Контракти.ua

42377  —  03.10.07
Аудиокниги, слуховые галлюцинации
Аудиокниги, слуховые галлюцинации

За два года рынок аудиокниг Украины вырос с нуля до $1,4 млн. Анализ рынка.

По материалам еженедельника "КОНТРАКТЫ"

 

Книжные тексты в аудиоисполнении с каждым годом отнимают у своих бумажных собратьев все больше аудитории. «Только за последний год спрос и предложение на аудиокниги выросли в 3-4 раза», — отмечает директор сети «Книжный супермаркет» Константин Климашенко. В денежном выражении, по словам руководителя проекта аудиокниг издательства «Аудио Планета» Антона Мартынова, оборот украинского нелицензионного рынка аудиокниг сегодня составляет $1-1,4 млн. На лицензионный продукт приходится не более $200 тыс. В общей структуре продаж литературы аудиокниги составляют пока менее 0,5%. Эксперты прогнозируют ежегодный рост рынка на 100-150%.

Европейский рынок аудиокниг оценивается минимум в $700 млн и занимает до 15% от всего объема продаваемой литературы. В Британии аудиоверсия приключений Гарри Поттера по числу продаж давно сравнялась с бумажным вариантом. Оборот мирового рынка аудиолитературы — $2 млрд. По всем прогнозам, этот рынок еще только начинает набирать обороты, ведь только в 2002-м был найден оптимальный для аудиокниг формат — mp3. До этого времени пользоваться аудиолитературой было достаточно неудобно, она занимала много места на носителе. Например, «Война и мир» Толстого были начитаны на 51 аудиокассете. А одно из изданий «Мастера и Маргариты» Булгакова занимает 14 CD-дисков. Теперь же можно взять с собой в машину несколько произведений на одном диске или поместить файл с аудиокнигой в память mp3-плеера.

 

Прозаический слух

Издательство аудиокниг в Украине началось в 2006 году. Ассортимент украинских издательств («Книга вголос», «Наголос», «Аудит Планета») уступает российскому почти в три раза: 500-600 наименований в Украине и 1,5 тыс. — в России. Однако по качеству и популярности наша аудиолитература не отстает. «Енеїда» Котляревского в пятерке самых покупаемых книг. По версии audiobooks.com.ua, она оставила позади Булгакова, Бабеля и Гашека.

 

Фактор роста

Коммерческое развитие рынка аудиокниг началось в США в 70-е годы и совпало с ростом рынка автомобилей. Сейчас на Западе, по данным Piper Jaffray & Co, главного операционного филиала Piper Jaffray Companies, около 50% автомобилистов слушают аудиокниги в дороге. В России, согласно опросам производителя плееров компании iRiver, 30% покупателей аудиокниг слушают их именно в автомобилях.

Увеличение спроса на аудиокниги в Украине частично связано именно с ростом количества автомобилей. Последние два года Украина занимает одно из первых мест в Европе по темпам продаж легковых машин. По данным AUTO-Consulting, в 2005-м было приобретено 265 тыс. легковушек, в 2006-м — 370 тыс., прогноз на 2007 год — 450-460 тыс. машин. Если каждый четвертый владелец новой машины купит всего одну аудиокнигу, это увеличит выручку продавцов аудиолитературы (при средней цене одной книги — $5-6) на $500-700 тыс., т. е. ровно наполовину от нынешнего оборота рынка ($1-1,4 млн).

Второй фактор, влияющий на рост рынка аудиокниг, — развитие рынка mp3-плееров. Согласно опросам компании iRiver, около 50% покупателей аудиокниг слушают их с помощью цифровых плееров. По результатам исследования холдинга AVentures Group, в 2006-м рост рынка mp3-плееров составил 284%, или 450 тыс. проданных устройств. В первом полугодии 2007-го рынок вырос еще на 180%. К концу года продажи должны достигнуть 900 тыс. штук. При условии, что каждый третий новый владелец mp3-плеера купит одну аудиокнигу, рынок аудиолитературы (в том числе и нелицензионной) вырастет в два раза по сравнению с нынешней цифрой — на $1,4 млн.

 

Хороший автор — мертвый автор

По словам Антона Мартынова, наиболее популярная литература в аудиоформате — классическая. Четыре из пяти самых слушаемых в Украине аудиокниг принадлежат перу классиков. «Но в последнее время растет интерес к современной и бизнес-аудиокниге», — отмечает Мартынов. Так, по его словам, очень популярна книга «Билл Гейтс: 10 секретов богатейшего в мире бизнес-лидера».

На Западе ситуация кардинально отличается: там наибольшей популярностью пользуется современная массовая литература, аналоги российской Донцовой или Устиновой. По опросам западных маркетологов, 35% покупателей современных бестселлеров предпочитают диск книжному варианту. Согласно данным iRiver, сегодня в России 48% покупателей аудиокниг тоже предпочитают современную литературу, классическую — 35%.

В Украине главный сдерживающий фактор развития рынка современной литературы в аудиоисполнении — авторские отчисления (роялти). По Гражданскому кодексу Украины, авторские права на интеллектуальную собственность действительны в течение 70 лет после смерти автора. В себестоимости диска, по словам Мартынова, оплата авторских прав достигает 70% при жизни автора (или если он умер меньше 70 лет назад). Соответственно, классика дешевле.

Современная аудиокнига представляет собой целый аудиоспектакль с ролевой игрой, музыкальными заставками и звуковыми спецэффектами вроде скрипа открывающейся двери, рева автомобильного двигателя или топота лошадиных копыт. 70% успеха книги зависит от качественного озвучивания, еще 30% — от красочного оформления диска. Времена тусклых черно-белых откопированных вкладышей уходят в прошлое.

Большинство читателей аудиолитературы — люди в возрасте от 18 до 35 лет. По исследованиям iRiver, таковых в структуре покупателей книг 81%. Намного меньше читателей младше 17 (только 5%) и старше 36 лет (14%). В то же время за последний год больше всего вырос спрос именно на детскую литературу — на 150-200%.

 

Выгодный товар

Средняя цена художественной аудиокниги — 22 грн. Причем часто размер самого произведения не имеет никакого значения. 22 грн стоит «Мастер и Маргарита» Булгакова — запись длительностью 12 часов 49 минут, 25 грн — «Рассказы» того же Булгакова, а длятся при этом всего 1 час 08 минут. Бизнес-аудиолитература стоит в два раза дороже — 47 грн. Это также связано с авторскими гонорарами.

Заниматься аудиокнижным бизнесом сегодня выгодно — рентабельность составляет 50%. В себестоимости аудиокниги автора-классика 60% занимает аренда студии, работа актеров и звукорежиссера, 10% — оформление, 30% — изготовление диска, оформление и получение лицензионной марки.

Средний тираж аудиокниги — 500-1000 штук. По словам издателей, менее 300 экземпляров издавать невыгодно — тираж не окупается.


5 самых продаваемых аудиокниг по версии интернет-магазина www.audiobooks.com.ua

1. Франсуаза Саган. «Здравствуй, грусть. Смутная улыбка», издательство «Сидиком»

2. Иван Котляревский. «Енеїда», издательство «Аудио Планета»

3. Михаил Булгаков. «Белая гвардия», издательство «Аудио Планета»

4. Исаак Бабель. «Как это делалось в Одессе», издательство «Сидиком»

5. Ярослав Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка», издательство «Аудио Планета»


Маркетинг по-путински

• 31 января 2006 года на своей ежегодной пресс-конференции президент России Владимир Путин признался, что часто слушает в машине «Курс русской истории» Василия Ключевского. За два последующих месяца был продан годовой тираж аудиокниг с лекциями Ключевского. Дальнейший рост российского рынка аудиолитературы эксперты связывают именно с признанием Путина.

• В рамках музыкальной премии «Грэмми» существует номинация «Лучшая аудиокнига». Два года назад награду получил Билл Клинтон — на CD он начитал биографию. Аудиокнига получила название «Моя жизнь».

• Аудиолитературу сейчас активно продвигают автопроизводители. Звуковые книги, например, предложены в качестве дополнительной опции для новых моделей BMW X3 и Z4, а также первой и седьмой серий. На специальном сайте компании BMW выложен каталог аудиолитературы — владелец автомобиля может бесплатно скачать понравившееся ему произведение.

• В Москве сотовые операторы «МегаФон» и МТС ввели похожие сервисы — со специального сайта аудиокниги можно скачать на мобильный телефон.

Как это было

1931 г. — Конгресс США утверждает программу по подготовке «озвученных книг» (talking books) для слепых

1932 г. — американский Фонд слепых выпускает первые аудиокниги на виниловых пластинках

1936 г. — начитка книг записывается на 12-дюймовые диски, сделанные на основе грампластинки. Средняя книга или роман занимает 10 дисков

1949 г. — появляется магнитная лента

1952 г. — в США появилась первая коммерческая аудиокнига «Детское Рождество в Уэльсе». Запись продается на аудиокассете

1961 г. — под эгидой Всесоюзного общества слепых начинается работа по созданию аудиокниг в СССР

1964 г. — аудиокниги можно слушать за рулем — в автомобилях появились магнитолы

1970-е гг. — компания Books on Tape Corporation в США создает сеть пунктов проката аудиокниг

1979 г. — компания Recorded Books впервые привлекает к записи аудиокниг профессиональных актеров

1980-е гг. — западные издатели покупают права не только на публикацию книги, но и на ее аудиоверсию

1987 г. — создана Ассоциация аудиоиздателей (Audio Publishers Association), объединившая крупнейшие компании по производству аудиокниг всего мира

1995 г. — на радио «Станция» транслируется передача «Модель для сборки» (MDS): с 24.00 до 2.00 под музыку транс читались лучшие произведения российской и зарубежной фантастики. Аудиокниги из этой серии продаются до сих пор

1990-е гг. (вторая половина) — запись аудиокниг на CD-диски

2002 г. — появляются аудиокниги в формате mp3

2006 г. — мировой рынок аудиокниг оценивается в $2 млрд