В течение 2010 года можно выделить три периода во взаимоотношениях власти и потенциально нелояльных к ней групп и персон. Первый – весна, период Харьковских соглашений и т.н. «медового месяца» между президентами России и Украины.
Итоги года-4. Три конфликта, губящих Украину
Это был период, когда существовала самая высокая вероятность скорой и откровенной идеологической контрреволюции и показательного возвращения в промосковскую орбиту – в том числе, экономически. В это время стартовала специальная активность СБУ, выразившаяся в откроено провокативных инцидентах с задержанием Нико Ланге, беседами с ректорами вузов на тему политической лояльности и т.д. Первый наскок «железного порядка» и стремительное превращение Украины в путинскую Россию казалось почти непреложным, но тут произошла встреча президента Медведева с украинским олигархатом, на которой нашим первым капиталистам стало ясно, что никаких прямых преференций от такого сближения они не получат, а вынуждены будут еще и делиться с незваным старшим братом.
После, а именно в преддверии местных выборов, настал второй этап, который теперь можно называть периодом умеренности. Власть откровенно не демонстрировала авторитарных замашек (за исключением случая с арестом львовского историка Романа Забилого) – наоборот, наблюдалось некое колебание между соблюдением демократического декорума, внутренними процессами построения вертикали и подготовки к нужному результату выборов. Одновременно власть, видимо, посчитав, что народ либо максимально ей доверяет, либо же апатичен и неспособен к сопротивлению, готовила социальную контрреволюцию в виде Налогового и следующих за ним других кодексов. Это был период теоретической модернизации - в начале лета Янукович объявил о реформах, на эту тему регулярно пиарился «надежда нации» Сергей Тигипко и т.д. В этот период допускались издержки «управляемой демократии», что в итоге привело к внешне демократичным результатам местных выборов. И этот же период показал существенные электоральные потери рейтинга Партии регионов и всего высшего политического руководства страны, не исключая президента.
Итоги выборов – подлинные, а не объявленные – стали неприятным сюрпризом для регионалов. Одержанная ими победа оказалась не такой потенциально прочной, народная любовь – отнюдь не безусловной, как в России. К тому же началась активная кампания антиналоговых бунтов. Логическим завершением этой фазы мнимого демократизма стал предпринимательский Майдан.
В его разгар Янукович понял, что нужно начинать играть собственную игру, становясь не теоретическим, а фактическим вождем. Нужно освобождаться от потенциальных ограничителей личной власти – вначале от чужих, затем от своих. После предварительных уступок Майдан был разогнан, и с 3 декабря 2010 года в Украине начался третий этап в общении власти с народом – период нового, максимально демонстративного, наступления на «несогласных». Причем, похоже, ставится цель переломить ситуацию в максимально быстрые сроки. Нынешний курс власти характеризуется неприкрытой жесткостью в отношении реальных и потенциальных оппонентов, ускоренным демонтажем остатков парламентаризма, удушением ростков новых сил сопротивления, и – что особенно важно - ликвидацией системы негласного консенсуса внутри элиты. Система такого консенсуса предусматривала, что, вне зависимости от политической принадлежности, лица, находящиеся внутри правящего класса, неприкосновенны. Теперь эта система ломается сознательно, и с проекцией на долгосрочную перспективу. Опасаться обязаны все.
Врагом номер один остается Юлия Тимошенко и ее БЮТ. В настоящее время на них направлен главный удар репрессивной машины, дабы создать более чем показательный пример пусть абсурдной, юридически некорректной, но последовательной и суровой расправы. Эта акция должна стать апофеозом политики устрашения, после которой, как считается, установить полную стабильность по российско-белорусскому образцу – дело времени.
Тот факт, что в пуле ближайших советников Януковича по-прежнему находится группа «ястребов» Фирташа, в значительной степени повлияло на ход декабрьского поворота в отношениях вертикали власти с нелояльными группами. Не следует сбрасывать со счетов и стремление представителей различных группировок внутри ПР показать лояльность и нужность президенту – идет кастинг на премьерское кресло. Так, атакой на депутатов БЮТ вечером 16 декабря руководил, как считается, Андрей Клюев – а его шансы прийти на место Азарова достаточно высоки, если он окажется «эффективным менеджером» не только в экономике, но и в разборках с несогласными.
Начало дел Тимошенко и Луценко, показательная реанимация дела по акции Украина без Кучмы 2001 года, задержания и допросы журналистов, настоятельный совет депутата от ПР Ярослава Сухого не смеяться над депутатами от власти, избиение депутатов от БЮТ, аресты активистов предпринимательского Майдана и уголовные дала против них «за порчу коммунального имущества» и блокирование дорог – все это начало стремительного и комплексного наступления на активные силы, выражающие несогласие с режимом. Это уже не сигналы и эксперименты, как было весной, это – тенденция к выстраиванию закрытого корпоративно-олигархического режима с готовностью защищать свой статус на вершине власти архаическими, но неизменно действенными методами силовой расправы. Разгоны митингов несогласных как единственного способа донести до власти свои требования теперь становятся реальностью. Стоит в новом году разогнать еще один майдан, причем где-нибудь в провинции, и это окончательно напугает страну. Но думается, что в следующем году и Майданов-то особо не будет – посыл власти уже понят теми, кто хочет выжить.
При этом у ПР появляется время перед выборами 2012 года для окончательной маргинализации БЮТ. Тимошенковских депутатов побили еще и потому, чтобы население не решило, как у нас любят, голосовать за сидящую на нарах «мученицу». Ее оставшимся симпатикам следует понимать, что отдавать голоса за БЮТ бессмысленно и опасно: Тимошенко может оказаться в тюрьме, став персональным узником главы государства. При таком развитии событий ее партия может быть фактически продана и переформатирована. За эту «продажу бренда» часть верхушки БЮТ может получить легализацию в новом режиме, заняв еще одно место в ряду карманных оппозиций власти.
Начавшаяся после разгона предпринимательского Майдана попытка коренного перелома настроения масс, нагнетания страха, выстраивания системы ручной оппозиции и «перетряхивания» медиа-пространства будет длиться года полтора. Аресты политических оппозиционеров будут ее самой показательной акцией, но одновременно и началом следующего этапа репрессий: после приведения к послушанию оставшихся БЮТовцев и части «демократически озабоченных» из НУНС, возьмутся за СМИ и представителей нелояльной интеллигенции. Последних запугать проще простого – в силу устройства своей личности интеллигент не способен противостоять грубой и постоянной силе, а желающих стать диссидентами на деле вряд ли окажется много. В крайнем случае, самые видные ее представители уедут за границу, либо же осядут в «галицком гетто» - под присмотром Тягнибока.
Весной начнется новое наступление на малый бизнес: «упрощенку» снова урежут, назвав это «разумным консенсусом» (хотя к формату отвергнутых статей Налогового кодекса все же не вернутся). К лету 2012 года построение «новой страны» по путинско-лукашенковскому образцу – с опорой на силовые структуры и лояльные СМИ - должно завершиться, и зарубежным визитерам во время чемпионата по футболу должна предстать улыбающаяся и безоблачная страна, почти целиком согласная (Тягнибок, конечно же, против) с режимом. Ну, просто как на Олимпиаде 1936 года в Германии.
При этом реальный рейтинг доверия к власти, в отличие от России и Беларуси, будет все равно очень низок. Население, даже пребывая в страхе и конформизме, будет ощущать желание свергнуть или хотя бы частично отстранить ПР от власти. Негативные настроения будут усиливаться, а режим - продолжать давить на общество до тех пор, пока не начнет – примерно через три-четыре года - получать постоянный и действенный отпор, несмотря на жесткие репрессии. Отпор этот либо станет итогом самоорганизации снизу, по примеру второго Майдана, либо же будет оседлан в интересах власти «Свободой» и иными оппозиционными силами, которые уже предвкушают, как они займут место стремительно приближающейся к казенным местам Юлии Владимировны.
Читайте также:
Итоги года-1. Четыре повода полюбить Россию
Итоги года-3. В предчувствии классового конфликта
Итоги года-4. Три конфликта, губящих Украину
Павел Серов, специально для kontrakty.ua