Контракти.ua

12138  —  18.01.11
Нагрузка на сети: украинский ретейл приспосабливается к новым реалиям
Нагрузка на сети: украинский ретейл приспосабливается к новым реалиям

Перед топ-менеджментом украинского ретейла стоит задача увеличить прибыльность сети, оптимизировать финансовую долговую нагрузку и удержать долю рынка.





Украинский ретейл изменился после кризиса, перейдя из состояния хаотического развития в стадию органического роста и оптимизации существующих систем. Участникам рынка приходится приспосабливаться к новым реалиям жизни, что подразумевает переосмысление моделей управления бизнесом, стратегий развития, управления логистикой, операционными потоками и финансовыми обязательствами.
Сегодня перед топ-менеджментом среднестатистического ретейла стоит задача не нарастить продажи любой ценой, чтобы занять долю рынка, а увеличить прибыльность сети, оптимизировать финансовую долговую нагрузку, и при этом постараться удержать свою долю.

Оптимизация кредитного портфеля
Одна из наиболее важных задач для украинских ретейлеров сегодня — это оптимизация кредитного портфеля, то есть уменьшение стоимости долговых ресурсов и удлинение сроков выплаты тела кредитов. Исторически украинские ретейлеры в значительной степени росли и развивались за счет «коротких» заемных средств, выданных зачастую в валюте. Девальвация гривни в 2008-2009 гг. привела к значительному удорожанию валютных займов, а требования кредитных учреждений вернуть в срок кредитные средства привели к «разрыву» в ликвидности. До кризиса поставщики были готовы финансировать временные «разрывы» в ликвидности у ретейлеров за счет отсрочки платежа. Но в кризисный период такая практика стала невозможной, так как поставщики сами оказались заложниками девальвации и «коротких» кредитов.
Большинство ретейлеров уже познакомились с термином реструктуризация, однако пока только единицы смогли реструктуризировать свою задолженность перед кредиторами. Процессы реструктуризации, по мнению экспертов, затянутся на ближайшие 1-2 года, потому что банки еще не готовы идти на жертвы для очищения балансов от действительно плохих кредитов, что подразумевает полное или частичное списание таких активов.

Уменьшение затрат
Вторая, но не менее важная задача ретейлеров (особенно она касается продуктового сегмента) — это оптимизация затрат. Сюда входит форматирование магазинов, изменения в системе логистики, управление товарными запасами и наценкой, увеличение продаж на квадратный метр и др. Чаще всего оптимизация затрат предполагает переход операционного контроля от собственника к независимому профессиональному управленцу, который имеет значительный опыт работы в ретейле. Этот процесс в нашей стране проходит очень болезненно, так как обычно в украинском ретейле собственник бизнеса является и его топ-менеджером. Кроме психологических факторов, существует и острая проблема с поиском опытного персонала, что иногда не позволяет быстро найти эффективного управленца. Тем не менее, в Украине уже есть прекрасные примеры того, какого результата может добиться независимый опытный менеджер, который не связан никакими психологическими или философскими ограничениями и готов управлять бизнесом с точки зрения увеличения прибыли. Среди успешных случаев можно упомянуть, например, Comfy, Фокстрот, Барвинок.

Источники инвестиций
Поскольку дешевые кредиты вернуться в украинскую экономику еще не скоро, большинству ретейлеров придется искать альтернативные источники средств. Это удобный момент для более успешных сетей (прибыльных, без значительной долговой нагрузки), топ-менеджеры и собственники которых могут увеличить стоимость бизнеса за счет сделок M&A. Так поступил в октябре 2010 года инвестфонд Abris Capital Partners, которому принадлежит торговая сеть «Барвинок», объявив о покупке 17 магазинов «Торговый Свит» у компании «Ровекс» (Тернополь). Интересно, что, согласно открытым данным, активы были приобретены в счет погашения банковских кредитов некоторых украинских банков и перевода кредиторской задолженности ретейлерского бизнеса. По словам Роберты Бжезински, партнера Abris Capital Partners, инвестфонд намерен сделать «Барвинок» лидером в западном регионе Украины, поэтому ищет не только сети, но и единичные магазины, которые можно выкупить или арендовать.
Пик слияний и поглощений эксперты прогнозируют на 2012-13 годы: в первую очередь этот процесс коснется продуктового ретейла, причем национальные сети потенциально увеличат долю на рынке до 40% к концу 2012 года.
Единичные успешные ретейлеры могут задуматься о привлечении дополнительных финансовых ресурсов для дальнейшего развития через проведение IPO. По нашим прогнозам, в ближайшие 1-2 года мы увидим как минимум одного украинского ретейлера на регулируемой площадке Варшавской или Лондонской биржи.

Прогноз
По данным исследования CB Richard Ellis, Украина входит в двадцатку (17 место) наиболее привлекательных стран для инвестиций в ретейл-рынки. Согласно анализу, 77% опрошенных международных ретейлеров планируют открыть в Украине более пяти магазинов до конца 2011 года (в 2010 году, по данным Украинской торговой гильдии), в Украине были открыты магазины только одной международной сети – «Мелон фешн групп»).
Как свидетельствуют данные Украинской торговой гильдии, многие международные ретейлеры готовы заходить в Украину через открытие магазинов по франшизе с помощью местных партнеров.
Что касается объемов розничных продаж, ожидается, что их реальный рост в Украине в 2011-2012 гг. будет на уровне 10% годовых. В то же время, лидеры ретейла смогут расти быстрее за счет увеличения эффективности продаж с квадратного метра и «выдавливания» с рынка более мелких конкурентов. Это означает, что по всему спектру ретейла будет ускоряться процесс консолидации.
По оценкам экспертов, до конца 2012 года доля ТОП-5 продуктовых ретейлеров увеличится с сегодняшних 22-25% до 35-40%. Это все еще ниже, чем в среднем по Восточной Европе, где этот показатель находится на уровне 60-65%. В бытовой технике и электронике ведущие три игрока будут доминировать на рынке. В строительном ретейле текущая двойка лидеров сможет зафиксировать свою уникальную позицию. Основные игроки прочих сегментов ретейла также увеличат свои доли.

Андрей Пивоварский, директор инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital, специально для журнала «ГVардия»
Статьи по теме
Супермаркети тимчасово скоротили асортимент деяких товарів — подробиці
Супермаркети тимчасово скоротили асортимент деяких товарів — подробиці

Зокрема, магазини різко збільшили повернення молочної продукції виробникам.
01.08 — 474

М'ясники назвали 5 видів м'яса, які краще не купувати в супермаркеті, і ось чому
М'ясники назвали 5 видів м'яса, які краще не купувати в супермаркеті, і ось чому

Якщо ви бажаєте придбати м’ясо найвищої якості, то краще звертатися до маленьких спеціалізованих крамничок, які дорожать своєю репутацією, тому продають сертифіковані свіжі продукти.
02.06 — 882

Які продукти Україна імпортує з Польщі
Які продукти Україна імпортує з Польщі

На полицях українських супермаркетів представлений широкий асортимент товарів із Польщі. Навіть за наявності вітчизняних аналогів, продукти з сусідньої країни постачають у великих обсягах.
08.03 — 556