16250 — 15.02.11
Урок химии: почему крестьяне не рады последнему приобретению Дмитрия Фирташа
Владельцы украинских химических предприятий продолжают избавляться от своих активов. Один из крупнейших производителей минеральных удобрений — ЗАО «Северодонецкое объединение Азот», которое связывают с Александром Ровтом, — продан Дмитрию Фирташу. За короткое время бизнесмен сумел консолидировать существенную долю отечественного химпрома.
Его химический дивизион азотных удобрений уже включает Ривнеазот и горловский Стирол. По предварительным данным, доля предприятий Дмитрия Фирташа на рынке аммиака расширится до 40%, аммиачной селитры — до 55%. Бизнесмен намерен побороться за Одесский припортовый завод и черкасский Азот Александра Ярославского, который заявил о готовности продать предприятие за «нереальные» $800 млн (к примеру, рыночная капитализация Стирола — $300 млн). «Моя задача — сконцентрировать всю химическую промышленность, иначе нельзя будет конкурировать», — сообщил Дмитрий Фирташ.
В 2010 году мировые цены на азотные удобрения начали расти. В связи с подорожанием зерновых на мировом рынке у компаний появились средства на закупку удобрений. Уже в конце прошлого года мощности украинских предприятий были загружены на 80–90%. Цены на аммиачную селитру на внутреннем рынке практически достигли докризисного уровня (сейчас селитра стоит 2990–3200 грн/т). Только за полгода продукция подорожала на 50%. В целом в 2010-м, по данным Госкомстата, предприятия увеличили выпуск азотных удобрений на 5,4%; по сравнению с 2009 годом — до 2,3 млн т. Это отчасти вернуло привлекательность химическому бизнесу.
Но главный фактор риска для химиков все равно остается — это цена на газ, которая, по всем прогнозам, будет только расти. Стоимость голубого топлива на задвижках предприятий достигла $380–390 за тыс. куб. м (с НДС). По словам аналитика Dragon Capital Тамары Левченко, с такой стоимостью основного сырья производить удобрения, особенно для внутреннего рынка, не очень выгодно даже при нынешних ценах. Выгоден лишь экспорт. К примеру, стоимость газа для Стирола, экспортирующего продукцию, составляет примерно 330 $/тыс. куб. м (после взаимозачета по НДС, возникающего при покупке газа и продаже удобрений на экспорт). При этом, по оценкам аналитиков Dragon Capital, валовая рентабельность аммиака достигает 25–30%, а карбамида и селитры — около 20%.
«2009 год для азотной химии был самым тяжелым. Практически все предприятия простаивали. Химики это хорошо помнят. Ни один завод не может в одиночку повлиять на стоимость газа, поэтому бизнесмены и выходят из химического бизнеса», — объясняет эксперт. Консолидация же рынка может сыграть на руку химпрому, повысив его конкурентноспособность.
Крупный игрок с большой долей рынка может договориться с Газпромом или частными добывающими компаниями, к примеру, о прямых поставках газа. По оценкам Тамары Левченко, при прямых поставках стоимость голубого топлива (на границе без учета НДС и транспортировки) может снизиться до $200 за тыс. куб. м. Кроме того, напоминает аналитик черкасского НИИТЭХИМа Николай Селихов, у Дмитрия Фирташа есть и свои запасы газа — 12,1 млрд куб. м, на которых его предприятия могут работать около трех лет. Большому производителю легче работать и на внешних рынках. Идея согласованного выхода химических компаний на экспортные рынки звучала неоднократно, но предприятиям всегда было сложно договориться.
В то же время негативные последствия консолидации, по мнению генерального директора ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Владимира Лапы, могут проявиться в необоснованно растущих ценах на минеральные удобрения на внутреннем рынке. «Сейчас продукция дорожает, но это связано скорее не с консолидацией в химической отрасли, а с теми процессами, которые происходят на мировых сырьевых рынках», — уточняет он.
А вот по прогнозу Тамары Левченко, ценовых скачков не произойдет даже в случае продажи Дмитрием Фирташем химических активов россиянам (дочерним структурам Газпрома или другим заинтересованным компаниям). Чувствительность украинских аграриев к ценам на удобрения всем известна, и химики, в частности Ривнеазот и Северодонецкий Азот, не заинтересованы терять отечественный рынок. Кстати, по этой же причине не должно произойти и резкой переориентации предприятий на экспорт. Но рассчитывать на существенное снижение стоимости минеральных удобрений на внутреннем рынке украинским агрохолдингам и фермерским хозяйствам тоже не стоит. Административное ограничение цен может появиться только лишь в том случае, если Дмитрий Фирташ договорится с правительством о неких преференциях.
Елена Струк, «Контракты»