Владельцы планшетов iPad из бесплатных учебных программ чаще всего скачивают This Day in History. Этот интерактивный мультимедийный календарь отображает знаменательные события прошлого. Экскурс в историю сопровождается фотографиями, иллюстрациями, музыкальными композициями и звуковыми комментариями.
This Day in History создан командой Software MacKiev, победителем многочисленных конкурсов Apple на лучшее приложение для Macintosh. Среди других ее успешных проектов для OC Mac — интерактивная 3D-карта погоды, приложение для печати изображений, универсальная мультимедийная энциклопедия и другие программы, которые можно купить в AppStore по $40–60 за штуку. Штаб-квартира софтверной компании находится в Бостоне. Но программы создают украинские специалисты из киевского офиса.
IT-кузница
Мировой рынок офшорного аутсорсинга — разработки ПО на заказ для иностранных клиентов — составляет $90 млрд. В прошлом году наша страна на экспорте программного обеспечения заработала, по данным Ассоциации «Информационные технологии Украины», до $1 млрд. По сравнению с Индией, главным центром офшорного программирования, этот показатель выглядит очень скромным. Годовой объем рынка государства специй достигает $34 млрд. Украина намного отстает от Китая с оборотом в $28 млрд и даже от России с ее $2,65 млрд, результат исследования Gartner.
Тем не менее среди государств Центральной и Восточной Европы наша страна уверенно лидирует, опередив Румынию, Венгрию, Польшу и Чехию. Пятая часть рынка региона EMEA принадлежит украинским программистам. Из десяти ведущих аутсорсинговых IТ-компаний Восточной и Центральной Европы семь являются полностью отечественными или имеют офисы в Украине. В рейтинг «самых-самых» западные исследователи не первый раз включают Luxoft, Miratech, GlobalLogic и SoftServe. По словам Романа Дзвинки, заместителя генерального директора КМ Ware, общее количество украинских аутсорсинговых компаний приближается к одной тысяче.
Высокая квалификация и низкая стоимость рабочего часа программистов привлекают в Украину многочисленных клиентов из США, Германии, Нидерландов, Франции и Великобритании. У нас средний программист ежемесячно получает $1,5 тыс., опытный специалист — $3,5–5 тыс., рассказывает президент Miratech Николай Роенко. В США и Западной Европе зарплаты разработчиков ПО в два-четыре раза выше, чем в Украине. Вот почему услугами отечественных специалистов в свое время воспользовались Motorola, Microsoft, TDK, Skype, Deutsche Bank, Sun Microsystems, UBS Bank, Apple Inc., Bosch, eBay, Dell и IBM. «Наши разработчики пишут программы для компьютерной автоматизации технологических процессов в финансовой, медицинской и прочих сферах», — комментирует Игорь Лисицкий, вице-президент Ассоциации «Информационные технологии Украины».
Наше государство, впрочем, как и все республики бывшего СССР, продолжает выпускать программистов высшего класса — советская школа по подготовке технических специалистов и поныне считается сильной. По данным Ассоциации аутсорсинга Центральной и Восточной Европы (СEEOA), более 18 тыс. украинских специалистов пишут программы на заказ. По словам Николая Роенко, городами — кузницами кадров в порядке убывания считаются Киев, Харьков, Львов, Донецк, Днепропетровск, Луганск, Одесса и Симферополь. СEEOA в качестве примера приводит такие сравнительные данные: в Украине проживает до 1% мирового населения, при этом 6% всех физиков, математиков, программистов и других высококвалифицированных профессионалов получили образование в нашей стране.
Отечественный рынок экспорта ПО развивался по типичному постсоветскому сценарию. «Для Украины аутсорсинг был очень полезным этапом развития IТ-рынка. В начале 1990-х годов у наших технических специалистов не было денег для раскрутки, опыта работы над промышленными проектами с жесткими требованиями западных заказчиков, а также опыта продаж. Мало было и людей, которые умели управлять программными проектами», — вспоминает Андрей Терехов, директор департамента стратегических технологий «Майкрософт Украина».
Десять лет назад в отрасль влился иностранный капитал. К примеру, украинский разработчик ПО Ciklum cоздан на деньги датских инвесторов. В компании работают около 800 специалистов, а центры программирования расположены в крупных городах Украины — Киеве, Харькове, Виннице и Одессе. В 2009-м Ciklum вошла в список ста лучших компаний Европы в области высоких технологий — Red Herring 100 Europe. Доходы разработчика составили $24,9 млн, и большей частью прибыль компании обеспечили украинские программисты.
На рынке аутсорсинга — жесткая конкуренция между странами. Украина отстает от Индии, но обладает специфическими качествами, которых у индусов нет. «У нас фундаментальное базовое образование, европейская культура и ментальность. Но хуже знание английского языка, ниже уровень преподавания в вузах современных информационных технологий», — рассуждает Николай Роенко. Кроме того, украинские программисты обладают творческим мышлением, а индийские четко следуют полученным указаниям заказчика. «Если вы занимаетесь исследованиями и разработкой, то чрезвычайно важно иметь в распоряжении людей, которые не просто бездумно воспринимают инструкции, а критически осмысливают информацию и способны спорить», — рассказал в интервью kontrakty.ua Питер Харрисон, CEO GlobalLogic — одной из крупнейших софтверных компаний Украины.
Место под солнцем
Развитие отечественного рынка невозможно без квалифицированных кадров. Для того чтобы наши компании смогли нарастить обороты, необходимо намного больше программистов, чем может дать украинская образовательная система. Ежегодно страна выпускает около 30 тыс. специалистов. Тогда как по оценкам вице-премьера Сергея Тигипко, в ближайшие три-пять лет в Украине дефицит квалифицированных программистов составит 50 тыс. человек. Для сравнения: в 2002-м Китай обучил 100 тыс. IT-специалистов, уже через четыре года количество выпускников технических вузов увеличилось до 400 тыс. Отечественных же программистов еще необходимо доучивать и переучивать, поскольку база полученных в политехах знаний значительно устарела. «Украина никогда не приблизится к Индии или Китаю по количеству населения, поэтому не сможет конкурировать по объему выполняемых работ. Сама модель аутсорсинга по определению экстенсивна. Для того чтобы увеличить прибыль, необходимо нанимать на работу больше людей», — грустно констатирует Андрей Терехов.
Кроме того, зарплаты украинских программистов приближаются к среднему для Восточной Европы уровню. В последнем рейтинге Gartner, оценивающем страны с самыми низкими затратами на IТ, прошлогодние лидеры — Египет, Словакия и Украина — сместились с позиции «очень хорошо» до «хорошо». Себестоимость программного продукта, практически полностью состоящая из стоимости труда, растет. В 2009-м ежемесячная зарплата местного разработчика ПО составляла $4 тыс., в 1997-м — $2,5 тыс. Соответственно показатель прибыльности компании за этот период уменьшился с 96% до 63%.
Китайский рынок аутсорсинга во многом развивался благодаря налоговым льготам и преференциям государства. В Украине большинство компаний предпочитают работать полулегально, опасаясь светиться перед налоговыми органами. Ранее IТ-сектор особых хлопот государству не доставлял, поэтому софтверным компаниям никто не помогал, но и не мешал. Сейчас все изменилось. К примеру, в середине февраля 2011-го в Харькове ОМОН провел обыск в офисе одного из крупнейших разработчиков ПО Global Logic. Идет охота крупных бизнес-структур, приближенных к власти, на успешные украинские стартапы, объяснил Контрактам на условиях анонимности менеджер софтверной компании.
«Особенность этого бизнеса такова, что 80% цены готовой продукции составляет интеллектуальный труд программиста. Час работы в среднем стоит $23. Для того чтобы работать легально, то есть платить все налоги и платежи, наши компании должны продавать программистов по $35», — считает Игорь Лисицкий. «В Украине работают 200 тыс. программистов, из них только четверть официально. Средняя заработная плата — $1,3 тыс. Это невиданные резервы для наполнения бюджета Украины, только надо дать возможность им работать официально», — считает Сергей Тигипко.
По прогнозам Gartner, к 2013 году глобальный рынок экспорта программного обеспечения может вырасти до $120 млрд. Украина, скорее всего, не сможет догнать Индию и Китай по объемам экспортного ПО. «Необходимо переходить на создание инновационных продуктов, которые могли бы продаваться не только в Украине, но и на глобальном рынке, — видит выход Андрей Терехов. — Только таким образом отечественные IТ-компании в перспективе смогут стать конкурентоспособными».
В общем, украинские айтишники сохранят свою аутсорсинговую нишу в двух случаях: если будут разрабатывать программы, которые не под силу специалистам с Востока, или если европейский заказчик дешевизне Индии или Китая предпочтет географическую близость Украины.
Надежда Гончарук, «Контракты»