13487 — 08.01.11
Итоги года: рынки и компании (Часть IV)
«Контракты» подводят итоги минувшего 2010 года. В четвертой части серии материалов пойдет речь о рынках крепкого алкоголя и крупной бытовой техники.
Читайте такжеИтоги года: рынки и компании (Часть I)Итоги года: рынки и компании (Часть II)Итоги года: рынки и компании (Часть III)Итоги года: рынки и компании (Часть V)Итоги года: рынки и компании (Часть VI)Лучше водки хуже нетМногократное повышение акцизов привело к падению потребления водки и коньяка.В III квартале 2010-го украинцы массово приобретали морозильные камеры, холодильники и стиральные машины. По данным GfK Ukraine, за 9 месяцев 2010-го оборот рынка крупной бытовой техники увеличился на 17,4% — до 5,67 млрд грн, практически сравнявшись с докризисным показателем (6,48 млрд грн в 2008 году).
Однако в долларовом эквиваленте рынок потери кризиса пока не отыграл. По прогнозам GfK Ukraine, в 2010-м выручка продавцов крупной бытовой техники увеличится более чем на 18% год к году — примерно до $1,03 млрд. Для сравнения: в 2008 году суммарные затраты украинцев на холодильники, посудомоечные и стиральные машины, микроволновки и т. п. превышали $1,7 млрд.
Тем не менее торговцы смотрят в будущее с оптимизмом: в 2011-м операторы ожидают увеличения выручки до $1,2–1,3 млрд, то есть примерно на 20% год к году. Основным драйвером роста в следующем году, скорее всего, останутся холодильники и морозильные камеры, продажи которых с лета 2010-го растут, опережая среднерыночные показатели. Судя по объемам — а в 2010-м на холодильники и морозилки приходится более 40% рынка в денежном выражении — и темпам роста (+100–120% год к году для морозильных камер и около +40% для холодильников), украинцы приступили к массовой замене холодильного оборудования. Если старый холодильник еще работает, в дополнение к нему покупается морозильная камера — как правило, для хранения продуктов, приобретаемых в супер- и гипермаркетах на неделю, а то и на месяц вперед. Если холодильник дышит на ладан — его меняют на крупнообъемную модель (300–340 л) с морозилкой, занимающей около трети объема (80–100 л).
Неплохо расходятся у продавцов техники стиральные машины и стационарные газовые и электрические плиты: на них в 2010-м приходилось около 22% и 13% всех продаж. Хуже обстоят дела со встроенной техникой — ее доля не превышает 15%, причем продажи растут медленнее, чем рынок в среднем. По мнению аналитиков GfK Ukraine, это связано с «малым количеством новостроек и общим нежеланием или неспособностью начинать дорогостоящий ремонт»
Читайте такжеИтоги года: рынки и компании (Часть I)Итоги года: рынки и компании (Часть II)Итоги года: рынки и компании (Часть III)Итоги года: рынки и компании (Часть V)Итоги года: рынки и компании (Часть VI)Ирина Перевозченко, Анна Сайченко, «Контракты»