Хмельницкий рынок выдержал экспансию торговых центров и остался успешным бизнес-проектом с годовым оборотом в 7,5 млрд грн.
Иван Бец, председатель правления коллективного предприятия «Спецбудмеханізація», рассказывает, как была создана эта компания. В начале 1990-х сотрудники крупного треста выкупили ее с помощью приватизационных сертификатов. «Когда-то здесь работали 800 человек, у нас было 300 единиц техники, мы обслуживали всю Хмельницкую область. Со снижением деловой активности в регионе упал спрос на наши услуги, а большая часть собственников КП вышли из состава учредителей», — вспоминает Иван Бец. Объемы работ сократились в три раза, а собственников осталось 115 человек. Несмотря на снизившиеся обороты, компания в 1999-м пережила классическую рейдерскую атаку. По инициативе различных контролирующих органов счета были заблокированы, а имущество вот-вот должно было уйти с молотка.
Выходом из критической ситуации стало открытие на территории предприятия промтоварного рынка, который зарегистрировали как отдельное структурное подразделение. Это дало возможность быстро получить живые деньги, рассчитаться с долгами и отстоять свое право на собственность. Так в структуре хмельницких рынков появилась еще одна торговая площадка. Сейчас это промтоварный рынок, где трудится более 800 человек. А «Спецбудмеханізація» осталась коллективным предприятием с присущим этой форме собственности пропорциональным распределением прибыли. Ежегодно учредители делят между собой 1,5-2 млн грн. Так постепенно создавался самый большой в Западной Украине хмельницкий рынок, который на самом деле состоит из 24 небольших рынков.
Рыночные типы
По одной из наиболее распространенных классификаций существуют следующие
типы промтоварных рынков: суперрегиональные, региональные, окружные и
микрорайонные. Суперрегиональные рынки «обслуживают» территорию десяти или
более областей, региональные — крупного мегаполиса с пригородами или несколько
городов поменьше, окружные — несколько районов. Импортом крупных партий товара
обычно занимаются предприниматели с суперрегиональных рынков (реже —
региональных), торговцы окружных и микрорайонных базаров приобретают у них уже
мелкий опт.
Наиболее перспективными для инвестирования остаются суперрегиональные
рынки. Если региональные, окружные и микрорайонные все чаще испытывают
конкуренцию со стороны торговых центров и смешанных форматов (таких, как
киевские Пирамида и Дарынок), то суперрегиональным еще уготована долгая жизнь.
Кроме того что они являются торговыми площадками, эти объекты — ключевое звено
в системе рыночной логистики страны. Предприниматели, работающие на крупных
рынках, занимаются импортом, растаможкой, хранением и транспортировкой товаров.
Речь идет об одесском «7 километре», харьковском ООО «ХарОптТорг» (более
известном как «Барабашово», или «Барабашка») и хмельницком рынках.
Добрые бандиты
Основными странами, из которых челноки доставляли товар, были Польша, Турция и Китай. На первых этапах небольшие партии товара везли автобусами, а из Польши и России пассажирскими поездами.
В начале 90-х годов, когда в стране существовал повальный дефицит ширпотреба, к западноукраинским рынкам повышенное внимание проявляли польские предприниматели. Они оббивали пороги горсоветов с просьбами разрешить им открыть промтоварный рынок. Но в далеком 1992 году мэр только одного города откликнулся на эту просьбу. Им оказался дальновидный городской голова Хмельницкого, ныне покойный Михаил Чекман. Он понимал, что на тот момент только рынок мог дать возможность выжить городу, большая часть промышленности которого была ориентирована на производство продукции для теряющего господдержку ВПК. Рынки стали настоящей панацеей.
Хмельницкие прилавки еще ждет творческий рост
Поляки развернули активную деятельность в Хмельницком, создав в городе фактически первую в Украине мелкооптовую перевалочную базу для дальнейшего распределения товара по стране. Со временем местные жители стали более деятельными и сами начали ездить не только в Польшу, но и в Китай. В 1993-1994 гг. даже на нескольких сумках ширпотреба из Поднебесной можно было сделать небольшое состояние, а торговая наценка на китайские изделия была намного выше, чем на польские. В результате рынок, с легкой руки основанный поляками, оказался полностью под контролем местного бизнеса.
Со временем предприниматели из соседних областных центров также начали интересоваться идеей создания рынка по образцу того, что заработал в Хмельницком. Какое-то время популярными были рынки в Черновцах и Тернополе. Но у города-первооткрывателя была фора: за пару лет уже были наработаны определенные связи, опыт. Таким образом, весь базарный механизм работал в Хмельницком лучше, чем где бы то ни было.
Как в любом бизнесе начала 1990-х, сыграл свою роль и рэкет. Предприниматели рассказывают, что в Черновцах и Тернополе бандиты были слишком жадными, а хмельницкие бригадиры оказались намного дальновиднее и не стали резать курицу, несущую золотые яйца.
Удачное географическое и транспортное расположение Хмельницкого также сыграло свою роль. С увеличением удельного веса турецкого и китайского импорта, идущего через Одессу, все большую популярность стал приобретать одесский промтоварный рынок «7-й километр». Он стал перевалочной базой для товаров, впоследствии доставлявшихся в Западную Украину. Доставка же грузов из Одессы в Черновцы поначалу велась через Молдову и Приднестровье. Но вскоре эти страны утвердили свои таможенные правила, и транзит грузов через два независимых государства стал затратным. Кроме того, на рынки Западной Украины приезжали отовариваться оптовики из Киева и Беларуси — их также Хмельницкий устраивал больше, чем отдаленные Черновцы. Поэтому город-пионер стал рынком № 1 Западной Украины.
Паспорт суперрегионального промтоварного рыночного комплекса
24 рынка
2 торговых ряда
29 га — занимаемая площадь
14 тыс. торговых мест
30 тыс. сотрудников рынков
70 тыс. человек ежедневно посещают хмельницкие рынки
27 млн грн — ежегодный рыночный сбор
4,5 млн грн — ежегодный фиксированный налог
7,5 млрд грн — годовой оборот
В результате в 1996 году именно в Хмельницком произошел всплеск рыночной активности: за год количество рынков увеличилось с одного до пяти. А из кризисного 1998 года с наименьшими потерями вышли опять-таки закаленные хмельницкие рыночные предприниматели.
Сегодня более трети трудоустроенного населения города работает в отраслях, так или иначе связанных с торговлей, производством, логистикой и т. д. Александр Сниховский, исполнительный директор Ассоциации хмельницких рынков, утверждает, что суперрегиональный комплекс является бюджетообразующим предприятием для города, ежегодно принося более 27 млн грн рыночного сбора и 4,5 млн фиксированного налога. И самое необычное: в отличие от Харькова и Одессы, хмельницкий рынок принадлежит не одному-двум крупным бизнесменам, а более чем двум десяткам юридических лиц, что, впрочем, не помешало ему стать едва ли не самым успешным предприятием в своей отрасли.
Валерий Таратасюк, председатель Ассоциации хмельницких рынков, говорит, что вряд ли найдется в Хмельницком семья, которая тем или иным образом не была бы связана с рынком. «Рынки дали толчок к росту уровня жизни населения и улучшению дел в ряде отраслей, — подтверждает слова предыдущего эксперта Иван Крутилко, генеральный директор ООО «Будівельний альянс». — В частности, несколько лет назад начал формироваться платежеспособный спрос на жилье». Это стало причиной появления в городе 5-6 крупных строительных компаний. По словам г-на Крутилко, большая часть покупателей квартир — предприниматели, деятельность которых связана с торговлей.
Рынки в цене
На хмельницких рынках вскоре яблоку негде будет упасть: на единицу площади здесь приходится в два раза больше торговых мест, чем в Одессе. Валерий Таратасюк говорит, что проблему решат за счет «переселения» части торговых мест в другие районы. Сказывается и поспешность, с которой когда-то оборудовались хмельницкие толкучки: они расположены на не окончательно осушенных болотах. И сейчас в межсезонье почва проседает, а владельцы рынков каждый год покрывают территорию новым слоем асфальта.
Татьяна Блистив, экс-секретарь Временной следственной комиссии ВР Украины, указывает на то, что недоработки хозяев хмельницких рынков (плотность торговых мест, проблемы с почвой, нарушения в оформлении учредительных документов) стали причиной появления в городе новых инвесторов — в начале 2000-х годов в Хмельницкий хлынул крупный российский и донецкий капитал.
По словам директора консалтинговой компании «Украинская Торговая Гильдия» Виталия Бойко, в создание нового (альтернативного) рынка в Хмельницком инвестировано $12 млн. На эти деньги был построен торгово-сервисный центр «Поділля» — новые инвесторы предполагали, что все ранее сформированные рыночные потоки переориентируются сюда. Таким образом, появление нового комфортабельного ТСЦ могло стать серьезной угрозой для существования старых рынков.
Валерий Таратасюк отмечает: если бы проект нового торгового центра появился в 1995-1996 гг., то его легко можно было бы воплотить в жизнь. Но на момент запуска «Поділля» местная бизнес-элита уже была сформирована и не желала отдавать свой хлеб пришлым инвесторам.
Впрочем, чужаки допустили несколько грубых ошибок. В частности, ныне пустующий торговый центр находится на расстоянии 500 м от территории аэропорта, где нельзя строить здания из металлоконструкций, мешающих работе радаров. После Скниловской трагедии Минобороны не дало разрешение на введение рынка в эксплуатацию, что и поставило жирную точку в рыночном противостоянии.
Недетские страхи
Хмельницкий капитал вырос на рыночной торговле. Как правило, соучредитель рынка владеет одним или несколькими цехами по пошиву одежды, а также фирмами-импортерами. Таким образом, экономика региона состоит из нескольких десятков небольших холдингов, которым еще предстоит пройти непростые испытания.
Основной проблемой является постепенная замена районных и окружных рынков торговыми центрами. Хотя этот процесс не касается напрямую крупных торговых объектов, он отчетливо показывает готовность собственников торговых сетей идти до конца в борьбе за розничного покупателя. А это значит, что меняется система логистики в рамках страны — увеличение количества супермаркетов и торговых центров негативно отразится на региональных и суперрегиональных промтоварных рынках.
«В нашей стране процесс перетока клиентов рынков в ритейл уже стартовал. Магазинная торговля в сегменте товаров no name развивается, и именно она со временем составит основную конкуренцию рынкам», — констатирует Виталий Бойко.
В городах с высокой покупательской способностью гипермаркеты уже давно вытесняют небольшие промтоварные рынки.
Хмельнитчане это понимают и ищут варианты диверсификации своего бизнеса. Например, инвестируют в строительство торговых центров, таких как «Арена» или «Лыбидь Плаза». Логистикой и растамаживанием грузов также начинают заниматься специализированные фирмы. Если раньше весь комплекс работ по доставке и оформлению грузов выполняли сами предприниматели, то сейчас эти услуги оказывают профильные специалисты.
Эксперты предполагают, что будущее хмельницкого суперрегионального промтоварного комплекса будет неразрывно связано со складским бизнесом. Сейчас наиболее востребованы те места в оптовых секторах, где площадь контейнеров достигает 30 кв м. Торговые места все больше представляют собой склады. Как отмечает Александр Филипьев, директор ООО «Рынок-Пако», руководимое им предприятие было создано несколько лет назад как логистический комплекс. На охраняемую территорию крупные партии товара доставляются грузовиками в определенное время по принципам пропускной системы.
С опаской ожидают хмельнитчане и момента вступления Украины во Всемирную торговую организацию. Ведь не секрет — сейчас на рынках повсеместно нарушаются международные нормы авторского права. Джинсы «от Versace» иногда можно купить в Украине за 50 грн.
Когда Украина станет членом ВТО, бизнесменам придется тщательнее следить за тем, какие лейблы наклеены на их товар. Один из местных предпринимателей как-то имел возможность осознать всю серьезность, с какой на Западе чтут авторское право. Прямо в самолете у него изъяли партию контрафактной продукции под ТМ Adidas, а самого торговца оштрафовали.
Актуален этот вопрос еще и потому, что 35% продукции, продаваемой на рынках Хмельницкого, — местного производства. Александр Сниховский прогнозирует, что производственные предприятия, работающие в Хмельницком и пригородах, в качестве стратегического ориентира выберут сегмент no name или будут создавать собственные бренды.
Как бы там ни было, у крупных украинских рынков есть перспективы. Опыт многих развитых стран показывает, что базары продолжают нормально работать, несмотря на бурное развитие супер- и гипермаркетов. Во всем мире рыночный формат развивается наравне с современными торговыми комплексами. В Барселоне, например, рынок получил архитектурную премию. В 2004 году был введен в строй Гранд Базар в Турции, строятся рынки в Китае, странах Юго-Восточной Азии.
Без слез
Виталий БОЙКО,
директор консалтинговой компании «Украинская Торговая Гильдия»
— Хмельницкий — это город, который раньше никаких эмоций, кроме слез, не
вызывал. Сейчас это один из самых богатых городов Западной Украины, что
произошло благодаря розничной торговле, которая активно развивалась в виде
рынков. Данный торговый формат зарекомендовал себя как очень привлекательный
для инвестирования, так как период возврата инвестиций даже в самом неудачном
из известных случаев составил всего 2 года, обычно рынки окупаются в несколько
раз быстрее. Это совсем неплохо, если учесть, что для торговых центров этот
срок составляет 5-7 лет.
Благодаря росту качественной торговли, представленной сетевыми операторами, сегодня товарооборот города перешел от рынков в современный формат. Значительная доля товаров уходит в цивилизованную торговлю из-за появления новых торговых центров. К примеру, в Хмельницком открывается новый комплекс «Оазис».
Таким образом, основной задачей является постепенная трансформация рынков в более цивилизованные торговые форматы, где вопросы качества обслуживания и продукции, безопасности и т. д. соответствуют сегодняшнему представлению о термине «обслуживание».
Обреченная зависимость
Валерий ТАРАТАСЮК,
председатель Ассоциации хмельницких рынков
— Местный капитал вырос на рыночной торговле. Рынки дали толчок развитию
производства, например, цехов по пошиву одежды, складской недвижимости,
транспортных или таможенных компаний. Таким образом, экономика региона напрямую
зависит от рыночной торговли.
Сейчас хмельнитчане ищут варианты диверсификации своего бизнеса. В последнее время стало популярно вкладывать деньги в торговую, жилую, рекреационную недвижимость. Городские власти также изучают возможность привлечения собственников рынков и предпринимателей в качестве инвесторов для ряда коммунальных проектов, таких как, строительство мусороперерабатывающего завода или подземных торговых центров.