Контракти.ua

16202  —  07.02.11
Зарубежное торговое финансирование: инструкция по эксплуатации для Украины
Зарубежное торговое финансирование: инструкция по эксплуатации для Украины

Риски страны предрешают судьбу бизнеса. Не справедливо, скажете Вы. Но это факт. С другой стороны, не было бы рисков, и страховать было бы нечего.



 

Каждая компания, импортирующая то либо иное сырье для производства, оборудование, комплектующие, другую готовую продукцию, обычно сталкивается с жесткими условиями реализации торгового проекта. Иностранный партнер, как правило, старается отстоять выгодные условия для себя: предоплату, минимальную отсрочку платежа с максимальной процентной ставкой, получение множества дополнительных гарантий от украинского покупателя.
Именно  поэтому привлечение торгового финансирования – вопрос, безусловно, актуальный для украинских импортеров. А вопрос зарубежного финансирования – актуальный и популярный вдвойне в связи с его экономической доступностью.
Стоит отметить, что в последнее время тема торгового финансирования начала активно популяризироваться в Украине, но, к сожалению, не всегда грамотно.

Существует целый ряд факторов, влияющих на возможность привлечения международного торгового финансирования и условия реализации такого рода проектов для украинских заемщиков: финансовые результаты, перспективы развития, международная платежная дисциплина и другие, не менее важные аспекты.
Однако первое, на что обращают внимание иностранные банки и экспортные кредитные агентства (ЭКА), страхующие риски неплатежа либо несвоевременного платежа при определении кредитоспособности зарубежной компании - рейтинг страны ее инкорпорации.  Чем выше рейтинг государства, тем больше доверия вызывает и сама компания-покупатель.
Но можно ли доверять компании родом из государства с хронической политической нестабильностью, осложненной коррупцией и растущим внешним долгом?!
Именно эти факторы и влияют на рейтинг Украины в системах зарубежных ЭКА. Так, к примеру, эксперты французского ЭКА Coface относят данные риски к так называемым «традиционным» для Украины и стран СНГ. Этим аспектам представители Coface уделили отдельное внимание на недавно прошедшей в Париже конференции - Country Risk 2011.
Так, во время кризиса, практически все иностранные кредитные корпорации понизили и без того невысокий рейтинг Украины до более низких отметок, который только теперь постепенно начинает выходить на прежние позиции.
«EKF пришлось откорректировать  покрытие рисков в регионе СНГ. Мы начали пристальнее изучать ухудшение качества кредитов и несоответствующую валютную ситуацию. Также ввели более строгий подход к банковскому сектору, особенно к мелким банкам со слабыми собственниками», – прокомментировал наш вопрос специалист по вопросам страновых и банковских рисков в датской кредитной корпорации EKF Анн Андреассен.
Такими же критериями руководствуются и в финском ЭКА Finnvera. «Специалисты нашего ЭКА начали обращать внимание на отдельные украинские банки, в результате чего мы ограничили покрытие рисков, которые брали на себя данные банки. На сегодня большинство из этих ограничений уже сняты, но мы продолжаем призывать украинское правительство работать над улучшением прозрачности законодательной базы и условий ведения бизнеса иностранными инвесторами и финансовыми компаниями в стране», – рассказал нам директор Finnvera Райха Риссанен.
«Ухудшение макроэкономических показателей (рецессия, сокращение объемов экспорта, рост частного и суверенного долга, давление на обменный курс) и хрупкость банковской системы (к примеру, объем плохих кредитов в стране вырос в два раза) и стали причиной того, что SACE понизило рейтинг Украины из H1 в 2007 году до H2 в 2008», – также подтвердил нам риск-аналитик итальянского ЭКА SACE Марко Миноретти.

Рейтинг нашей страны немного поднялся только во второй половине 2010 года, а вместе с этим увеличились и объемы страхования торговых операций с украинскими компаниями.
Улучшению ситуации в Украине способствовал ряд факторов. Первый и основной - стабилизация политической ситуации в стране. «Наиболее трудные времена Украина уже пережила. Стабилизация политической ситуации подтолкнула МВФ к открытому диалогу с Украиной, что помогло наладить отношения с Россией и заключить приемлемый договор по поставкам газа. Но из-за оттягиваний с принятием структурированной реформы прогресс в стране мало заметен. Нерешенными остаются и вопросы с энергетической неэффективностью промышленности страны, сложной налоговой системой, продвижением касательно фискальной стабильности и разработкой всеобъемлющей стратегии развития банковского сектора, где не хватает прозрачного подхода к качеству активов», – прокомментировал этот факт генеральный секретарь бельгийского ЭКА ONDD Набиль Джиякли. «Реструктуризация банковской системы позволила бы заметно улучшить бизнес климат и стабилизировать экономику в целом. Пока же в пятнадцати украинских банках введена временная администрация, а стоимость рекапитализации сектора – очень высокая», – добавляет г-н Миноретти.
Но существует и целый ряд других аспектов, которые не позволяют поднять рейтинг Украины на достойный уровень, и, следовательно, осуществлять международную торговую деятельность на еще более выгодных условиях для украинских компаний.
«До кризиса мы страховали довольно много кредитов украинских компаний, что привело к значительному росту внешнего долга и, как следствие, краху всей системы», – подтвердил главный экономист Coface France Ивэс Злотовски. Также г-н Злотовски подчеркнул, что одним из основных факторов, влияющих на рейтинг нашей страны, является неэффективная система управления, влияющая на восприятие Украины зарубежными инвесторами в долгосрочной перспективе. Хотя, следует отметить, что по данным Coface France этот аспект улучшился уже во второй половине 2010 года по сравнению с 2009 годом. Также, постепенно возобновился и рост притока прямых иностранных инвестиций в Украину.

Так как же украинской компании приоткрыть кредитный занавес, получив необходимый лимит и отсрочку платежа, при довольно низком рейтинге страны инкорпорации?
Ответом на этот вопрос, в первую очередь, является результативность работы самой украинской компании. Так, к примеру, при реализации проектов по организации торгового финансирования из Голландии, для андеррайтеров государственного подразделения голландского ЭКА Atradius, одними из основных критериев являются размер компании-заемщика и наличие прибыли, полученной компанией в твердой валюте: евро либо долларах. В то же время, для Euler Hermes, немецкого ЭКА, ключевым является доверие к украинскому покупателю и положительный анализ корпоративных прав компании, включающий анализ структуры собственников и срок владения данной компанией одними и те ми же лицами.
Существуют и другие, не менее важные аспекты. Так, по словам руководителя департамента финансирования и основных рисков компании Euler Hermes Енса Хайтманна, «при реализации проекта долгосрочного торгового финансирования на основании межбанковского соглашения под гарантии ЭКА, большое значение имеет рейтинг украинского банка, участвующего в процессе, и его акцептирование зарубежными страховыми и финансовыми учреждениями».
Пока же почти все иностранные ЭКА принимают решения о страховании рисков той или ной украинской компании на основании индивидуального подхода. «Подобное решение   позволяет нам оценивать украинские компании менее жестко и без стопроцентной привязки к оценке политических и экономических рисков страны», – заверил нас главный представитель канадского ЭКА EDC в России и странах СНГ Джон М. Плейс.
Таким образом, зарубежное торговое финансирование под гарантии ЭКА является выгодным и эффективным для украинских компаний, но его успешная реализация возможна только при условии четкой и грамотной координации работы всех сторон торгового проекта: покупателей, поставщиков, ЭКА, банков, страховых брокеров и других возможных участников процесса.

Катерина С. Барабаш, директор компании IBCONTACTS, специалист по развитию международной торговли и торговому финансированию