определенную степень публичности в принятии решений.

Наконец, в-третьих, закрытые партийные списки, не позволяющие избирателю контролировать персональное представительство его интересов во власти, на фоне растущих расходов на избирательные кампании приводят к тому, что партийные доноры сами входят в эти закрытые списки.

 

Именные спонсоры

Все ведущие политические силы имеют в своем активе как минимум по одному спонсору-олигарху. Кроме того, в рядах каждой крупной партии или блока сохранили свою прописку два-три десятка меценатов-миллионеров. Самой мощной политструктурой по концентрации капитала на одно место в списке, безусловно, является Партия регионов. Среди ее активистов крупных миллионеров насчитывается более сорока.

Несмотря на мимикрию меценатов от политики и их нежелание обнародовать свои подлинные политические интересы и партийные траты, проследить, кто и чем дышит, довольно легко. Достаточно опять же проанализировать партийные списки. И хотя процедуры финансирования, как мы уже говорили, довольно непрозрачны, логично все же предположить, что если, к примеру, топ-менеджеры предприятий некоего олигарха решили массово сменить профессию и стать депутатами, то олигарх за это заплатил. Исходя из подобных рабочих гипотез, мы и делаем выводы.


Так, покинувший ряды БЮТ бизнесмен Василий Хмельницкий является донором не только ставшей для него «родной» Партии регионов, но и Блока Литвина. Не исключено, что в перспективе миллиардер будет делать свой политический проект. Кстати, Литвин получил также помощь со стороны дружественного ИСД, финансировавшего его еще в 2006 году. Ходят слухи, что Индустриальный союз намерен запустить собственный либеральный проект и, похоже, не прочь создать его на основе Блока Литвина. Надо полагать, помощь блоку оказывает и 12-й номер в списке — Игорь Шаров.

Вторым проектом, финансируемым ИСД в лице исполнительного директора Сергея Таруты, остается НУ—НС. Генеральным же спонсором президентского мегаблока является Игорь Коломойский. Об этом свидетельствует его менеджерская квота в списке и, в частности, присутствие председателя правления Укрнефти Игоря Палицы. Остальные доноры Нашей Украины остались прежними: Александр Третьяков (АТЕК), Николай Мартыненко (Торговый дом «ОАО «Фирма»), Давид Жвания (Бринкфорд), Александр Слободян (Оболонь), Владимир Поляченко (Киевгорстрой), Виктор Тополов (Киев—Донбасс), Павел Жебривский (фармацевтический, аграрный бизнес), Петр Порошенко (Укрпроминвест), Евгений Червоненко (Орлан). Последние двое — несмотря на отсутствие в списке. Возможно какое-то участие в финансировании блока и со стороны Виктора Пинчука, делающего ставку на министра иностранных дел Арсения Яценюка и, по слухам, в самом ближайшем будущем намеревающегося создать под перспективного молодого политика отдельный проект.

 

Не исключено, что днепропетровский бизнесмен Коломойский также полностью не отказался от финансирования Блока Юлии Тимошенко, а лишь несколько сократил свою помощь. По крайней мере, раскладывать яйца в разные корзины — вполне в духе совладельца группы «Приват». Также в финансировании кампании БЮТ принимают участие все прописанные там бизнесмены. А их в списках хватает — Александр Фельдман (АВЭК), Богдан Губский, братья-банкиры Сергей и Александр Буряк (Брокбизнесбанк), Тариэл Васадзе (АвтоЗАЗ), Константин Жеваго (банк «Финансы и Кредит», Полтавский ГОК), Александр Абдуллин (Гермес инвест холдинг), Евгений Сигал («Гаврилівські курчата»), Андрей Веревский (ЗАО «Соняшник», ООО «Агроэкспорт», ООО «Холд-инвест», ООО «Украгроэкспорт»), Наталия Королевская (Луганскхолод).

Партия регионов стоит особняком от остальных политических мегаобразований и не пересекается с ними в спонсорах. Особенностью ее финансирования на данных выборах является то, что регионы отказались от платных мест в проходной части списка и отдали его полностью на откуп спонсорам. Помимо главного регионала Рината Ахметова, эту кампанию более-менее равномерно финансировали и другие богатые члены партии. Среди них как старожилы — члены правительства, так и перебежчики-неофиты: Андрей Клюев (Укрподшипник, Актив-банк, Еврокомплекс), Василий Горбаль (Укргазбанк), Борис Колесников (АВК), Вячеслав Богуслаев (Мотор Сич), Валентин Ландык (Норд), Николай Янковский (Стирол), Ефим Звягильский (шахта им. Засядько), Антон Пригодский (Межрегиональный промышленный союз), Василий Хмельницкий (Киевская инвестиционная группа), Нвер Мхитарян (Познякижилстрой), Александр Един (Интер-контакт), Игорь Гуменюк (ЗАО «АРС»), Андрей Деркач (Укратомпром), Юрий Бойко и экс-нашеукраинец министр экономики Анатолий Кинах.

У коммунистов существенных изменений в списках спонсоров нет. С некоторых пор российский бизнесмен Константин Григоришин является основным меценатом КПУ. Его представителями в списке являются Евгений Мармазов (связывают с группой «Энергетический стандарт Украины») и Алексей Бабурин (связывают с АвтоЗАЗом). Не исключено, что партийные надежды возлагаются также и на Аллу Алесандровскую, имеющую старые связи с оборонным заводом «Хартрон». Еще один источник финансирования кампании в КПУ — членские взносы. Коммунисты — единственная партия, которая благодаря своей массовости, а также ежемесячным отчислениям каждого нардепа в размере 5 тыс. грн из своего депутатского довольствия может сама себя содержать.

Социалистам удалось сохранить своего практически единственного спонсора — Владимира Бойко (меткомбинат им. Ильича). В остальном кампания СПУ локально поддерживалась более мелкими спонсорами-депутатами в отдельных регионах. Одесщина была «закреплена» за Игорем Урбанским (Каалбай Шиппинг Холдинг Украина), Луганщина — за Василием Поляковым (АИС). Не остался в стороне и Ярослав Мендусь (Энергетическая группа). Особые надежды, надо полагать, возлагались на министра транспорта Николая Рудьковского и главу Фонда госимущества Валентину Семенюк, но неизвестно, были ли они оправданы.



Кто сколько


    Дмитрий Выдрин, народный депутат, БЮТ

    — Реальная стоимость избирательной кампании 2007 года — более $1 млрд. Уже сейчас могу назвать примерные затраты лидеров предвыборной гонки: БЮТ — около.

    $350 млн, ПР — $300-320 млн, НУ—НС — $200-250 млн. Главные расходы избирательной кампании — покупка времени телеэфира и биллборды. Деньги на проведение избирательного марафона в основном поступают от продажи мест в списке партии (цена условно проходного места — $3-15 млн). Есть люди, которые за 70-80 место в списке платят $5 млн, другие за это же место могут отдать $20 млн. Я не знаю ни одного олигарха, который вкладывал бы деньги в одну политическую силу. Он способен израсходовать на предвыборную кампанию партии порядка 1/10 годового дохода (до $20-30 млн олигарх может потратить безболезненно для своего кармана). Окупаемость такого капиталовложения — 100%. Власть — самая твердая валюта.



    Леонид Грач, народный депутат, КПУ

    — Реальная стоимость избирательной кампании 2007 года — порядка 5 млрд грн, из которых около 4 млрд грн потратили ПР, НУ—НС и БЮТ. Место в избирательном списке ведущих политических сил стоит не меньше $1,5 млн.



    Кость Бондаренко, политолог

    — Партии аккумулировали в своей казне порядка $1,5-2 млрд (средняя стоимость места в избирательном списке — $4,5-5 млн), но при этом на избирательную гонку потрачено всего $200 млн. Это связано с тем, что кампания краткосрочная и никто не делает ставку на оплату работы технологов, играющих исключительно декоративную роль. Кампания достаточно вялотекущая: ни продуктовых пайков, ни массовых акций. Оставшаяся сумма денег, скорее всего, будет потрачена на фальсификацию выборов. У каждой крупной политической силы есть свои технологические проекты, так называемые малые партии, которые финансируются определенными бизнес-группами.


    Владимир Майстришин, народный депутат IV созыва

    — Кроме бюджетных средств, политические партии потратили на избирательную кампанию порядка $1,2-1,3 млрд, большая часть из которых приходится на лидеров предвыборной гонки — Партию регионов, БЮТ, НУ— НС, КПУ и Блок Литвина. По моему мнению, в нашей стране существует так называемое перекрестное финансирование политических партий олигархами и бизнес-группами. Проходные партии достаточно часто финансируются одними и теми же людьми с целью последующих договоренностей о форматах большинства в парламенте.



    Эпилог

    От выборов к выборам растут расходы на избирательные кампании. Это происходит на фоне сохранения высокого уровня неофициального партийного финансирования. В таких условиях успешно существуют партии крайне левой идеологии, ориентированные на широкие слои протестного электората, но в то же время представляющие интересы крупного капитала.

    Собственно, членские взносы не являются приоритетным источником существования партийных структур не только в Украине, но и в странах Европы и США. В демократических государствах распространена практика финансирования партий за счет частных пожертвований. Но там это происходит открыто — взносы и доноры официально регистрируются, а общество пристально следит за данным процессом.

    Мы же имеем кардинально иную картинку. Прозвучавшее на днях предложение начальника избирательного штаба Партии регионов Бориса Колесникова об отказе народных депутатов от зарплат и всех льгот свидетельствует об одном: олигархи готовы перевести политиков на свое полное довольствие. Хотя и без этого украинские партии представляют собой закрытые акционерные общества. Держатели «контрольного пакета» устанавливают личный контроль над партией и делают ее неподотчетной как обществу в целом, так и ее рядовым членам.