Не дожидаясь окончания расследования Антимонопольного комитета, крупные ритейлеры подписали Меморандум взаимопонимания с Кабмином. Под документом поставили подписи не только Fozzy Group, Фуршет и «Велика Кишеня», замеченные АМК в «злоупотреблении монопольным положением», но и незамеченные МЕТРО Кэш энд Керри, О’Кей, Эко-маркет, BILLA.
Не дожидаясь окончания расследования Антимонопольного комитета, крупные ритейлеры подписали Меморандум взаимопонимания с Кабмином. Под документом поставили подписи не только Fozzy Group, Фуршет и «Велика Кишеня», замеченные АМК в «злоупотреблении монопольным положением», но и незамеченные МЕТРО Кэш энд Керри, О’Кей, Эко-маркет, BILLA. Ритейлеры обязались ограничить розничные наценки на «социально значимые товары» до 10%, а власть — всячески способствовать развитию цивилизованной розничной торговли: специально для сетей провести аукционы по продаже 100 земельных участков под строительство новых объектов и упростить разрешительную систему импорта продтоваров. Конфликт властей с ритейлерами закончился победой последних.
В конце марта Антимонопольный комитет начал расследование в отношении крупнейших розничных сетей — Fozzy Group, «Фуршет» и «Велика Кишеня». В комитете предполагали, что ритейлеры злоупотребляют монопольным положением на столичном рынке розничной торговли, заключая «дискриминационные» договоры с поставщиками: производители и дистрибьюторы вынуждены покупать у ритейлеров место на полке, платить проценты с продаж, проводить за свой счет промоакции и мириться со 100-дневными отсрочками платежей. По словам заместителя председателя АМК Александра Мельниченко, такие действия ритейлеров могли привести к необоснованному росту цен на продтовары в магазинах этих сетей, поскольку производители вынуждены включать дополнительные расходы в отпускную стоимость. То есть АМКУ напрямую связывает повышение цен с «дискриминационными договорами». Если нарушение ритейлерами антимонопольного законодательства будет доказано, Комитет грозит оштрафовать сети вплоть до 10% годовой выручки.
В конечной цене продукции, продаваемой в супермаркетах крупных сетей, действительно заложены затраты производителей на присутствие их товара в организованной рознице — так называемая плата за полку. Валерий Кулеша, руководитель консалтинговой компании VIP-Consulting, утверждает, что доля дополнительных платежей не превышает 15-30% наценки. По заверениям производителей, дополнительные платежи составляют 50% розничной наценки, однако юристы сомневаются, что плата за полку тянет на «злоупотребление монопольным положением», ведь ни один нормативный документ не запрещает ритейлерам брать с поставщиков деньги за предоставление им тех или иных услуг.
Валерий Кулеша предполагает, что расследование АМК инициировал «кто-то из правительства, собственник заводов, которого достали требования сетей». Впрочем, большинство экспертов рынка считают, что на самом деле претензии к сетям — это способ убедить ритейлеров поддержать правительство в борьбе с инфляцией.
Сами ритейлеры считают, что продукты дорожают из-за жадности производителей, отмечая, что «входной билет» распространяется далеко не на все товары. «Конечно, розница может установить единую наценку в 25%, но при этом 25% на муку — будет много, а 25% на китайский товар, на котором поставщики зарабатывают и по 200%, — это мало. Поэтому мы договариваемся с производителями: те, кто продает муку, творог и молоко, ничего не платят за маркетинг, а те, кто поставляет высокорентабельные товары, — платят», — откровенничает совладелец Фуршета Игорь Баленко. Другими словами, ограничение розничной наценки на социально значимые товары десятью процентами на доходах ритейла существенно не отразится, как и на уровне инфляции.
Оправдывая плату за полку и аргументируя непричастность к высокой инфляции, ритейлеры отмечают, что наценки украинской розницы — одни из самых низких в ЕС и СНГ. «У нас она (розничная наценка. — Прим. Контрактов) составляет 15%, тогда как в России — 25-30%, в Польше, Франции — 30-40%», — говорит Игорь Баленко.
Большинство поставщиков хотя и недовольны стоимостью «входного билета на полку», но в любом случае готовы платить за него, поскольку организованная розница за счет больших оборотов обеспечивает производителям и дистрибьюторам большие объемы продаж. Уход из сети может привести к существенному падению доходов производителя. «95% нашей продукции продается через розничные сети. Мы очень сильно зависим от них, — жалуется финансовый директор крупного производителя продуктов питания. — Но где еще продавать товар? Не на базаре же! Скоропортящийся продукт невозможно хранить на рынках, все более-менее приличные гастрономы с нормальными условиями хранения выкуплены и перепрофилированы либо под сетевые супермаркеты, либо под непродуктовые магазины. На создание собственной сети у нас нет денег, да и каждый должен заниматься своим делом».
«Сегодня розница сильнее производителей, что влечет за собой выкручивание рук поставщикам в виде отсрочек платежей, платы за полку, навязывания консультационных услуг и т. д., — констатирует Юрий Наврузов, управляющий партнер Netton CG, профессор менеджмента МИМ-Киев. — Но я не думаю, что взаимоотношения поставщиков и супермаркетов должны быть предметом расследования АМК. Административными методами здесь ничего не изменишь, однако комитет мог бы выступить инициатором создания ассоциации производителей, которая могла бы «уравновесить» силу организованной розницы».
Впрочем, отечественным сетям в любом случае придется изменить методы работы с поставщиками. Украинский ритейл — один из самых привлекательных в мире с точки зрения инвестирования (пятое место в мире, по данным исследования A.T. Kearney). «В ближайшие три-четыре года в Украину придут иностранные сети — Auchan, Carrefour, Tesco — с более демократичными и цивилизованными подходами в работе с поставщиками», — уверен руководитель VIP-Consulting. Зарубежная экспансия вынудит украинских ритейлеров пойти на большие уступки поставщикам.
Мнение эксперта
Валерий Кулеша,
руководитель консалтинговой
компании VIP-Consulting (специализируется на работе с VIP-розницей)
— Большинство производителей
пытаются продать свою продукцию супермаркетам, но крупный ритейлер хочет не
покупать, а продавать товар. Если он не реализуется или недостаточно
рентабелен, естественно, сеть от него
отказывается. Ритейлеры — не монополисты: они просто собственники своего
бизнеса.
Однако сетевики тоже перегибают палку, чувствуя свое доминирующее положение, поскольку производителей намного больше, чем сетей. Даже если продукт хорошо продается, ритейлеры все равно заставляют поставщика платить за полку.
Действия АМК верны, но
штрафы не решат проблему в целом — пройдет время, и все вернется на круги своя.
Для решения конфликта необходимо вмешательство государства, но власти должны
регулировать процесс системно.