Как стать обладателем спортивной машины за EUR14 тыс.? Нет ничего проще - сделай сам! К тому же на автомобильных-самоделках можно еще и хорошенько заработать...
По материалам "Личного счета"
В советское время Сергей Чернявский увлекался коллекционированием игрушечных машинок и не надеялся, что когда-то окажется за рулем подобной автомобильной драгоценности. Но время шло, мечта становилась все ближе. В середине 90-х у сына появился интернет. Однажды во время поиска информации о Cobra 427 Сергей обнаружил, что существуют автомобили, полностью копирующие оригинальное авто, правда, обходятся они в десятки раз дешевле, да и получает их заказчик не с конвейера, а в коробке. Киткар (кitcar — машина из коробки) — фактически конструктор для взрослых мальчиков — набор деталей для самостоятельной сборки машин. В Европе сборкой таких конструкторов занимаются вышедшие на пенсию и не ограниченные ни во времени, ни в средствах автолюбители, киткар доступен любому среднему европейцу. В Украине же киткары пока собирает один Сергей. Прежде чем заказать свой первый автомобиль в коробке, он поехал поучиться автомастерству в Польшу. В небольшом городке под Варшавой Сергей нашел мастерскую, специализирующуюся на сборке киткаров. Несмотря на подробнейшую инструкцию, прилагаемую к автомобильному конструктору, сборке таких машин пришлось именно учиться. «Дело в том, что в киткаре используется пластиковый кузов и железная рама, — объясняет тонкости дела автомастер. — Кузов к раме приклеивается специальным клеем, который потом даже зубилом перерубить невозможно, только болгаркой. Но бывает, что кузов не совсем подходит к раме, вследствие чего получаются зазоры, которые необходимо устранить, чтобы колеса не вылезали наружу». Под руководством польских товарищей Сергей собрал три машины: Lamborghini и две модели Ferrari. Фото киткаров было размещено в интернете — так автомобили нашли своих хозяев.
Воодушевленный удачными сделками, Сергей решился приобрести киткар Cobra 427 для себя, но не тут-то было. «Украинцам и россиянам киткары в Германии не продают, — говорит Сергей. — Покупатели киткаров подписывают договор о некопировании кузова и других деталей. А так как у нас до сих пор не решен вопрос с копированием компакт-дисков, то мы для немцев неблагонадежные покупатели». Эту проблему Сергею помогли решить польские друзья, брат одного из которых жил в Германии. Он то и купил самый простой киткар Cobra для Сергея и отправил его в Польшу. Работы по сборке Cobra проходили в несколько этапов, а на поиски недостающих деталей приходилось отправляться даже на автомобильную свалку. На сборку авто с нуля и до 100% готовности у Сергея с командой польских автослесарей ушло 1,5 месяца. Однако, работая над ней, он и не подозревал, что его Cobra не только будет пользоваться повышенным вниманием среди автолюбителей, но и найдутся желающие сделать киткар на заказ.
Автодело
Сейчас по Москве ездит семь киткаров, собранных руками Чернявского. А в Киеве можно увидеть киткар Porsche 904 и Lamborghini, в Донецке — Ferrari F40 и Lamborghini Countach, в Днепропетровске — Porsche 550. Самое сложное, по словам автомастера, объяснить будущему заказчику, что такое киткар и почему Ferrari F50 из его автомастерской обойдется в EUR60 тыс., когда за оригинал придется выложить не менее EUR375 тыс. Если европейцы собирают «машины из коробки» только ради внешнего вида и не смущаются говорить, что это всего лишь копия, то вот украинцы и россияне зачастую требуют, чтобы киткар был похож не только внешне, но и по своим техническим характеристикам не уступал оригиналу.
«Когда собирал машину для донецкого заказчика, то долго объяснял ему, что только внешне это будет Lamborghini. Заходить в поворот на скорости 120 км/час, как делает это оригинальная машина, он не сможет. Так как подвеска у этой машины от серийной Audi, — рассказывает Сергей. — Прошло несколько недель, прежде чем заказчик сообразил, что внешний вид машины для него важнее, чем большая скорость». Несмотря на редкие исключения, чаще всего клиентами Чернявского становятся истинные ценители автомобильного искусства, люди, для которых дорогая машина — предмет созерцания и гордости. Из ста обращений только два-три человека в итоге становятся клиентами.
Чем старше оригинал, тем более трудоемкий процесс сборки его копии, так как даже приборы в киткаре будут стилизованы под выбранную модель. Отличается киткар от настоящей машины не только пластиковым корпусом, но и возможностями. «Киткар Ferrari будет легче своего оригинала в два раза. Пластиковый корпус начиняется двигателем и всеми агрегатами от нового Audi или Chevrolet в зависимости от модели, — объясняет Сергей. — В эксплуатации киткара нет специфических особенностей. Он будет ездить как обычная иномарка — запредельные скорости ему недоступны. Зато при аварии такая машина ремонтируется легче, чем сделанная из металла. Как правило, об этом не говорят, но в ралли все участвующие машины с пластиковыми корпусами. Пластик, деформируясь, имеет свойство распрямляться».
Стоимость киткара во многом зависит от фирмы производителя машинного конструктора. Самыми качественными считаются немецкие киткары, они настолько точно выполнены, что только специалист сможет отличить их от оригинального авто. Немецкий набор для Cobra обойдется в EUR40 тыс., а аналогичный польский набор стоит всего EUR14 тыс. «Главные отличия: качество изготовления матрицы и частота пригонки частей к раме», — объясняет Сергей. Чем дешевле конструктор, тем больше смекалки и изобретательских навыков придется применить мастеру. Заказать киткар через интернет может любой украинец, правда, только у фирмы, работающей в США. В среднем конструктор доставляется до одесского порта через месяц после банковского перевода. Однако по украинскому законодательству частному лицу пока запрещено собирать такие автомобили. «При пересечении границы честно указать, что это детали киткара, невозможно, — говорит Сергей. — Поэтому растамаживать приходится как аттракцион, макет или рекламный щит для крыши ангара. Проблем с перевозкой нет, а вот легализовать нельзя».
Стоимость сборки киткара равна стоимости конструктора, так как все, включая салон автомобиля, делается вручную. За пару лет работы у Сергея сформировалась собственная команда помощников, а каждый киткар приносит ему $5-6 тыс.
Звезда по имени Cobra
Киткар Сергея Чернявского живет своей собственной жизнью. Cobra 427 частенько участвует в съемках рекламных роликов и клипов. Ее хозяин уже почти не удивляется, когда ему домой звонит известный режиссер с заманчивым предложением. «Вот недавно Федор Бондарчук пригласил на съемки», — спокойно рассказывает Сергей. При этом хозяин Cobra не без гордости сообщает, что его машина, собранная три года назад, уже отработала треть своей стоимости. Только в 2004 году Сергей побывал на 12 тюнинг-парадах. За однодневное участие в таком мероприятии, например, в Донецке ему предлагали от $1000. Бывает он и на подобных ретрофестивалях в ближнем зарубежье — в Тушино. «В России дело с киткарами обстоит на порядок выше, чем у нас, — сетует Сергей Чернявский. — Киткарами обзаводятся такие звезды как Пугачева, Цыганова, Пореченков. В Москве даже есть «Киткар Центр», где собирают машины на заказ, выезжают они оттуда уже с техпаспортом и номерами». Правда, в «Киткар Центре» сборка Ferrari F50 обходится почти в половину стоимости оригинала, тогда как в мастерской Чернявского возьмут за нее всего пятую часть.
А давайте прикинем...
Lamborghini
Murcielago
Стоимость оригинала
$375 тыс.
Стоимость киткара
$50 тыс.
Стоимость сборки
$50 тыс.
Lamborghini
Countach
Стоимость оригинала
$200 тыс.
Стоимость киткара
$25-50 тыс.
Стоимость сборки
$25 тыс.
Cobra 427
Стоимость оригинала от $1 млн
Стоимость киткара
$14-80тыс.
Стоимость сборки
$7-40 тыс.
Porsche 550
Spider
Стоимость оригинала от $2 млн
Стоимость киткара
$18-50 тыс.
Стоимость сборки
$9-25 тыс.
Ferrari F40
Стоимость оригинала
$375 тыс.
Стоимость киткара
$50 тыс.
Стоимость сборки
$50 тыс.
Ferrari F50
Стоимость оригинала
$200 тыс.
Стоимость киткара
$30-40 тыс.
Стоимость сборки
$30 тыс.
Lamborghini
Diabolo
Стоимость оригинала
$315-380 тыс.
Стоимость киткара
$40-55 тыс.
Стоимость сборки
$25-30 тыс.
Mercedes-Benz
300 CL
Стоимость киткара
Стоимость сборки EUR35 тыс.
Porsche 356
Стоимость оригинала от $1 млн
Стоимость киткара
$25-50 тыс.
Стоимость сборки
$15-20 тыс.
Ford GT40.
Стоимость оригинала от $1 млн
Стоимость киткара
$30-80 тыс.
Стоимость сборки
$15-20 тыс.