Одной из идей, которая постоянно озвучивалась на предпринимательском Майдане, была идея «партии предпринимателей». Мысль довольно проста — интересы мелкого бизнеса никто не защищает «во власти», соответственно, этим пользуются злые люди для того, чтобы угнетать этот самый бизнес.
Вполне вероятно, что такая партия будет создана. Вполне вероятно, что она даже может пользоваться некоторое время поддержкой, и может попасть в парламент. Но вот то, что эта партия окажется способной «защищать интересы малого бизнеса» практически невероятно.
На самом деле, идея создания «партии предпринимателей» возникла сразу же, как только появились предприниматели. В Украине они всегда двух видов. Первый — это ловкие приватизаторы, использующие бывшее госимущество, связи в государстве и т.п. Второй тип — люди, начинавшие свой бизнес с нуля, которым, возможно, просто не досталось, что приватизировать. Что интересно, идея партии и вообще участия в политике всегда больше поддерживалась первым типом.
Я лично потратил некоторую часть своей жизни, уговаривая предпринимателей объединяться в политические структуры. Предприниматели всегда говорили, что они «не хотят лезть в политику». Между тем, условия ведения бизнеса постоянно ухудшались, а аппетиты государства постоянно росли. Условия бизнеса «кооператоров» конца 80-х и нынешнего малого бизнеса не идут ни в какое сравнение, но партии за это время так и не возникло. Почему?
Раньше мне казалось, что предприниматели «не дозрели», не понимают собственных интересов и так далее. Теперь я понимаю, что в условиях Украины они действуют весьма разумно и рационально. Политическая партия — это последнее, что нужно нашему предпринимателю.
Я хочу быть правильно понятым. Я — за то, чтобы никто не мешал заниматься бизнесом, в конце-концов, только бизнес создает национальное богатство. Я вообще против какого бы то ни было вмешательства государства, и, наконец, я за то, чтобы бизнес имел бы инструменты для адекватного ответа на любое вмешательство. Моя позиция состоит в том, что я сильно сомневаюсь в том, что партия является таким инструментом. Эта позиция обусловлена несколькими причинами.
Первая причина. У такой партии нет общего интереса, точнее, нет и не может быть общей позитивной программы. Ведь что такое партийная программа? Это набор мер, которые должно осуществить государство, чтобы, по мнению партии, стало хорошо. В деятельности крупного бизнеса постоянно встречается государственное регулирование — в виде налогов, тарифов, акцизов, банковских ставок, условий деятельности фондового рынка и т.п. Поэтому для крупного бизнеса участие в этих благородных занятиях является критичным. Крупный бизнес, так или иначе, присутствует в большинстве наших партий. Мелкий бизнес сталкивается с государством при уплате налогов и проверках. Общему позитивному интересу здесь просто негде возникнуть. Какой может быть общая программа малого бизнеса? Правильно — чтобы нас не трогали. Но это не позитивная, а реактивная программа, она не может объединять на постоянной основе.
Вторая причина. Для малого бизнеса особенно актуален тот факт, что коррупция имеет персонифицированную форму. То есть, попросту говоря, в большинстве случаев чиновникам законы не писаны. Казалось бы, есть смысл бороться за «законодательное урегулирование» деятельности всякого рода паразитов в виде «контролирующих органов». Однако, практика показывает, что эти органы часто игнорируют всяческие нормативные улучшения, добытые в тяжелой борьбе. Нет смысла участвовать в деятельности партии, если она не гарантирует постоянной защиты от нападений чиновников.
Третья причина. Люди в своем выборе всегда руководствуются простой формулой «издержки против прибылей». Пока чиновники берут взятки, проще «решить вопрос» с ними в индивидуальном порядке, чем устраивать политические выступления.
Четвертая причина. За последнее время государство прибрало к рукам политические партии. Это сделано, в частности, через законодательство о регистрации партий. Простое содержание партии обходится недешево. Процесс регистрации требует серьезных усилий, кроме того, он всегда может быть заблокирован, если Минюст получит соответствующую «команду». Есть еще один удивительный момент, связанный с тем, что Минюст заставляет все партии писать свои уставы под копирку. При этом за образец берется идея «демократического централизма» и прочих достижений партийного строительства времен КПСС. Это означает, что если предприниматели изобретут форму организации, отличающуюся от шаблона, Минюст будет вставлять им палки в колеса.
Пятая причина. Партия — это аппарат. Если учесть, что партия мелкого бизнеса может финансироваться только небольшими взносами большого числа людей, то становится понятно, что роль аппарата в такой партии значительно выше, чем обычно. В итоге, особенно в условиях отсутствия четкой идеологической программы, аппарат довольно быстро захватит власть в такой партии.
Шестая и самая главная. В Украине государственные должности и вообще «участие во власти» рассматривается как источник дохода. Я сам наблюдал сотни историй перерождения благородных оппозиционеров в продажных функционеров. Однако, дело не столько в том, что кто-то, получив должность, изменит идеалам. Самое страшное, что поскольку бизнес и власть в нашей стране, по сути, одно и то же, то деятельность именно этих, оказавшихся у власти людей, со временем будет определять деятельность всей партии. К ним пойдут решать вопросы «свои» и через некоторое время партия малого бизнеса станет просто еще одним коррупционным инструментом. Замечу, что та же самая причина порождает роковую болезнь украинского политикума — фюрерство. Предприниматели поступали абсолютно правильно, когда отказывались от опеки любого политика или партии. Создав свою партию, они неизбежно получат фюрера и все связанные с его существованием прелести, которых они так хотели избежать.
Предпринимательский Майдан показал, что сегодня в Украине самым эффективным является самоорганизованное стихийное давление на государство. При этом, у акции должна быть только одна, четко сформулированная цель. Как только начинается «закрытие оффшоров, отставка Януковича и референдум», дело заканчивается поражением.
Владимир Золоторев, специально для Kontrakty.ua