Контракти.ua

Автор: Елена Струк —  44211  —  18.04.08
Дорогая моя столица. Чтобы дорасти до Варшавы, Киеву потребуется как минимум $35-40 млрд
Дорогая моя столица. Чтобы дорасти до Варшавы, Киеву потребуется как минимум $35-40 млрд

В город хлынули деньги из регионов, подорожала недвижимость, выросли зарплаты и внутренний спрос. Доходы столицы последние три года увеличивались в среднем вдвое: еще в 2005 году они составляли 4,42 млрд грн, а в 2008-м — превысили 23 млрд грн. Но все равно, чтобы приблизиться к развитым европейским городам, Киеву, по расчетам Контрактов, потребуется как минимум $35-40 млрд.

В 2007 году эффективнее Киева, заработавшего $2,7 млрд, была только компания «СКМ» Рината Ахметова, получившая $3,8 млрд чистой прибыли. Многие мегаполисы успешны так же, как крупнейшие мировые компании. Лондон, Москва, Токио, Пекин легко могли бы попасть в рейтинг 500 самых богатых глобальных корпораций, ежегодно составляемый журналом Fortunes. К примеру, Берлин в рейтинге 2007 года расположился бы во второй сотне участников, чуть позади Alcoa с оборотом $31 млрд, но впереди Nippon Mining Holding, зарабатывающей порядка $29 млрд ежегодно. Бюджет Нью-Йорка, превысивший в 2007-м $50 млрд, сопоставим с годовой выручкой компании Dell, а Москва обогнала бы Coca-Cola.

Киев по размерам муниципального бюджета уступает многим европейским столицам, но его динамике роста могут позавидовать руководители других мегаполисов. К примеру, размеры бюджета Нью-Йорка в 2008 году увеличились всего на 9%, тогда как Киева — на 75%. В город хлынули деньги из регионов, подорожала недвижимость, выросли зарплаты и внутренний спрос. Доходы столицы последние три года увеличивались в среднем вдвое: еще в 2005 году они составляли 4,42 млрд грн, а в 2008-м — превысили 23 млрд грн.

Впрочем, финансовых ресурсов, появившихся в распоряжении столицы, все равно не хватает на решение скопившихся проблем — Киев задыхается в пробках, страдает от хаотичной застройки, не может решить проблем коммунального хозяйства. Большая часть средств расходуется на текущее потребление. Почти четверть ассигнований официально направляется на здравоохранение, социальные программы и жилищно-коммунальное хозяйство. «Правда, тратят их незаметно для жителей города», — говорит директор консалтинговой компании «Гардарика» Константин Матвиенко.

Восемь лет назад британские экономисты из исследовательской группы GaWC (Globalisation and World Cities), разработавшие классификацию мировых мегаполисов, причислили Киев к городам, у которых есть шанс стать одним из мировых центров постиндустриальной экономики, где сконцентрировались финансовый бизнес и максимальное количество бизнес-услуг.

Но за последние восемь лет вместо того, чтобы улучшить свои позиции в престижном рейтинге, украинская столица опустилась на несколько пунктов вниз. Если в 2000 году Киев занимал 115-е место среди 315 городов, в 2004-м он уже был на 121-й позиции. По словам директора GaWC Питера Тэйлора, в 2008 году исследователи собираются обновить ренкинг, но очевидно, что Киев в элиту мировых мегаполисов не прорвется.

«Мы стояли на месте, в то время как другие мегаполисы обгоняли Киев», — подтверждает Матвиенко. К примеру, в 2004 году украинскую столицу опередили Бристоль, Эдинбург, Гватемала, Киото, Сан-Хосе, Сан-Сальвадор.

Налоговая зависимость

Основной источник доходов Киева — налоговые поступления, обеспечивающие 60% муниципального бюджета. Примерно столько же на налогах зарабатывает Нью-Йорк, а в столице соседнего государства — Москве — налоговая доля достигает 80%. Киев живет за счет налога на доходы физических лиц. За последние три года его сборы возросли практически в 6 раз. Если в 2005-м они принесли $379 млн, то в 2008 году киевские власти планируют собрать $2241 млн. Главные факторы роста — быстрое развитие бизнеса и постепенное «обеление» зарплат в компаниях. Свою роль в увеличении налоговых поступлений в бюджет сыграла и реформа 2004 года, предусматривавшая введение единой ставки налога на доходы физических лиц на уровне 13% и ее повышение до 15% с 1 января 2007 года.

Для сравнения: Москва, где зарегистрирована основная масса российских налогоплательщиков, получает более 40% доходов от налога на прибыль. Впрочем, это чисто российский феномен, и бюджет столицы Российской Федерации не выглядел бы так впечатляюще без этих поступлений. Непосредственно Киеву налог на прибыль платят только коммунальные предприятия ($20 млн), а остальные компании отчисляют его в государственный бюджет.


Нажмите, чтобы увеличить

По структуре поступлений в муниципальную казну Киев напоминает Варшаву, которая более половины доходов получает от налоговых сборов. При этом на подоходный налог с физлиц приходится около 30% (в 2008 году его объемы достигнут $1,5 млрд), и только 7% бюджета образовывается за счет налога на доходы предприятий, находящихся в собственности города.

Наиболее ценным ресурсом города и вторым по величине источником поступлений Киева является земля. Столичная мэрия — крупнейший лендлорд Украины. Но пока город на земле официально зарабатывает гораздо меньше, чем мог бы. В прошлом году продажа участков принесла Киеву лишь 10% доходов.

На земельных платежах столица, где земля считается самой дорогой в Украине, зарабатывает еще меньше. В 2007-м Киев собрал чуть больше $62 млн в качестве арендной платы и земельного налога. В этом году за счет увеличения стоимости аренды втрое власти планируют получить $327 млн — в пять раз больше.

«Столичная земля могла бы стать вечным источником пополнения бюджета. Профессор и архитектор Владимир Нудельман два года назад оценил ее кадастровую стоимость в треть трлн долларов. Но муниципальная казна от земельных платежей имеет только 2-3% годового дохода. Ценный ресурс раздают в огромных количествах, причем зачастую за бесценок», — говорит директор Института города Александр Сергиенко.

Из 700 вопросов, рассмотренных Киеврадой на одной из прошлогодних сессий, 90% были связаны с раздачей участков. Половина вопросов, проголосованных депутатами, даже не прошла процедуру утверждения в комиссиях Рады.

В Киеве предпочитают не продавать землю под строительство, а сдавать в аренду либо передавать в постоянное пользование, что еще хуже, поскольку в этом случае пользователь платит только земельный налог. Арендная плата колеблется от одного до десяти процентов от нормативной оценки земли, которую, как правило, сильно занижают. «Если бы стоимость земли определялась через аукцион, Киев мог бы в несколько раз увеличить поступления от земельных платежей — как минимум до 20% доходов бюджета», — убежден Сергиенко.

Только на сдаче в аренду восьми участков по десять соток на Печерске, которые Киеврада в октябре прошлого года передала в постоянное пользование, город мог бы зарабатывать ежегодно от $0,8 млн до $1,2 млн.

Упущенные возможности

Солидная налоговая составляющая в городской казне — это рента за статус, а не свидетельство эффективности киевского правительства. Киев зарабатывает на своем столичном положении, но использует далеко не все возможности для решения финансовых проблем.

К примеру, введение платного въезда в центр города не только может разгрузить дороги в часы пик, но и позволит столице дополнительно заработать. В направлении центра Киева ежедневно движется около 500 тыс. машин: простые подсчеты показывают, что если ввести плату за въезд в центр города, например, как в Сингапуре на уровне $0,16-2, то Киев сможет ежедневно получать от $80 тыс. до $1 млн.

Лондону, к примеру, платная зона в центральной части города принесла в 2007 году более $650 млн. Ежегодные доходы Стокгольма от платного проезда наиболее загруженными участками дорог достигают $65 млн, притом что сама система организации такого проезда (станции электронной регистрации, видеокамеры, центральный компьютер) обошлась шведам в $425 млн. Власти столицы Швеции установили на 18 въездах в центр города 70 рамок со считывающими устройствами радиометок, «вшитых» в авто, и видеокамерами для фиксации автомобильных номеров. Каждая такая рамка стоила в среднем $6 млн. Если за основу взять шведские цены, то Киеву на установление подобной системы только на шести главных въездах в центр (без учета мелких въездов — с улиц и переулков) понадобилось бы более $100 млн.

Сколько зарабатывает столица
Основные статьи доходов бюджета Киева

Недополучает Киев и от парковки автомобилей. Столичные дороги, тротуары, дворы заполнены машинами, простаивающими там бесплатно. Специально оборудованных и официально зарегистрированных мест для стоянки 800 тыс. автомобилей Киеву катастрофически не хватает. В столице действует всего десять многоуровневых паркингов. В распоряжении коммунальных парковок 6 тыс. мест, тогда как потребность оценивается в 1 млн машино-мест. В 2006 году коммунальное предприятие «Киевпарксервис», объединяющее муниципальные парковки, официально заработало чуть более $2 млн, при этом мимо кассы, по оценкам городских властей, ежедневно проходило около $50-60 тыс.

Правильно организованный парковочный бизнес может приносить городу неплохие доходы. В Лондоне владельцы автомобилей за парковку платят ежегодно порядка $590 млн. В Торонто, где большая часть стоянок и паркингов находится в муниципальной собственности, годовая выручка от 34 тыс. парковочных мест достигает около $95 млн. На содержание и расширение паркингов Toronto Parking Authority ежегодно тратит около $50 млн. Одна из основных статей расходов — автоматизирование уличных стоянок и оснащение их паркоматами, с помощью которых можно расплатиться за стоянку машины (15 мин. стоит $1). В целом программа инвестиций на 2007-2011 гг. предусматривает $110 млн на строительство новых мощностей и переоснащение старых.

Если из миллиона необходимых Киеву парковочных мест только треть будет приходиться на паркинги, на их строительство придется потратить более $1,3 млрд (при себестоимости 1 кв. м паркинга в $400-700). Неподъемная сумма для городского бюджета. Но это лишь малая часть столичных расходов на обеспечение комфортного передвижения по городу.

Сколько тратит столица
Основные статьи расходов бюджета Киева

До 2002 года Киев развивался по Генплану, утвержденному еще в 1950-1960-е годы. Менять документ не спешили, несмотря на то что количество жителей выросло с 500 тыс. человек до 3 млн. Как результат — ассиметричная планировка столицы (административный, деловой и культурный центры находятся на одном берегу Днепра, а крупнейшие спальные районы — на другом) и автомобильные пробки.

На дороги в Киеве приходится лишь 2% общей площади города. Для сравнения: в Москве они занимают 7% площади города, в Мадриде — 17%, в Лондоне и Нью-Йорке — 20%. При этом два берега Днепра протяженностью 40 км соединяют всего 5 мостов. К примеру, в Париже через Сену (длина в городе — 13 км) построили 37 мостов, в том числе 31 автомобильный и 2 железнодорожных. В Будапеште через Дунай 9 км проложены 9 мостов (7 автомобильных и 2 железнодорожных).

Киеву, как и Будапешту, нужны как минимум 9 мостов. На не законченное пока строительство Подольского моста потрачено более $1 млрд, еще на четыре объекта, которых не хватает городу, придется искать $4-8 млрд. Полноценное метро обойдется городу в $5-7 млрд. Длина веток киевского метрополитена сейчас достигает 65 км, хотя по нормативам на каждый миллион жителей необходимы 60-80 км таких линий. В Киевметрострое утверждают, что себестоимость одного километра колеблется от $25 млн до $65 млн в зависимости от глубины тоннеля.

В целом на решение транспортных проблем Киеву потребуется как минимум $25-30 млрд. В течение 2008-2011 гг. столица планирует потратить на эти цели только $1,4 млрд.

Услужливый город

Ученые, изучавшие проблемы развития городов, утверждают, что экономический рост зависит вовсе не от размеров муниципального бюджета. Американские исследователи Эдвард Глизер, Хосе Шайнкман и Андрей Шлейфер попытались определить, как на развитие 200 американских городов в течение 1960-1990 гг. повлияли географическое положение, количество населения, доходы, уровень образования, структура производства, безработица. Оказалось, что больше всего процветание мегаполисов зависело от уровня образованности населения, развития сектора услуг, а также способности местных властей брать в долг.

Если верить статистике, полное и базовое высшее образование получили около 30% жителей столицы. Киев активно отбирает для себя лучшие трудовые ресурсы со всей страны, а вузов в городе даже больше, чем во многих европейских столицах, к примеру, в Берлине — их 25, а в Киеве — 63. Впрочем, большое количество институтов и университетов еще не говорит о высоком качестве обучения.

Нью-Йорк тратит на образование около 30% бюджетных средств, Варшава — 17%, Москва — 13,6%, а Киев — лишь 1,7%. Только в 2008 году городские власти решили увеличить финансирование сектора и предусмотрели в бюджете почти $0,5 млрд (9,8% расходов бюджета). Правда, сколько из этих средств действительно получат школы и вузы, пока не известно.

«Экономика любого города должна базироваться на секторе услуг. Основная задача муниципальных властей — обеспечить комфортное и безопасное существование жителей мегаполиса», — говорит Константин Матвиенко.

Будущее городов, как утверждают ученые США, зависит от того, смогли ли они стать привлекательным местом для жизни. Чем богаче выбор услуг (наличие театров, ресторанов, музеев, больниц, станций технического обслуживания и т. д.), которые предлагает жителям город, тем выше его шансы быть экономически успешным. Как показало исследование Эдварда Глизера и Ко, американские и французские города, где было больше театров и ресторанов на душу населения, росли за последние 20 лет быстрее.

Городским властям нужно покориться диктату потребителя, не пытаться спасать промышленные предприятия, зачастую приносящие больше вреда, чем пользы, а сконцентрировать усилия на сфере услуг. Киевские власти совсем не против вынести производство за черту города. 90% промышленности столицы работало на оборону, поэтому продукция, выпускаемая этими предприятиями, уже не нужна, а конверсии старые заводы (вроде Маяка) не подлежат. «Мы подняли арендную стоимость земли. Раньше предприятия платили копейки, а сейчас тарифы увеличились втрое. Нерентабельные производства будут вынуждены продавать свои земельные участки. Других рычагов влияния на них у города нет», — говорит первый замглавы Киевгоргосадминистрации Денис Басс.

Впрочем, промышленные предприятия не приносят Киеву больших проблем, а вот некоторые сегменты сектора услуг безнадежно отстали. В столице всего 31 театр, в то время как в Париже их более 140, а в Берлине и Будапеште — свыше 50. За последние 18 лет в Киеве построили всего один новый храм Мельпомены. Так же плохо и с музеями. Например, в Будапеште можно посетить около 125 музеев и галерей, в Берлине — 153, в Киеве же — 35. Не хватает столице и качественных ресторанов, которых в городе около 250 (для сравнения: в Варшаве — 1,5 тыс. заведений общественного питания). К тому же ощущается большой дефицит отелей. По европейским нормативам в Киеве должно быть не менее 20 тыс. пристойных гостиничных мест, а есть — 8,7 тыс. номеров. По их количеству на душу населения украинская столица отстает от Москвы в 2 раза, от Парижа — в 6 раз.

По расчетам Контрактов, Киеву потребуется как минимум $10 млрд инвестиций, чтобы догнать Варшаву по уровню обеспеченности торговыми площадями, офисными центрами, ресторанами, отелями, объектами культурного значения.

Миссия выполнима?

«Киевом управляют абсолютно архаическим несовременным способом. У столичных властей нет видения будущего города», — объясняет директор Международного центра перспективных исследований Владимир Никитин.

В течение 15-20 лет десятка крупнейших мировых городов полностью обновится. В нее войдут азиатские и латиноамериканские мегаполисы, и, чтобы не потеряться на их фоне, Киеву надо чем-то отличаться. «Но пока украинская столица напоминает человека, который на просьбу рассказать о себе, может поведать только имя, отчество и год рождения. А на остальные вопросы отвечает: «Не знаю, подумаю, может быть», — говорят в МЦПИ.

Из-за хаотичной застройки украинская столица почти утратила возможность стать историческим и культурным центром, который бы ежегодно посещали миллионы туристов. «Город не обеспечен соответствующей инфраструктурой, да и вообще никому не понятно, чем примечателен Киев. Культурные ресурсы столицы не определены и не собраны в одном справочнике. Старые объекты находятся в плачевном состоянии, а новые появляются очень редко», — говорит Владимир Никитин.

Каждая европейская столица заботится о своем имидже. К примеру, Вена завоевала репутацию лучшего места для проведения конференций; Париж активно поддерживает имидж города влюбленных; Брюссель — администрации ЕС; Лондон, ежегодно тратящий $60-80 млн на свое продвижение, — финансового центра. «Киев тоже мог бы претендовать на роль финансового центра, но регионального масштаба», — считает Александр Сергиенко. Впрочем, в Восточной Европе эту роль хочет закрепить за собой Варшава. По сравнению с Киевом ее шансы стать финансовым центром гораздо выше.

Украинскую столицу все еще обходят стороной крупные инвестбанки с активами $0,5-1 трлн: JP Morgan, HSBC, Merrill Lynch. Здесь рискнули работать Citibank, ING Bank, создавшие в Киеве небольшие локальные банки, и BNP Paribas. В начале 2008 года стало известно о покупке миноритарного пакета акций одной из крупнейших украинских инвесткомпаний Dragon Capital мировым инвестиционным банком Goldman Sachs.

Только в прошлом году в столице открыли свои офисы консалтинговые компании Bain & Company и BCG, до сих пор работавшие с украинскими клиентами через офисы в России и Польше. Но вряд ли их можно назвать полноценными, к примеру, от McKinsey в Киеве работает несколько сотрудников, занимающихся в основном поиском клиентов.

Как привлечь туристов, Киев тоже не знает. Столицу Украины ежегодно посещают 200-300 тыс. гостей, тогда как в Берлин и Мадрид ежегодно приезжают более 7 млн иностранцев, в Будапешт — в среднем 3 млн человек. Зато жизнь в Киеве такая же дорогая, как в крупнейших и наиболее богатых мегаполисах планеты. В рейтинге самых дорогих стран для посещения, составленном компанией Mercer в 2007 году, Киев занял 28-ю ступеньку. Иностранцам проживание в столице Украины обойдется дороже, чем во многих более комфортных городах: Барселоне, Франкфурте, Лос-Анджелесе, Берлине и Праге. К примеру, номер Radisson SAS, который в Европе стоит EUR100, у нас предлагается за EUR330.

Для того чтобы оправдать высокую стоимость жизни в столице и приблизиться по уровню развития дорожной, деловой и развлекательной инфраструктуры к развитым европейским городам, к примеру, Будапешту или Варшаве, Киеву, по расчетам Контрактов, потребуется как минимум $35-40 млрд*. Кому придется искать эту сумму, жители столицы узнают 25 мая 2008 года, когда состоятся досрочные выборы мэра Киева.


*Расчеты смотрите в таблицах


 

Мини-государства

Классификация мировых городов

Во второй половине 90-х годов ученые из британского университета Лафборо — Джон Биверсток, Ричард Смит и Питер Тейлор, создавшие группу по изучению глобализации и мировых городов (GaWC — Globalisation and World Cities), — предложили уникальную классификацию мегаполисов.

Ученые разбили 55 крупнейших городов мира на три категории, учитывая их роль в международной экономике. В группу «Альфа» попали Лондон, Нью-Йорк, Париж, Токио, Чикаго, Франкфурт, Гонконг, Лос-Анджелес, Милан и Сингапур. В группу «Бета» вошли Сан-Франциско, Сидней, Торонто, Цюрих, Брюссель, Мадрид, Мехико, Сан Паоло, Сеул и Москва. К группе «Гамма» авторы исследования отнесли 35 городов, среди них — Берлин, Амстердам, Бостон, Каракас, Дюссельдорф, Женева, Прага.

«В нашем рейтинге города расположились в зависимости от глубины интегрирования в мировую сеть, созданную компаниями, предоставляющими передовые виды услуг (аудит, бухучет, реклама, финансы, право, управленческий консалтинг) транснациональным корпорациям, — объясняет директор GaWC Питер Тэйлор. — Чем больше офисов и филиалов таких компаний сосредоточено в городе, тем выше его позиции в иерархии».

Критерии, по которым мегаполис можно было бы отнести к мировым, впервые предложил англичанин Питер Холл в своей работе «Города мирового значения» (1966 год). Урбанист считал, что в данном случае решающим фактором является численность населения. К мегаполисам мирового значения Холл отнес, в частности, Лондон, Нью-Йорк, Париж, Москву. Спустя 20 лет теорию мировых городов развил американский ученый Джон Фридман, предположивший, что они постепенно отрываются от национальных экономик, все больше включаясь в глобальные экономические процессы, и становятся местами концентрации международного капитала и финансовых рынков. А по мнению американского социолога Саскии Сассен, по мере распыления производства и переноса его в развивающиеся страны, глобальные города превратились в своего рода пункты управления. При этом наибольшей властью, согласно теории испанского социолога Мануэля Кастельса, автора труда «Возникновение сетевого общества», обладают мегаполисы, оказавшиеся в центре потоков информации и знаний. Мировые центры постоянно конкурируют между собой за финансовые и интеллектуальные ресурсы.


Сколько не жалко

Мировая практика финансирования столиц из госбюджета

В качестве субвенций и дотаций из госбюджета Киев получает около $400 млн — 8% в общей структуре доходов. К примеру, Нью-Йорку почти 30% поступлений в городскую казну обеспечивают штат и федеральное правительство. Большинство столиц получают помощь из госбюджета на выполнение столичных функций. Берлин, столица Германии, имеет статус федеральной земли (так называемый город-государство), в рамках регионального выравнивания финансов он имеет дополнительные налоговые поступления от других федеральных земель, более сильных в финансовом отношении (18% доходов муниципального бюджета). К тому же в распоряжение немецкой столицы поступают целевые трансферты, покрывающие расходы на содержание аппарата управления (9% доходов бюджета).

Бюджет столицы Бразилии на 70% формируется из средств национального бюджета, Каракас на выполнение столичных функций получает от Венесуэлы 2/3 доходов городского бюджета. Средства, как правило, направляют на обеспечение безопасности, покрытие расходов на транспортную инфраструктуру и финансирование культурных мероприятий. Берн, который является столицей не только Швейцарии, но и одноименного кантона (округа), получает 40% бюджета от самого кантона, тогда как на средства из национального бюджета в структуре доходов города приходится не более 1%.

 

Комментарии

Бюджетная недостаточность
Сколько государство должно Киеву

 

Александр ОМЕЛЬЧЕНКО,
председатель комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления, экс-мэр Киева


— Помимо того, что Киев несет нагрузку как территориальная община киевлян и центр Киевской области, город выполняет функции столицы Украины, поэтому поддержка из государственного бюджета ему необходима — хотя бы на содержание аппарата чиновников. Но последние 15 лет Киев не только не получает адекватную государственную помощь, а еще и вынужден быть донором госбюджета для поддержания социальных программ (выплата пенсий, стипендий, развитие образования, культуры, спорта). В рамках бюджетных трансфертов у Киева забирают ежегодно порядка 3 млрд грн, а возвращают в качестве помощи лишь 1-2 млрд грн.

При Советском Союзе Киев, как республиканский центр, находился в тройке лидеров по объемам финансирования — после Москвы и тогда еще Ленинграда. Средства на развитие поступали из союзного и республиканского бюджетов. Сейчас государство по своей бедности и экономической неспособности не уделяет столице должного внимания, киевское же правительство не научилось работать с государством и получать средства на развитие.

При бюджете в 25 млрд грн город должен получать хотя бы 10 млрд грн, но не проедать их, а выполнять свои функции и развиваться как европейская столица. Если бы 30% муниципального бюджета приходилось на поддержку от государства, то через 10 лет до Киева нельзя было бы дотянуться.

Строительство дорог, мостов, тоннелей, развитие аэропортов — многое из того, что предусмотрено Генпланом, — могло бы частично финансироваться из госбюджета. Киеву, где проживает около двух миллионов человек на Правом берегу Днепра и миллион — на Левом, нужно девять мостов. В Генеральном плане послевоенных лет было заложено возведение семи мостов, а построено только четыре, да и те еще при Советском Союзе, а за годы независимости — ни одного. Только 4 года назад Киев своими силами начал строительство моста на Троещину, хотя в этом проекте должно было принимать участие государство. Ведь через столицу проходят железнодорожные и автомобильные потоки государственного значения, через Киев Украина связана со всей Восточной Европой.

Вторая кольцевая дорога была запроектирована еще 10 лет назад, но никто так и не начал строительство. На создание инфраструктуры с железнодорожными путями, автомагистралями, развязками, отелями, развлекательными центрами, стоянками нужно более $100 млрд.

Кроме того, государство должно помогать восстанавливать памятники архитектуры национального значения и сооружать культурные объекты — театры и музеи. За годы независимости в столице появился только один новый театр, в основном же средства тратились на капитальный ремонт уже существующих. Последняя киевская власть заморозила строительство театра на Подоле, так и не начала запланированное строительство Малой оперы на Лукьяновке и цирка на Левом берегу. Не ведутся работы в музейном комплексе «Арсенал искусств».

За два года не построено ни одной станции метрополитена, не закончены даже те четыре станции, которые закладывали еще три года назад. Не появилось ни одного тоннеля, а нужно хотя бы два — от площади Победы на Печерск и с Левого берега на Правый под Днепром. До сих пор не реконструированы Ленинградская, Харьковская и Почтовая площади, зато розданы 2 тыс. га зеленых зон на Жуковом острове, в Феофании, Пуще-Водице, на Трухановом острове. Проданы Киевэнерго, Киевводоканал, Киевгаз, 9 хлебозаводов, банк «Хрещатик», Киевпроект с Институтом Генплана.

Киев мог бы быть самодостаточным городом с точки зрения финансирования, если не разбазаривать земельные ресурсы и недвижимость.


Столичные перспективы
Почему Киеву грозит стагнация

 

Константин МАТВИЕНКО,
директор консалтинговой компании «Гардарика»


— Все города по-своему уникальны, и искать среди них столицу, на которую больше всего похож Киев, не совсем корректно. У Киева есть определенное ландшафтное сходство с Будапештом (в обоих городах есть реки, два берега, один из которых высокий, а другой — низкий). Кроме того, у них примерно одинаковое население, но на этом общие черты, пожалуй, исчерпываются. Если в Будапеште великолепно сохранена европейская архитектура, то Киев не сумел сберечь свой исторический облик, который особенно сильно пострадал за годы независимости. Безусловно, большой ущерб Киеву был нанесен в 30-е годы, когда уничтожались памятники архитектуры, подтверждавшие его древнее происхождение. Разрушения принесла Вторая мировая война. Киев утратил роль древней столицы, а новой миссии, которая так нужна любому городу, так и не получил.

К примеру, Севастополь — это город богатых пенсионеров, там хороший климат, неплохая инфраструктура здравоохранения. Люди, заработавшие деньги где-нибудь в Тюмени, едут в Севастополь их потратить. Для Киева, конечно же, нужно искать другую миссию. Некоторые предлагают перенести сюда московский патриарший престол, сделав из Киева православный Ватикан, но это нереально, так же, как и стать студенческим городом, когда уже есть Йель, Оксфорд, Кэмбридж, Сорбонна.

Пока Киев остается относительно безопасным городом — пожалуй, это единственное, на чем мы можем выстроить свой имидж. Помимо того, после провозглашения независимости возникла потребность в создании полноценной европейской столицы, чему и должна быть подчинена стратегия развития города. Но местные власти ни на шаг не приблизились к ее реализации.

Беда Киева в том, что местным жителям и муниципальным властям не хватает культуры, он утратил городскую культуру, сформированную во времена Российской империи, а новой не приобрел. Большинство киевлян — столичные жители в первом или втором поколении, то есть для них Киев не является знаковой территорией, поэтому они очень легко его уничтожают. Как результат — стагнация инфраструктуры, оставшейся от Советского Союза (водопровод, канализация, сети энергоснабжения, метрополитен, мосты). Ничего нового у нас не появляется. Мост на Русановские сады — в никуда, а туда зарыли уже $2 млрд, второй мост достраивают, но проблем города он не решает.

Столице уже давно тесно в своих границах, поэтому нужно создавать киевскую агломерацию, осуществлять продуманную инфраструктурную экспансию за пределы города, как происходит во всех мегаполисах, поглощающих города-спутники. Естественные сателлиты Киева — Бровары, Борисполь, Обухов, Вышгород, Вишневое — необходимо включить в киевское объединение при сохранении статуса субъектов территориальной общины. Жителей, к примеру Броваров, нельзя лишать права избирать своего мэра и иметь собственный бюджет; при сохранении их самостоятельности городам нужно осуществлять совместную политику развития. Инфраструктурная экспансия за пределы Киева уже началась, и властям остается лишь возглавить ее и направить. Но этого никто не делает, застройка территории идет хаотично, раздают земли у трасс, на берегах рек и озер, а это противоречит Земельному кодексу. Поэтому мы рискуем утратить шанс создать адекватную инфраструктуру для киевской агломерации.

В этом виноваты как нынешние власти, так и предыдущие. Когда начался строительный бум и в Киев стали поступать деньги, их нужно было вкладывать в канализацию, развязки, метрополитен, энергоснабжение, но средства были разворованы. Сейчас мы ставим высотки в старой инфраструктуре, которая их не выдерживает. Городом занимались мало, кадры из Киевпроекта работают в Москве, Питере, Будапеште, но не здесь. Очаги урбанистического мышления, которые и без того в Киеве были слабыми, уничтожены. С такими темпами развития в ближайшей перспективе столице грозит стагнация, а в далекой — угасание.


Все идет по плану
На что может потратить столица в 2008 году

Денис БАСС,
первый заместитель главы Киевской городской государственной администрации

Есть ли у города долгосрочная стратегия развития?

— Есть программа социально-экономического развития Киева на 2008 год, кроме того, администрация разработала транспортную стратегию до 2012 года, поскольку на транспортную инфрастуктуру сейчас приходится основная доля затрат на капитальное строительство. Дороги, мосты, метро — наиболее дорогостоящие проекты. Этот документ во многих пунктах пересекается с программой подготовки столицы к Евро-2012. На очереди разработка стратегий развития коммунальной сферы, здравоохранения, образования, культуры. Кроме того, мы занимаемся подготовкой стратегии до 2020 года. Идея такая — составляем перечень первоочередных задач, которые надо решить городу, а потом отбираем и реализуем проекты, повышающие инвестиционную привлекательность Киева. К примеру, если построить еще один мост в направлении Теремков или Троещины, то привлекательность этих районов возрастет, и город сможет на этом заработать.

Почему только сейчас занялись подготовкой такого документа?

— На его разработку нужно время, ведь это фундаментальная программа. У нас же есть и более насущные проблемы, к примеру, жилищное строительство, транспортная отрасль, коммунальное хозяйство.

Какое финансирование предусмотрено на капстроительство?

— На жилье в этом году потратим четверть миллиарда долларов (в прошлом году вложились в $1,4 млрд) и сдадим 1,5 млн кв. м. Дефицит недвижимости, особенно офисной и торговой, будет ощущаться еще в течение пяти лет. Около $50 млн пойдет на реконструкцию больниц, приведем в порядок школы, а потом займемся строительством новых учебных заведений. Финансирование тра-нспортной инфраструктуры увеличилось на порядок, мы заручились поддержкой ЕБРР и разместили евробонды на строительство моста, и в результате его финансирование возросло с $0,2 млрд до $1,2 млрд. Затраты на развитие метрополитена увеличатся с $100 млн в 2005 году до $400 млн в 2008-м.

Город на два года отстал от графика ввода в эксплуатацию новых станций метро. Почему?

— Для того чтобы строить метро, нужна проектная документация, а ее не было, кроме того, целый год ушел на переговоры с подрядчиками, а также о поставке щитов, которые бурят тоннели. До сих пор метро строил только Киевметрострой, но мы собираемся привлечь и другие компании: власти проведут тендер на строительство ветки на Троещину. Мы не заинтересованы в том, чтобы была монополия на какую-то отдельную строительную программу — пусть этим займутся все, кто имеет возможность.

На каких условиях будете сотрудничать с инвесторами?

— Возможно, воспользуемся опытом Санкт-Петербурга. Город строит тоннель при финансовой поддержке ЕБРР и инвестиционных компаний. Это очень дорого (1 км может стоить до $1 млрд), поэтому инвестору можно предложить сотрудничество на условиях концессии, к примеру, 50% платы за пользование тоннелем будет оплачивать город, а еще 50% — собственники автотранспорта. Так муниципальные власти смогут компенсировать инвестору его затраты.

Каковы планы по застройке Гидропарка, Рыбальского и Жукова островов?

— В Гидропарке и на Жуковом острове у нас есть небольшие инвестиционные проекты, но комплексного плана застройки нет, а это тот случай (как и застройка Рыбальского острова), когда нужно принимать комплексные решения. Но пока отсутствует обновленный Генеральный план, мы ничего делать не можем. Документ, по которому велась застройка Киева, не соответствует действительности. Даже когда принимали Генплан в 2002 году, в нем уже были заложены ошибки, поскольку разрабатывали его по нормативам, принятым еще в советские 70-80-е годы. Весной хотим провести конкурс на усовершенствование документа, в которым уже согласились принять участие несколько международных компаний.

Сколько времени потребуется на создание нового документа?

— Судя по опыту Астаны, для разработки Генплана, в котором принимали участие иностранные архитекторы, достаточно одного месяца. Это будет план до 2020 года.

Каковы основные источники финансирования?

— В этом году мы планируем доразместить гособлигации на сумму $250 млн. Возросли отчисления инвесторов-застройщиков на развитие социальной инфраструктуры города (в 2007-м по условиям инвестиционных конкурсов мы получили около $40 млн, в 2008-м планируем собрать $100 млн). Есть еще небольшие поступления от рекламы (в 2008 году — до $20 млн), кроме того, $80 млн получим от сдачи в аренду муниципальной собственности. На $370 млн пополнится бюджет за счет продажи земли на аукционах, еще $330 млн планируем собрать в качестве платы за аренду земли.

А почему такие небольшие поступления от земельных платежей?

— Если бы у нас было раз в десять больше земли, тогда и поступления были бы иными.


 

Самый удобный

В 2007 году The Economist самым удобным городом планеты признал канадский Ванкувер, а самым небезопасным — Алжир. Киев занял 91 место в рейтинге 132 городов.

Города оценивали по 40 параметрам, в том числе по уровню культуры, преступности, нестабильности или угрозы терроризма, состоянию окружающей среды и образования, транспортной сети и систем связи, ситуации в области здравоохранения.

В тройку лидеров вошли австралийские Мельбурн и Перт. Нью-Йорк, Токио, Лондон, Гонконг и Париж в лидеры не попали — стали жертвой собственной привлекательности. Транспортные проблемы, с которыми сталкиваются мегаполисы, сводят на нет преимущества жизни в культурных и деловых центрах.

 

Самый дорогой

По данным исследования консалтинговой компании Mercer, в тройку самых дорогих городов мира в 2007 году вошли Москва, Лондон и Сеул. Киев из 143 стран занял 28-ю строчку в рейтинге. Иностранцам жизнь в столице Украины обходится дороже, чем, например, в Барселоне, Франкфурте, Лос-Анджелесе и Праге. Составители рейтинга учитывали более двухсот факторов, в том числе стоимость аренды жилья, проезда на общественном транспорте, одежды, развлечений и продуктов питания. Оказалось, что самый дорогой гамбургер продается в Копенгагене, а самый дешевый можно съесть в Пекине. Наиболее приемлемым по стоимости проживания для иностранцев пятый год подряд становится Асунсьон.

 

Самый крупный

Британская газета The Independent составила рейтинг 60 крупнейших городов мира. Титул мировой столицы в 2007 году достался Лондону, вслед за которым расположились Нью-Йорк, Париж, Мадрид, Токио, Чикаго, Вашингтон, Лос-Анджелес, Сан-Франциско и Рим. Киев на 48 месте между Цюрихом и Калькуттой. Место города в рейтинге определялось его экономическим и культурным значением в мире. При этом учитывались такие факторы, как количество населения, объемы фондового рынка, наличие офисов международных компаний, число ресторанов, объектов культурного значения, протяженность метрополитена, загруженность аэропортов, частота упоминаний в Google и The Independent.

 


 

Статьи по теме
У Києві затвердили рекомендації щодо генераторів: де не можна їх встановлювати
У Києві затвердили рекомендації щодо генераторів: де не можна їх встановлювати

Правила сформували, щоб безпечно інтегрувати пристрої в міське середовище.
вчера, 14:52 — 1872

У Києві ввели правила використання генераторів: що треба знати
У Києві ввели правила використання генераторів: що треба знати

Київська міська рада затвердила рекомендації щодо використання генераторів. Їх сформували для безпечної інтеграції пристроїв у міське середовище.
24.11 — 3230

Киянам дали поради на тлі прогнозів про погіршення погоди
Киянам дали поради на тлі прогнозів про погіршення погоди

У Києві 22 листопада, очікується сніг та сильний вітер. На цьому тлі мешканців столиці закликали дотримуватися низки порад.
22.11 — 232