«Контракты» подводят итоги минувшего 2010 года. В третьей части серии материалов пойдет речь о рынках общепита, пива и фармацевтике.
Читайте такжеИтоги года: рынки и компании (Часть I)Итоги года: рынки и компании (Часть II)Итоги года: рынки и компании (Часть IV)Итоги года: рынки и компании (Часть V)Итоги года: рынки и компании (Часть VI)Инфляция много не съестВыручка общепита росла наравне с инфляцией.Предварительный итог 2010 года: оборот пивного рынка — на уровне $3,5 млрд, что на 15% больше, чем годом ранее. Впрочем, положительная динамика не слишком радует пивоваров: потребление падает год от года, а оборот растет разве что за счет повышения акцизов и подорожания сырья.
Если в 2008-м на одного жителя страны приходилось около 60,5 л хмельного напитка, то в 2009-м — только 57,7 л. Разница невелика, но это означает, что рынок окончательно перестал расти. А ведь еще совсем недавно пивовары рассчитывали, что в Украине приживутся немецкие или чешские пивные традиции с потреблением как минимум 70, а то и 100 литров на душу в год.
Факт падения потребления подтверждается и производственной статистикой: по данным ЗАО «Укрпиво», в 2009-м объемы производства пива составили 300,5 млн дал — на 6,2% меньше, чем годом ранее. В 2010-м пивоваренные предприятия надеются хотя бы сохранить объемы производства на уровне минувшего года. По словам генерального директора «Укрпива» Галины Кореньковой, снижение показателей связано с экономическим кризисом.
Но кризис стал не единственной причиной, которая привела к сокращению потребления пива в 2009–2010 гг., повлиял и рост цен, спровоцированный повышением акцизов.
1 июля 2009-го ставка акцизного сбора на пиво выросла на 93,5% — с 0,31 грн до 0,6 грн/л, а с 1 июля 2010-го — еще на 23,3% (до 0,74 грн/л). В итоге за два года розничные цены на хмельной напиток увеличились на 30–50%. Кроме того, в 2010-м вступили в силу ограничения на распитие пива в публичных местах — это стало еще одним фактором, сдерживающим восстановление рынка.
«В ближайшее время существенный рост потребления пива в Украине не возобновится. Пивоваренный рынок в лучшем случае будет стагнировать, — говорит директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям компании «САН ИнБев Украина» Денис Хренов. — По нашим подсчетам, показатели 2010 года совпадут с 2008-м. В 2011-м, даже по самым оптимистичным прогнозам, объем потребления пива увеличится не более чем на 5%».
Помочь пивоварам может разве что развитие разливного направления — сотрудничество с многочисленными пивными магазинчиками или менее распространенными пабами. Правда, по мнению пивоваров, бум потребления в разливном сегменте придется на год проведения Евро2012. А в 2011-м, даже по самым оптимистичным прогнозам, оборот рынка пива вырастет не более чем на 5% — до $3,7 млрд.
Читайте такжеИтоги года: рынки и компании (Часть I)Итоги года: рынки и компании (Часть II)Итоги года: рынки и компании (Часть IV)Итоги года: рынки и компании (Часть V)Итоги года: рынки и компании (Часть VI)Анна Сайченко, «Контракты»