Контракти.ua

15228  —  04.01.11
Итоги года: рынки и компании (Часть I)
Итоги года: рынки и компании (Часть I)

«Контракты» подводят итоги минувшего 2010 года. В первой части серии материалов пойдет речь о рынках жилой недвижимости, нефтепродуктов и автомобилей.





Читайте также
Итоги года: рынки и компании (Часть II)

Итоги года: рынки и компании (Часть III)

Итоги года: рынки и компании (Часть IV)

Итоги года: рынки и компании (Часть V)

Итоги года: рынки и компании (Часть VI)

 

Посредникам не беспокоить
Падение строительной отрасли продолжается.
В кризисном 2009-м украинский авторынок обвалился на 74% год к году — за год в стране было продано немногим более 162 тыс. новых машин. В денежном выражении объем рынка сократился еще больше — с $13 млрд до $3,35 млрд. Причиной обвала было прекращение кредитования — до кризиса с использованием заемных средств приобреталось почти две трети всех авто.
Нижнюю точку падения авторынок прошел в январе–феврале 2010 года: за два зимних месяца украинцы купили всего 15,9 тыс. машин — худший результат чуть ли не за все время существования отечественного авторынка. Даже в разгар кризиса, в январе–феврале 2009го, продажи составили вдвое больше — 31,9 тыс. авто. Не говоря уже о 97,3 тыс. машин, проданных в январе–феврале 2008-го.
По прогнозам экспертов компании «Торговый дом — «НИКО», в 2010 году в стране будет продано около 160 тыс. автомобилей. Объем авторынка в долларах США уменьшится на 3% год к году — до $3,2 млрд (за счет курсовой разницы в пересчете на евро оборот увеличится на 2% — до EUR2,446 млрд).
В 2011-м автодилеры рассчитывают увеличить выручку на 20–25% — до $4 млрд (EUR2,92 млрд). Согласно их прогнозам, в физическом выражении продажи вырастут на 15–20% — до 190 тыс. авто. Примерно столько же новых автомобилей украинцы приобретали в 2004–2005 гг.
Рост спроса в ближайшие годы будет полностью зависеть от восстановления кредитования, объем которого постепенно растет. К примеру, зимой нынешнего года в кредит продавалось только 5–8% машин, а в ноябре доля кредитных авто впервые с начала кризиса достигла 13,2%. Например, в НИКО ожидают, что по итогам 2010-го доля купленных в кредит автомобилей составит в среднем 11%, а в 2011-м увеличится до 20%.
Однако эти прогнозы могут и не оправдаться. Сейчас кредит в нацвалюте можно получить разве что под 19–20% годовых, максимум на 5 лет и с первым взносом в 30–50% стоимости авто, кредиты в долларах не выдаются. Для сравнения: в 2006–2007 гг. кредит на покупку авто можно было взять под 16% в гривне или 13–14% в долларах США, предоплата не превышала 10–30% стоимости.
Возможно, в следующем году украинцам будут доступны более дешевые валютные кредиты, на которые сегодня распространяется действие моратория. Правда, даже при таком сценарии к докризисному объему продаж украинский авторынок вернется нескоро. Согласно сентябрьскому прогнозу аналитиков ДП «Авто Интернешнл», в 2014-м продажи новых автомобилей могут вырасти максимум до 260 тыс. ед., а в 2015-м — только до 300 тыс.

 

Читайте также
Итоги года: рынки и компании (Часть II)

Итоги года: рынки и компании (Часть III)

Итоги года: рынки и компании (Часть IV)

Итоги года: рынки и компании (Часть V)

Итоги года: рынки и компании (Часть VI)


Владимир Хомяков, Анна Сайченко, «Контракты»

Итоги года: рынки и компании (Часть I)
«Контракты» подводят итоги минувшего 2010 года. В первой части серии материалов пойдет речь о рынках жилой недвижимости, нефтепродуктов и автомобилей.

Посредникам не беспокоить
Падение строительной отрасли продолжается.
«Украинский рынок недвижимости переживает самый масштабный кризис со времен российского дефолта 1998 года», — заявил «Контрактам» в августе 2008-го председатель совета директоров группы компаний «Слав­Инвест» Милан Паевич. Прогноз стал одним из наиболее точных, но действительность все равно оказалась хуже. Масштабы кризиса в строительной отрасли превзошли как 1998-й, так и 1999 год: ввод в эксплуатацию квартир в 2009-м сократился почти вдвое (- 48% год к году), денежный оборот рынка упал более чем на 70% — до $2,2 млрд.
Главной причиной обвала стала критичная зависимость отрасли от кредитования — к началу кризиса с привлечением заемных средств на первичном рынке заключалось четыре сделки из пяти. Когда кредитов не стало, рынок буквально «схлопнулся»: к весне 2009 года, по данным Госкомстата, в Украине насчитывалось более 12 тыс. замороженных и приостановленных проектов — строительство не велось более чем на 60% объектов. Точной статистики банкротств в строительной отрасли нет, но, по мнению большинства операторов, в 2008–2010 гг. рынок покинула как минимум треть строительных компаний.
По данным портала realt.ua, за время кризиса стоимость нового жилья в Киеве упала с $2,8–3,5 тыс. за кв. м до $1,4–1,7 тыс. Кстати, если в 2006–2008 гг. новостройки были на 5–10% дешевле квартир на вторичном рынке, то теперь новое жилье стоит дороже как минимум на 5–15%. А если учесть, что при покупке б/у квартиры торг может составить и треть запрошенной стоимости, разрыв цен между первичным и вторичным рынком доходит до 40%.
Аналогичная картина наблюдается и в регионах. По данным директора девелоперской компании «ГЕРЦ» Валерия Кирилко, квартиры на вторичном рынке нередко вдвое дешевле, чем на первичном. Из всех крупных городов Украины самые дешевые квартиры — в Харькове и Запорожье. Так, в Запорожье цены вернулись к уровню 2002 года: $650 и $1000 за кв. м на вторичном и первичном рынке соответственно. В Харькове б/у и новая недвижимость стоят $700 и $1,1 тыс. за квадрат. В Днепропетровске стоимость квартир на первичном рынке составляет $0,88–1,8 тыс. за кв. м, на вторичном — $0,7–1,4 тыс. Квартиру на вторичном рынке Одессы можно купить за $980–1400 за кв. м, на первичном — за $980–1600.
Многие застройщики, как мантру, повторяют тезис о невозможности дальнейшего падения цен. Скорее всего, это не так. Дешевых длинных кредитов в Украине не предвидится еще как минимум полтора года, а без них ни о стабилизации, ни тем более о росте цен говорить не приходится. «В 2010 году строительная отрасль существенно замедлила темпы падения, но падение не остановлено», — говорит президент ХК «Киевгорстрой» Михаил Голица.

Формула цены
С 2009 года оборот рынка топлива в Украине растет в основном за счет подорожания, вызванного повышением налогов.
Рост рынка нефтепродуктов не вызывает положительных эмоций ни у автолюбителей, ни у трейдеров. При стабильном годовом объеме потребления на уровне 9 млн т светлых нефтепродуктов последние два года оборот растет исключительно из-за налогов. Не станет исключением и 2011 год: с января светлые нефтепродукты подорожают на 20–50 коп./л из-за вступления в действие Налогового кодекса, которым ставки акцизов в среднем повышены на 40–50 EUR/т.
При нынешнем уровне цен для высокооктанового А-95 это означает подорожание до 8–8,2 грн/л. Кстати, интересно, что обоснованием для повышения акцизов в Налоговом кодексе послужила частичная отмена транспортного сбора (с января он платится только при первой регистрации). Однако для компенсации было достаточно поднять стоимость бензина максимум на 8–12 коп./л, но вместо этого с легкой руки правительства цены вырастут на сумму, в два-три раза большую.
Впрочем, в реальности ценники высокооктанового бензина на АЗС могут оказаться на уровне 9 грн/л и даже более, в конце 2010 — начале 2011 года на повышение будут играть сразу несколько факторов.
Первый из них — прекращение импортных поставок высокооктанового топлива без уплаты акцизов и НДС. Дело в том, что с ноября прекратился безналоговый ввоз в Украину высокооктанового топлива — к тому моменту, когда Харьковский апелляционный административный суд принял соответствующее решение по делу одного из нефтетрейдеров, объемы таких поставок превышали 30% всего импорта. По подсчетам директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, еще до конца декабря это приведет к повышению цен на 30–40 коп./л, соответственно, стоимость литра 95-го увеличится как минимум до уровня 8,5 грн/л.
Еще одной «новацией» правительства может стать введение пошлины на импортный бензин. Эта идея не первый день вынашивается в Кабмине: помимо благозвучного обоснования в виде защиты национального производителя, пошлины существенно пополнят госбюджет. При этом максимальная ставка пошлин, обсуждавшаяся в правительстве, — 120 EUR/т — дает как минимум 60 коп. подорожания для литра импортных нефтепродуктов, то есть все тот же уровень в 9 грн/л.
Но даже если этого не случится, к зиме до НПЗ «докатится» последнее летнее-осеннее подорожание нефти на мировых рынках на 10–15%. Напомним, что рост цен на нефть на 10% означает повышение розничной стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке примерно на 5% спустя 3–3,5 месяца. Соответственно, к стоимости бензина, которая к концу декабря должна вырасти до 8,2–8,5 грн, прибавится еще 40–50 коп., что увеличит итоговую цену опять-таки до уровня 9 грн/л.

Далеко не уедем
Украинский авторынок миновал дно, но к докризисным показателям вернется в лучшем случае через четыре-пять лет.
В кризисном 2009-м украинский авторынок обвалился на 74% год к году — за год в стране было продано немногим более 162 тыс. новых машин. В денежном выражении объем рынка сократился еще больше — с $13 млрд до $3,35 млрд. Причиной обвала было прекращение кредитования — до кризиса с использованием заемных средств приобреталось почти две трети всех авто.
Нижнюю точку падения авторынок прошел в январе–феврале 2010 года: за два зимних месяца украинцы купили всего 15,9 тыс. машин — худший результат чуть ли не за все время существования отечественного авторынка. Даже в разгар кризиса, в январе–феврале 2009го, продажи составили вдвое больше — 31,9 тыс. авто. Не говоря уже о 97,3 тыс. машин, проданных в январе–феврале 2008-го.
По прогнозам экспертов компании «Торговый дом — «НИКО», в 2010 году в стране будет продано около 160 тыс. автомобилей. Объем авторынка в долларах США уменьшится на 3% год к году — до $3,2 млрд (за счет курсовой разницы в пересчете на евро оборот увеличится на 2% — до EUR2,446 млрд).
В 2011-м автодилеры рассчитывают увеличить выручку на 20–25% — до $4 млрд (EUR2,92 млрд). Согласно их прогнозам, в физическом выражении продажи вырастут на 15–20% — до 190 тыс. авто. Примерно столько же новых автомобилей украинцы приобретали в 2004–2005 гг.
Рост спроса в ближайшие годы будет полностью зависеть от восстановления кредитования, объем которого постепенно растет. К примеру, зимой нынешнего года в кредит продавалось только 5–8% машин, а в ноябре доля кредитных авто впервые с начала кризиса достигла 13,2%. Например, в НИКО ожидают, что по итогам 2010-го доля купленных в кредит автомобилей составит в среднем 11%, а в 2011-м увеличится до 20%.
Однако эти прогнозы могут и не оправдаться. Сейчас кредит в нацвалюте можно получить разве что под 19–20% годовых, максимум на 5 лет и с первым взносом в 30–50% стоимости авто, кредиты в долларах не выдаются. Для сравнения: в 2006–2007 гг. кредит на покупку авто можно было взять под 16% в гривне или 13–14% в долларах США, предоплата не превышала 10–30% стоимости.
Возможно, в следующем году украинцам будут доступны более дешевые валютные кредиты, на которые сегодня распространяется действие моратория. Правда, даже при таком сценарии к докризисному объему продаж украинский авторынок вернется нескоро. Согласно сентябрьскому прогнозу аналитиков ДП «Авто Интернешнл», в 2014-м продажи новых автомобилей могут вырасти максимум до 260 тыс. ед., а в 2015-м — только до 300 тыс.

Владимир Хомяков, Анна Сайченко, «Контракты»

Статьи по теме
В Україні різко зріс імпорт вживаних авто до 5 років
В Україні різко зріс імпорт вживаних авто до 5 років

За 9 місяців з початку року українці придбали 50,1 тис. ввезених з-за кордону вживаних легковиків віком до 5 років, що на 60% більше, ніж торік.
22.10 — 232

В Україні впав попит на електромобілі
В Україні впав попит на електромобілі

Український автопарк поповнили 4289 електромобілів у вересні, що на 33% менше за рекордний показник серпня.
08.10 — 272

Попит на електрокари зріс на 70%
Попит на електрокари зріс на 70%

У серпні 2024 року український автопарк поповнили 6445 авто на акумуляторних джерелах живлення (BEV), що на 68% більше, ніж у серпні 2023 року.
10.09 — 329