Контракти.ua

21938  —  26.09.07
Региональная матрица: бюрократия бессмертна
Региональная матрица: бюрократия бессмертна

Партия регионов — политическая сила, пользующаяся, согласно данным ведущих социологических центров страны, наибольшей электоральной поддержкой. Несомненно то, что в Верховной Раде VI созыва регионалы получат значительное количество мест и с высокой вероятностью станут центром кристаллизации парламентского большинства. Хотя на самом деле будущее ПР не такое безоблачное, каким кажется на первый взгляд...

По материалам еженедельника "КОНТРАКТЫ"

 

Напомним, что изначально Партия регионов была не партией Януковича (или Ахметова), а одним из проектов, созданных на ул. Банковой во времена президентства Кучмы, с помощью которых украинские бюрократы играли в «кошки-мышки» с избирателями. По правилам этой игры в парламент всегда баллотировались одни и те же люди — каждый раз под новыми политическими вывесками, одной из которых, собственно, и была ПР (у ее истоков стояли бизнесмен Петр Порошенко и тогдашний глава ГНАУ Николай Азаров).

Понятное дело, что ПР не была классической партией, а являлась благодаря стараниям агитаторов из налоговой службы аморфным и достаточно многочисленным образованием с определенной перспективой — партия, следуя названию, должна была представлять интересы украинских регионов.

Характерно, что «региональная» карта так и не была разыграна, хотя это пытались сделать на президентских выборах-2004, которые и стали самостоятельным политическим дебютом ПР. Тогда партия выполнила функцию канала, посредством которого финансово-промышленные группы Ахметова, Клюева при содействии СДПУ(О) управляли избирательной кампанией. Из виртуальной политики в реальную ПР попала после поражения Януковича, превратившись в прикрытие для ряда бизнесменов и бюрократов, опасавшихся преследований со стороны оранжевой власти.

В конце 2005-го ПР вышла из оппозиционного подполья и без особого напряжения выиграла парламентские выборы 2006-го на фоне раскола оранжевой команды и волне реваншизма. Следующий этап — формирование коалиции — весьма показателен, хотя в этом процессе регионалы практически не участвовали. Разумеется, они вели закулисные переговоры и с левыми, и с Нашей Украиной, но в публичной плоскости

(а именно в ней и имеет смысл рассматривать партии) регионалы были довольно неуклюжи — сотрясали эфир достаточно резкими заявлениями о переходе в оппозицию, хотя ее в мае — июле 2006-го не было и быть не могло, так как не была сформирована позиция, то есть правящая коалиция. То, что получилось в итоге, трудно назвать победой ПР, скорее, проиграли оранжевые.

Получив власть, Партия регионов распорядилась ею так, как могла: предоставила налоговые льготы и переориентировала бюджетные потоки в пользу «правильных» предприятий, сведя на нет какие бы то ни было реформаторские инициативы. Сохранение нормативного статус-кво, преподносимого как политическая стабильность, — логичная цель бюрократической партии. Хотя, строго говоря, деятельность правительства Януковича образца 2006-2007 гг. мало отличалась от работы Кабмина в 2003-2004 гг.

Из всех этих наблюдений напрашивается простой и важный вывод: деятельность Партии регионов никак не объясняет ее электоральный успех. Можно предположить, что именно в этой загадке скрыта формула тактической победы и неизбежного стратегического краха регионалов. Ведь в действительности уровень доверия населения по оба берега Днепра к бюрократам эпохи Кучмы всегда был минимальным, но стоило тем же людям провести «региональное» кодирование и... электоральный «одобрямс» обеспечен.

При этом успехи или промахи коалиционного правительства, сформированного ПР, практически никак не влияют на ее рейтинг. Во многом такая ситуация объясняется тем, что Партия регионов — детище культурно-политического «раскола» страны, инспирированного выборами 2004-го, его политическое оформление. Основу поддержки регионалов составляют преимущественно культурные факторы — отношение к НАТО, статусу русского языка и т. п. Но дело даже не в этих лозунгах, которые все-таки достаточно конкретны, а в неком культурном коде «свой-чужой», являющемся плодом многолетних заблуждений, элементарной безграмотности и манипуляций со стороны политиков.

Странно, но в ПР, похоже, не понимают источника собственного успеха. Многие регионалы искренне заблуждаются в том, что они хорошие менеджеры, способные наладить отношения с Россией. А наиболее продвинутые из них интуитивно европеизировали имидж Януковича, сделав из него взвешенного политика, сторонника законности и защитника Конституции после досрочного прекращения президентом полномочий ВР. В демократической стране такое репозиционирование неизбежно повлияло бы и на рейтинг политика, и на характер его электоральной поддержки. В Украине ничего подобного не произошло и это еще раз подтверждает тезис о том, что культурный код сильнее конкретной политики.

Ирония судьбы в том, что этот же код может привести ПР к провалу. Ведь главная проблема этой партии состоит в противоречии между целями и средствами их достижения. Каждый бюрократ-регионал действительно заинтересован в политической стабильности, но для партии в целом она губительна, поскольку стирает культурный код — чем дольше Партия регионов будет у власти, тем устойчивее будет ассоциироваться с самой собой, а точнее — с украинским государством, которое ее избиратели на дух не переносят.

Парадоксально, но факт: ПР, похоже, не рассматривается ее руководством как некая ценность, универсальный инструмент, в сохранении которого оно было бы заинтересовано. Иначе партия уже давно определилась бы, чего она все-таки хочет и на кого рассчитывает. В определенном смысле досрочные выборы в ВР дали регионалам второе дыхание — конституционная лихорадка, предстоящее формирование парламентского большинства и нового правительства вдохнут в партию новую жизнь. Момент истины наступит в ходе подготовки к выборам президента в 2009-м: если полномочия главы государства в процессе завершения политреформы будут усилены, то ПР еще себя покажет, в противном случае ее перспективы при сохранении столь желанного status quo, весьма печальны.


Схема - География питримки Партии регионов %

География поддержки, рейтинг электоральной полезности, группы финансово-политической поддержки Партии регионов

 

 Данные исследований ведущих социологических центров страны свидетельствуют о завидной стабильности рейтинга электоральной поддержки Партии регионов. Начиная с января 2006-го и до сих пор каждый третий гражданин Украины, планирующий прийти на выборы, выражает готовность проголосовать за регионалов.

Шесть из десяти лояльных избирателей «не отдадут голоса другой силе ни при каких обстоятельствах», то есть невзирая ни на общий провал экономических реформ, обещанных ПР в 2006-м, ни на ее явно лоббистские инициативы (восстановление льгот субъектам СЭЗ, отмена НДС при инвестиционном импорте для предприятий ГМК, предоставление госгарантий под коммерческие кредиты и т. д.). Если верить августовским данным центра СОЦИС, то на внеочередных парламентских выборах регионалы получат 31% голосов (180-190 депутатских мандатов) и создадут коалицию с КПУ (3,1% голосов, 20 мест в ВР), Блоком Литвина (3,8%, до 25 мандатов) и, возможно, частью НУ—НС (13% голосов).

Рейтинг электоральной полезности

Экспертный совет Контрактов оценил эффективность деятельности фракции Партии регионов в ВР V созыва по пятибалльной шкале и таким критериям:

• инициативность — готовность и способность разрабатывать и предлагать проекты экономических и политических решений;

• последовательность — соответствие действий партии ее программе, предвыборным декларациям и политическим договоренностям;

• рыночность — либеральность экономических инициатив, соответствие неоплаченных решений запросам бизнесменов;

• прозрачность — привлечение к разработке законопроектов общественных организаций, представителей реального сектора, желание слушать и слышать чужое мнение;

• системность — наличие причинно-следственных связей между новыми решениями и ранее принятыми.

Экспертный совет*

1. Владимир МАЙСТРИШИН, народный депутат IV созыва, ПР

2. Леонид ГРАЧ, народный депутат, КПУ

3. Василий ВОЛГА, народный депутат, СПУ

4. Андрей ШКИЛЬ, народный депутат, БЮТ

5. Борис БЕСПАЛЫЙ, народный депутат, НУ

6. Ольга БАЛАКИРЕВА, председатель правления УИСИ

7. Владимир ПАНИОТТО, директор КМИС

8. Ирина БЕКЕШКИНА, научный руководитель Фонда «Деминициативы»

9. Андрей ЕРМОЛАЕВ, директор Центра социальных исследований «София»

10. Вадим КАРАСЕВ, директор Института глобальных стратегий

11. Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии

12. Кость БОНДАРЕНКО, политолог

13. Александр СИНЕОКИЙ, зампред совета Лаборатории законодательных инициатив

14. Елена ШКАРПОВА, и. о. редактора отдела «Деньги», Контракты

15. Роман КУЛЬЧИНСКИЙ, замредактора отдела «Сфера влияния», Контракты

* Очередность оценок, приведенных в таблицах, по просьбе экспертов изменена


Группы финансово-политической поддержки ПР

Группа Ахметова

Ринат Ахметов (№ 7 в списке партии), народный депутат, собственник SCM

Контролирует или имеет влияние:

· ФК «Шахтер» (Донецк) — Равиль Сафиуллин (№ 40), Юрий Колоцей (№ 52), Сергей Кий (№ 69), Евгений Геллер (№ 77)

Структуры, подконтрольные ЗАО System Capital Management:

· ОАО «Енакиевский металлургический завод» — Леонид Литвинов (№ 16)

· ОАО «Азовмаш» — Александр Савчук (№ 32)

· ОАО «Меткомбинат «Азовсталь» — Алексей Белый (№ 33)

· ОАО «Северный ГОК» — Александр Вилкул (№ 59)

· ОАО «Павлоградуголь» — Павел Корж (№ 61)

· ЗАО «Люкс» — Владимир Мальцев (№ 66),

Станислав Мельник (№ 80)

· Владимир Малышев (№ 64), экс-директор департамента безопасности SCM и др.

Ближайшие соратники:

Борис Колесников (№ 10), ПО «Киев-Конти», Артемовский завод шампанских вин

Василий Джарты (№ 22), министр экологии

Сергей Момот (№ 57), ЗАО «ДАНКО».


Группа «Укрподшипник»

Андрей Клюев (№ 14), вице-премьер по вопросам ТЭК

Сергей Клюев (№ 62), народный депутат

Контролируют или имеют влияние:

· ООО «Актив-банк» — Александр Егоров (№ 211)

· ЗАО «Еврокомплекс» — Александр Киричок (№ 217).


Группа Януковича

Виктор Янукович (№ 1), премьер-министр

Ближайшие соратники:

Антон Пригодский (№ 21), корпорация «Межрегиональный промышленный союз»

Эдуард Прутник (№ 55), ООО «Восток-инвестпром»

Сергей Левочкин (№ 46), руководитель аппарата премьера,

Тарас Чорновил (№ 3), народный депутат

Анна Герман (№ 48), народный депутат.


Группа бюрократов

Николай Азаров (№ 6), первый вице-премьер, министр финансов

Владимир Рыбак (№ 13), вице-премьер по вопросам строительства и ЖКХ

Дмитрий Табачник (№ 34), вице-премьер по гуманитарным вопросам

Юрий Бойко (№ 49), министр ТЭК

Раиса Богатырева (№ 2), экс-министр здравоохранения

Нестор Шуфрич (№ 5), министр по вопросам ЧС

Сергей Тулуб (№ 81), министр углепрома.


Группа бизнесменов

Ефим Звягильский (№ 9), шахта им. Засядько

Вячеслав Богуслаев (№ 11), ОАО «Мотор Сич»

Георгий Скударь (№ 12), Новокраматорский машиностроительный завод

Николай Янковский (№ 15), концерн «Стирол»

Валентин Ландик (№ 18), ТМ «Норд»

Василий Горбаль (№ 37), Укргазбанк, Еврокар

Игорь Гуменюк (№ 51), ЗАО «АРС»

Нвер Мхитарян (№ 95), Познякижилстрой

Андрей Деркач (№ 96), Укратомпром

Василий Хмельницкий (№ 100), Запорожсталь.

По данным открытых источников

 

При подготовке материалов деловой еженедельник Контракты, его служащие, должностные лица и творческие сотрудники не агитируют «за» или «против» какой бы то ни было политической силы, не распространяют информацию с признаками политической рекламы, а также не побуждают избирателей голосовать «за» или «против» определенного субъекта предвыборного процесса. Основание — пункт 6 статьи 71 Закона «О выборах народных депутатов Украины»