Слово «оффшор» ассоциируется, прежде всего, с тёплыми странами, островами где-нибудь в Карибском бассейне или Океании, удалёнными от Старого Света если не географически, то, по крайней мере, цивилизационно. Если мы планируем купить готовую оффшорную компанию, мы предполагаем, что она может располагаться и в странах Европы, где обеспечивается налоговый иммунитет и конфиденциальность деловой информации. Если же апеллировать к значению термина, то окажется, что оффшор по своей сути очень похож на то, что принято называть свободной экономической зоной. Об этом задумываются немногие, и тем интереснее будет узнать, что проект такой зоны существовал в Украине, во Львовской области.
История украинского оффшора началась ещё в 2003 году, когда комитет, ведающий вопросами ТЭК, решил заняться экономикой Сокальского района и привлечь в город Червоноград инвестиции. За пару лет до того в городе закрыли две угольные шахты, и это ощутимо ударило по благосостоянию региона. Задачей реформы было ситуацию эту выровнять.
На проект было выделено 250 тысяч долларов, которые инвестировались в местную экономику в течение трёх последующих лет. Деньги направлялись на реализацию деловых проектов, которые согласовали со Львовской обладминистрацией. В качестве приоритетных отраслей развития были выделены машиностроение, сельское хозяйство, энергетика и транспорт.
Как и подобает оффшору, Сокальский район освобождал инвесторов от уплаты налогов на три года. Было лишь одно условие: порог вхождения бизнеса в свободную экономическую зону составлял 700 тысяч долларов. Интересно то, что Червоноград оказался первой экономической зоной, которая страховала инвесторов от правовой нестабильности, то есть у него было дополнительное сходство с оффшором. На деле это означало, что на бизнесменов Сокальского района не распространялись возможные пересмотры законов о зонах приоритетного развития. Льготы для инвесторов во Львовской области действовали до истечения срока, который прописывался в договоре, то есть три года. Параллельно предпринимались осторожные попытки привлекать безналоговые инвестиции в Трускавец и Яворов.
Что касается негативных моментов, то критике, прежде всего, подвергалась законодательная база проекта. Во-первых, от инвесторов не требовали обязательств по созданию рабочих мест. Во-вторых, не было разработано механизмов пресечения «местничества». Если предприниматель строил дружеские отношения с представителями областной администрации, он мог не платить налоги дольше трёх лет.
Вместе с тем, прецедент скромной попытки создания украинского оффшора всё же имел место.