11504 — 18.02.11
Окна роста: как планшеты и нетбуки вытесняют Microsoft
Растущая популярность планшетов негативно отразилась на финрезультатах последнего квартала 2010-го компании Microsoft. Таблетки теснят персональные компьютеры, включая ноутбуки. Дело в том, что ПК работают на Windows, а планшеты — нет.
Снижается и доля нетбуков с ОС. Процент поставок устройств с операционной системой ранее составлял 80–90%, и только в IV квартале 2010-го некоторые производители начали заказывать нетбуки без операционной системы либо с ОС Linux. «Производители нетбуков и планшетов выбирают другие операционные системы не только потому, что они дешевле, — рассказал Валерий Базыленко, директор по продажам украинского представительства ASUS. — Эти устройства с ограниченной функциональностью не предназначены для выполнения серьезных вычислительных задач. Соответственно, наличие Windows там необязательно».
Пользователи планшетов столкнулись, например, с тем, что такая простая функция, как поворот экрана, которая без проблем работает на смартфонах, на Windows-планшетах выполняется медленно. «А ведь это может раздражать потребителя, — объясняет Валерий Базыленко. — Кроме того, наличие ОС Windows на устройстве обычно удорожает его стоимость приблизительно на $30–40». Впрочем, нетбуки нередко управляются простыми версиями операционных систем, такими как Windows 7 Starter. Эта операционная система соответствует функциональным возможностям нетбука, а стоит не очень дорого.
Тем не менее повод для беспокойства у Microsoft есть. По подсчетам аналитиков Gartner, рынок ПК в IV квартале прошлого года вырос на 3,1% — до 93,45 млн устройств. Это на 1,7% ниже, чем ожидалось. За аналогичный период продажи таблеток составили 10 млн, из которых 77% пришлось на iPad. Всего в 2010-м было продано 17 млн планшетов, а в нынешнем году, по данным IDC, ожидается рост поставок до 44,6 млн устройств.
Чистая прибыль компании Билла Гейтса за последний финансовый квартал 2010-го достигла $6,63 млрд. По сравнению с аналогичным периодом 2009-го этот показатель уменьшился на 0,4%. В день оглашения результатов акции компании упали на 4%. Инвесторы с тревогой ожидают замещение ноутбуков планшетами iPad.
И все же компании Microsoft нервничать рано. Рост ее доходов произошел благодаря игровым контроллерам Kinect и консолям Xbox 360. За 60 дней после старта продаж было куплено 8 млн Kinect, что вчетверо больше, чем у iPad. За первые два месяца продажи планшетов Apple составили 2 млн устройств.
Результаты софтверных подразделений противоречивы. Направление по корпоративным продуктам работает довольно успешно. В последнем квартале прошлого года продажи лицензий Office 2010 оказались на 50% выше, чем в свое время у Office 2007. В то же время отдел по ОС для пользовательских ПК демонстрирует более скромные показатели. Снижение спроса на компьютеры повлияло на продажи Windows, которые составили $5,05 млрд вместо прогнозируемых $5,2 млрд.
Запуск Windows Phone 7 для мобильных платформ — удачный ход. Но операционная система была анонсирована в США в ноябре 2010-го — месяцем позже, чем в Европе, в разгар конкурентной борьбы iOS и Android. По данным исследования NPD Group, доля новой платформы Microsoft за IV квартал составила всего 2% — вдвое меньше, чем в свое время заняла ее предшественница Windows Mobile. Лидерами рынка остаются Android с долей в 53%, BlackBerry и iOS, каждая из которых занимает по 19% рынка.
Многое будет зависеть от того, как скоро Microsoft сдержит свое обещание о выпуске планшета с собственной ОС. В январе нынешнего года на выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе были представлены три планшета от нью-йоркской Netbook Navigator на ОС Windows 7: NAV-7, NAV-9 и NAV-10i. Но до успехов Google Microsoft далеко: доля планшетов на Android в IV квартале 2010 года увеличилась в 10 раз — до 22% рынка, данные исследования Strategy Analytics. «О значительном сокращении доли Windows в связи с растущей популярностью планшетов говорить пока рано. К примеру, уже в II квартале этого года в продажу поступит новый планшет Samsung на базе Windows 7. Так что планшеты будут развиваться и в Windows-сегменте», — уверен Сергей Корогод, продакт-менеджер Samsung Electronics Ukraine.
Пока же у Microsoft остается один веский аргумент: планшетам далеко до традиционных ПК. В прошлом году Apple продала 15 млн iPad, Microsoft — 300 млн лицензий ОС Windows 7.
Надежда Гончарук, «Контракты»