Контракти.ua

13816  —  01.03.11
Почему солнечные электростанции и электронные книги украинского производства востребованы за рубежом
Почему солнечные электростанции и электронные книги украинского производства востребованы за рубежом

Солнечные модули — продукция украинской компании «Квазар» — пользуются спросом в Европе. В 2008-м специалисты компании реализовали свой крупнейший проект — установили солнечную станцию мощностью 2,88 МВт в испанском городе Кордова. Общая стоимость модулей украинского производства составила около $10 млн.

 

ЕС поставил перед собой задачу: к 2020 году вырабатывать 20% электроэнергии за счет альтернативных источников — ветряных мельниц, солнечных электростанций и пр. «Квазару» повезло — мода на нетрадиционные источники энергии позволяет крупнейшему украинскому производителю фотовольтаической продукции держаться на плаву. 95% солнечной продукции нашего предприятия идет на экспорт и только 5% — на внутренний рынок.
Конечно, без трудностей не обходится. Во-первых, внутренние европейские рынки закрыты для иностранных компаний. Таким образом Евросоюз поддерживает своих производителей. Во-вторых, на пятки крупнейшим вендорам мира наступает Китай. Продукция Поднебесной намного дешевле, чем у конкурентов.
Почему же немцы, французы, итальянцы, испанцы выбирают «Квазар»? «Мы географически ближе к ЕС, — объясняет Контрактам Александр Юденко, директор солнечного подразделения ОАО «Квазар». — Украинская продукция имеет европейское качество — сертифицирована по международным стандартам. Кроме того, сервисный центр для гарантийного обслуживания солнечных электростанций находится не в далеком Китае, а в Украине. Эффективность наших модулей — КПД — выше, чем в Поднебесной. А цены немного ниже европейских, хотя и выше китайских».
Осенью прошлого года украинский завод выиграл тендер на строительство солнечных электростанций в Италии. К примеру, проектная мощность СЭС в городе Витербо — 2,4 МВт. Общая стоимость проекта — EUR7 млн. Огромная территория размером в семь футбольных полей будет вмещать около 13 тыс. фото-электрических модулей украинского производителя. Хотя сегодня «Квазар» смотрит не столько на Запад, сколько на Восток. Компания уже договорилась с Сирией о поставках продукции мощностью 5 МВт в 2011-м.

Продукция «Квазара» — не единственный образец того, что украинские высокие технологии могут быть востребованы на мировых рынках. Еще один пример: отечественная компания PocketBook, выпускающая устройства для чтения электронных книг, смогла покорить российский, европейский и даже американский рынки.
Конкуренция среди западных вендоров не просто высокая, а очень жестокая. И тем не менее украинские PocketBook по популярности не уступают электронным книгам Sony. Компания зарегистрирована в Гонконге с филиалами в США, Германии, Франции и России, хотя департамент разработки программного обеспечения находится в Украине. Сейчас ее доля на мировом рынке достигла 5%.
В 2009 году доходы PocketBook International составили $37,2 млн. В 2010-м украинцы заявляли, что рассчитывают на рост продаж до $165 млн. Ежемесячно компания продает более 50 тыс. читалок. Доля рынка PocketBook на территории СНГ составляет 43%. Популярность украинского продукта в России объяснить можно. Дело в том, что на западные электронные устройства нельзя закачать сторонние файлы — стоит специальная защита. Разрешенные литературные произведения продают интернет-магазины, и каждое стоит недешево — $10–20. Такой подход не соответствует менталитету постсоветских потребителей. Наш человек хочет закачивать на читалку бесплатный пиратский контент. PocketBook оставляет пользователю право выбора: покупать литературу или скачивать ее, не платя ни копейки правообладателям, за это украинское устройство и любят в СНГ. «Преимущества электронных книг очевидны. Достаточно один раз потратиться на букридер, чтобы потом закачивать на него любые тексты, купленные официально или полученные бесплатно из электронных библиотек», — рассказывал Контрактам в конце 2009-го Олег Науменко, вице-президент украинской компании PocketBook.
А вот успех PocketBook на зарубежных рынках объясняется иначе. Во-первых, компания создала СП с тайваньской Netronix — одним из крупнейших в мире производителей «железа» для читалок. Во-вторых, PocketBook умеет разрабатывать уникальное программное обеспечение — наши разработчики ПО востребованы за рубежом. В итоге получилось оптимальное устройство по приемлемой цене.

Надежда Гончарук, «Контракты»