Контракти.ua

12134  —  14.03.11
Равнение на евро: почему к лету бензин А-95 подорожает до 11 грн за литр
Равнение на евро: почему к лету бензин А-95 подорожает до 11 грн за литр

9 грн 50 коп – новая максимальная цена литра бензина марки А-95, установленная правительством 11 марта. Комментируя решение Экспертно-аналитической группы, премьер Николай Азаров посетовал на засилье импорта и пригрозил закрытием заправкам, которые перешагнут граничную цену. Во время выступления премьера бензин А-95 в среднем по Украине стоил уже 9,51 грн. И продолжал дорожать.



По мнению аналитиков концерна Галнафтогаз (сеть АЗС «ОККО»), с учетом последнего скачка мировых цен на нефть и повышенных в январе акцизов, литр бензина А-95 на заправках должен стоить 10,3 грн. Правда, это относится к дорогому бензину, импортированному из стран ЕС, – та же марка топлива, завезенная из России или Беларуси, стоит в рознице значительно дешевле – 9,25-9,4 грн/л.
В 2010-м году доля импортных нефтепродуктов на украинском рынке выросла с 30 до 50%. Но импорт был неоднороден по стоимости: по данным компании Ромпетрол-Украина, произведенный на европейских НПЗ бензин занимал в общем объеме украинского рынка около 12%. Остальной импорт поступал с белорусских и российских НПЗ, получающих российскую нефть без экспортных пошлин.
До новогодних праздников рост цен на внутреннем рынке сдерживался кременчугской компанией «Ливела»*, ввозившей бензин в Украину без уплаты акцизов и НДС. По данным Энергетической таможни и Минтопэнерго в сентябре-ноябре доля Ливелы достигала 45% украинского рынка нефтепродуктов, а в импорте – до 77% всех поставок. По утверждению министра энергетики Юрия Бойко, с декабря 2010-го Ливела нефтепродуктов не импортировала.
В сентябре прошлого года – заявив об убыточности переработки нефти в Украине – прекратили работу Дрогобычский и Надворнянский НПЗ. В середине октября заявил об остановке Одесский НПЗ, о возможной остановке сообщили в Укртатнафте. Практически сразу же между переработчиками и импортерами разгорелся конфликт: менеджмент НПЗ засыпал правительство обращениями с просьбой остановить демпинг импортеров. В ответ, владельцы АЗС и трейдеры обвиняли переработчиков в спекуляциях и шантаже правительства.
К примеру, по словам почетного президента группы компаний «Континиум» (заправки WOG) Игоря Еремеева, представители Антимонопольного комитета подтвердили, что владельцы НПЗ, владеющие собственными сетями заправок, завышают стоимость нефтепродуктов для сторонних покупателей. «Если закупить бензин на Укртатнафте и завезти на заправку, он будет стоить 10,50 грн/л», – заявил Игорь Еремеев в прямом телеэфире, сославшись на данные АМК.
По словам первого заместителя министра экономического развития и торговли Вадима Копылова, еще в январе правительство предложило переработчикам введение пошлин в обмен на модернизацию НПЗ. «Отмена пошлин на импорт нефтепродуктов в прошлые годы привела к монополизации рынка со стороны импортеров: их доля на рынке достигла 60%. Это позволило им ввести ценовой диктат, что увеличило стоимость топлива практически до европейского уровня», – заявил тогда же премьер Николай Азаров, уточнив, что правительство собирается проводить политику возрождения отечественной нефтеперерабатывающей отрасли «в том числе путем защиты отечественного рынка от излишних объемов импорта». 11 марта премьер еще раз подтвердил свою позицию, повторив январские тезисы.
Позиция Николая Азарова понятна, за исключением одного «но». Максимальная ставка пошлин, обсуждавшаяся в правительстве, — 130 EUR за тонну бензина — дает как минимум 60 коп. подорожания для литра импортного топлива. Таким образом, розничная стоимость поднимется до 10,2-10,5 грн/л из-за акцизов. А если к этому добавить подорожание нефти почти на 15% из-за военных событий в Ливии – еще до конца весны стоимость высокого октана в Украине, скорее всего, преодолеет границу в 11 грн/л. То есть бензин будет дороже, чем в большинстве стран Восточной Европы, оставаясь при этом далеко не европейского качества.

*ДП «Ливела» – дочернее предприятие украинско-польского СП «Тайстра». По закону об иностранных инвестициях в редакции 1992-го года, СП имеют право использовать тот режим налогообложения, который, существовал на момент инвестирования. А поскольку в начале 1990-х импорт нефтепродуктов не облагался ни НДС, ни акцизами – вплоть до начала 2003 года львиная доля нефтепродуктов ввозилось в страну без уплаты налогов. В 2003-м закон об инвестициях утратил силу, и совместные предприятия прекратили работу. Но годом позже Тайстра вернула льготы себе и своим ДП через суд. Достоверных данных о реальных собственниках компании нет.

Владимир Хомяков, специально для kontrakty.ua
Статьи по теме
В мережі АЗС повертається
В мережі АЗС повертається "повний бак"

Українські мережі АЗС відновили дію програм лояльності для клієнтів – можна списувати зароблені бали та заправлятись "до повного".
30.07 — 1524

UPG і KLO скасували ліміти на пальне
UPG і KLO скасували ліміти на пальне

З 15 липня на станціях мереж UPG і KLO заправляють без будь-яких обмежень. Про це заявили пресслужби компаній.
16.07 — 590

Дизпаливо на АЗС подорожчало більш ніж на 25%, автогаз - на 45%
Дизпаливо на АЗС подорожчало більш ніж на 25%, автогаз - на 45%

Державна служба статистики оприлюднила дані про середні споживчі ціни на товари та послуги в Україні за січень-квітень 2022 року. Ціни на паливо значно зросли.
13.05 — 3810