Конвейер, наконец-то, заработал. Если на волне экономических сложностей производство техники на украинских предприятиях снизилось на 60-70%, то сейчас наблюдается активный рост.
По данным ассоциации «Укравтопром», в феврале этого года в стране было произведено порядка 8,7 тыс. легковых авто, что вдвое больше, чем в январе 2011 г и втрое по сравнению с аналогичным периодом минувшего сезона. Всего с начала года автозаводы выпустили почти 13 тыс. единиц легковой техники, что превышает показатели прошлого года в 1,5 раза.
Новые рекорды поясняются несколькими факторами, в частности, растущим спросом на автомобили (с начала года ежемесячно наблюдается прирост продаж на уровне 50%), изменением портфеля брендов некоторых предприятий и освоением заводами экспортных рынков. Как отмечает представитель компании «Укравто», в структуру которой входит Запорожский автомобильный завод, Яна Кумар, у них продажи ZAZ в 2010 г. выросли на 43% (ежемесячно реализовывалось порядка 1,7 тыс. шт.).
«Во многом, именно благодаря этому факту на предприятии был зафиксирован рекордный показатель производства – 17,7 тыс. машин за год», - поясняет эксперт. В этом году, по мнению Я.Кумар, тенденция роста сохранится. Оптимистические прогнозы ЗАЗа связаны с началом производства на предприятии нового авто ZAZ Forza, которое, как рассчитывают на предприятии, окажется востребованным на рынке (средняя цена – 80 тыс. грн).
Сейчас рассматривается также возможность производства моделей Sens с гидроусилителем и кондиционером и Lanos с подушкой безопасности. Все это, как считают эксперты, позволит ЗАЗу удерживать в структуре отечественного автопрома более 60%.
Корпорация «Богдан», на долю которой приходится 22% сборки, планирует в этом году нарастить производство легковых авто на 51,5% - до 30,5 тыс. шт. Надежды вселяют как аппетиты внутреннего, так и внешнего потребителя – естественно, пока на просторах СНГ. По итогам минувшего года, продажи «Богданов» в Украине выросли более чем на 30%.
Третий «богатырь» украинского автопрома завод «Еврокар» (по итогам февраля 2011 г. Доля составляет 8%) планирует реализовать в этом сезоне порядка 12 тыс. машин. Поводом для оптимизма стали впечатляющие итоги прошлого года - продажи автомобилей Skoda выросли на 12%, что позволило марке укрепить свои позиции и занять 4,6% рынка против 4,1% в 2009 г.
Легкий на подъем груз
Успехи производителей коммерческой и грузовой техники менее впечатляющие. Что в принципе соответствует общим тенденциям в украинской экономике – потребительский сектор оживает быстрее, чем бизнес-сегмент.
В феврале заводы выпустили 313 коммерческих авто и 305 автобусов. Но, если по первым наблюдается положительная динамика (+66% к итогам февраля 2010 г), то вторые демонстрируют очередной спад на уровне 7%. Впрочем, производители уже видят свет в конце тоннеля.
На заводах считают, что этот год станет рекордным для рынка грузового и коммерческого автотранспорта. Оптимизм вселяет, в первую очередь, обилие государственных транспортных программ. Так, в этом году правительство выделило 75 млн. грн на приобретение 244 школьных автобусов. Министерство образования, которое определено распорядителем этих средств, получило полномочия вносить 30% предоплату за технику (из расчета средней стоимости автобуса 300 тыс. грн).
На этот год намечена реализация и нескольких региональных «автобусных» программ. Так, в Крыму обещают выделить 5 млн грн на закупку 17 единиц техники, в Кировоградской области – 6,9 млн грн (22 шт.), в Винницкой области – 4,66 млн грн (15 шт.), в Сумской и Донецкой областях – по 3,9 млн грн (по 13 шт. каждой), в Запорожской и Полтавской – по 3,6 млн грн. (11 шт.), Львовской - 3,84 млн грн (12 шт.). По 10 автобусов купят Луганская, Харьковская и Ивано-Франковская обл.
Немалые надежды производители автобусов связывают и с закупками туристической техники в рамках подготовки к Евро-2012. Руководитель ИАГ Autoconsulting Олег Омельницкий отмечает, что за два месяца этого года продажи автобусов уже выросли на 85%, в дальнейшем же показатели имеют все шансы вырасти еще больше. Вопрос только в том, сумеют ли отечественные производители опередить иностранных конкурентов. Судя по их настроениям, сдаваться без боя заводы не намерены. В корпорации «Богдан», в частности, заявили, что планируют в этом году нарастить производство автобусов более чем на 25% и увеличить свою долю в этом сегменте вдвое – до 30%.