Человек, как принято считать, обычно мыслит стереотипами. Наш украинский водитель не исключение. Если попросить среднестатистического автолюбителя дать краткое описание автопроизводителей, то оно окажется приблизительно таким: немцы — престижно, японцы — надежно, американцы — комфортно, шведы…
А шведы — это в первую очередь Volvo: все перечисленное вместе, умноженное на доведенное до паранойи стремление к безопасности и приправленное взвешеннопредсказуемым, «стариковским» стилем вождения ее владельца. «Качественная, безопасная, удобная и дорогая машина для пенсионера», — скажет о Volvo украинский автолюбитель. А вспомнив классический «чемоданный» дизайн универсалов прошлого столетия, добавит: «Похожая на сарай».
И, разумеется, ошибется. Потому как нечего мыслить стереотипами применительно к современному автопрому.
«Cars for fun», — говорит об автомобилях, выпускаемых Volvo, Ула Аронссон, маркетингменеджер этой компании в Украине, Беларуси и странах Балтии. Не юная уже, в общем, женщина с юношеским задором перечисляет достижения компании за последние пару лет: безопасность кроссовера XC60, обновленный дизайн купе C30 и кабриолета C70, спортивная динамика и стиль нового седана S60. «А теперь все то же удовольствие от вождения, испытанное вами на S60, вы получите, сидя за рулем нового универсала V60», — вторит ей Роджер Уоллгрин, ответственный за динамические характеристики этих автомобилей.
Чтобы убедиться в справедливости их слов, у меня было два дня. И две разные «шестидесятки» от Volvo — их предоставили на тест-драйв украинским журналистам в преддверии презентации V60 на Парижском автосалоне.
Краткая история «шестидесятки»
Почему краткая? Да потому что ранее такой модели не было. Был универсал D-класса, образцовый «сарай» Volvo 850, выпускавшийся в середине 1990-х годов, а также два поколения V70 (их производили с 1997 по 2007-й). Но третье поколение V70 перешагнуло в E-класс, и ниша универсалов D-класса в линейке продукции Volvo временно опустела. Ее и займет V60, созданный на базе седана S60 (а он, уже появившийся в Украине, в свою очередь базируется на переработанной платформе Ford Mondeo — сказывается общее недавнее прошлое в составе Ford Motors).
Впечатления от вождения
Так как Volvo V60 — это тот же S60, но в другом кузове, то и моторная линейка у этих авто одинаковая: пять бензиновых и три дизельных двигателя. Нам достались две машины: бензиновый T4 1,6 GTDi с АКПП и двухлитровый пятицилиндровый дизель D3 с шестиступенчатой механикой.
Сажусь в машину, разгоняюсь и… ощущаю все неровности дороги — ямки, лежачие полицейские, брусчатку. Это оттого, что в стандартную комплектацию для европейского рынка входит динамичное шасси, а вот на других рынках (например, в Северной Америке) стандартным является «комфорт», а «спорт» доступен как опция.
«Дизель» откровенно порадовал: немалая тяга начинается с низов, показывая отличную динамику уже на 1500 оборотах. По данным производителя, сотню такой мотор (мощность 120 кВт / 163 л. с., крутящий момент 400 Н/м) разменивает за 9,4 секунды, а потребление топлива для машины на «механике» — всего лишь 5,5 литра в комбинированном цикле.
Длинная вторая передача дает возможность как старательно проходить 180-градусные повороты горного серпантина (когда тахометр показывал 1000 оборотов в минуту), так и стремительно разгоняться на коротких ровных участках до 60 км/ч. Правда, попытка начать движение под небольшую горку сразу со второй передачи, аккуратно работая сцеплением, завершилась неудачей.
Но, неспешно двинувшись с места, можно даже не выходить за 2 тыс. оборотов, быстро достигая перебором рычага МКПП 120 км/ч на пятой передаче. Еще большую скорость (а спидометр размечен до цифры 260) можно развить на шестой, последней передаче, раскручивая двигатель.
Лично мне такого мотора для машины весом в полторы тонны и длиной в 4,6 метра хватило бы с головой. Но производители собираются оснащать V60 еще более мощным пятицилиндровым дизелем D5: мощность 151 кВт / 205 л. с., крутящий момент 420 Н/м. До сотни такой «сарай» будет разгоняться менее чем за 8 секунд.
К эргономике МКПП претензий тоже нет: удобный набалдашник рычага, короткий ход; передачи расположены близко друг от друга, но, несмотря на опасения, при их переключении я так ни разу и не промахнулся. Вот только кисть правой руки при этом слегка выворачивается вверх — за счет того, что рычаг коробки поднят слишком уж высоко.
После драйва двухлитрового дизеля четырехцилиндровый бензиновый двигатель объемом 1,6 литра поначалу показался какимто вялым: шестиступенчатый автомат неспешно разгонял машину до 40–50 км/ч, переключая передачи на 2,5 тыс. оборотов. (И это несмотря на паспортную мощность в 132 кВт / 180 л. с. и крутящий момент 240 Н/м!) Но когда стрелка спидометра перевалила за четверть шкалы, мотор преобразился: он легко раскручивался до 5 тыс. оборотов, а скорость немногим за 100 км/ч (как выяснилось опытным путем, максимально комфортная для передвижения на узких извилистых дорогах Северной Италии) достигалась неожиданно быстро.
Любителям «срываться со светофоров» расстраиваться не стоит. Флагманский бензиновый мотор T6 объемом 3 литра обладает внушительными характеристиками: мощность 224 кВт / 304 л. с., крутящий момент 440 Н/м, разгон до сотни — за 6,2 секунды. Кстати, машины с двигателем T6 и D5 будут поставляться не с передним, а с полным приводом AWD.
Будем надеяться, что эти топовые версии V60 украинские водители увидят вживую, а не только в рекламных проспектах.
Экстерьер
Глядя на V60, не находишь ничего общего с рублеными линиями «дедушки» Volvo 850. Этот изящный, обтекаемый автомобиль точно будет выделяться на улицах: он больше похож на спортивное купе, чем на угловатый вагон. Клиновидная линия крыши и выступы вдоль кузова создают волну, перетекающую от фар к задним габаритам. Она словно занижает автомобиль, что делает V60 визуально ниже и более обтекаемым.
Смело можно сказать, что экстерьер «шестидесяток» (и V60, и седана S60) на шаг впереди приевшегося внешнего вида конкурентов из «большой немецкой тройки» — Audi A4, автомобилей C-класса от Mercedes и BMW 3-й серии. Прочувствовав драйвовый характер V60 и оценив качество салона (об этом ниже), можно сделать вывод: D-класс пополнился серьезным игроком. Шведы однозначно считают так же — в первый год продаж они рассчитывают найти покупателей для 50 тысяч V60 и почти в два раза больше — для S60.
…и интерьер
Внутри автомобиля придраться практически не к чему: дорогая кожа, качественный пластик, а хром — это именно металл, а не крашеная пластмасса. Все тщательно прострочено, пригнано, приятно на ощупь; не скрипит, не шатается, на ходу не дребезжит.
На консоли управления — крупные кнопки и регуляторы; джойстик электропривода боковых зеркал отзывчивый; трехспицевый кожаный руль удобно ложится в руки.
Болезнь многих автомобилей (даже универсалов) — недостаток места для задних пассажиров и по высоте, и в длину. Глядя на по-спортивному скошенный к корме силуэт V60, с опаской забираешься на задний диван… и расслабляешься! Между макушкой и потолком спокойно проходит ладонь, а колени, как ни старайся, никак не упрутся в спинки переднего сидения. Дополнительный бонус — подогрев задних сидений, кнопки которого вместе с розеткой бортовой сети выведены на тыльную поверхность боксаподлокотника, расположенного между передними креслами.
Бокс этот оказался вместительным и в глубину, и в длину. А если отодвинуть пластиковую шторку сопряженного с ним ящичка для всякой мелочевки, то в образовавшуюся нишу чудесно становятся две бутылки минеральной воды. Правда, красовались они там недолго: переключая передачи в машине с МКПП, невольно задеваешь емкости локтем и предплечьем. Поэтому бутылки перекочевали на заднее сиденье (где так же удачно встали на предназначенные им места в подлокотнике для задних пассажиров), шторку задвинули, а правая рука расположилась на привычном месте.
Водительское кресло показалось неожиданно широким. Кажется, что шведы или рассчитывали на крупных водителей (в голове сразу возникают киношные образы белокурых скандинавских гигантов), или же посчитали, что большую часть времени за рулем владелец V60 будет проводить в объемной куртке-аляске. По ходу выясняется, что сиденье все же гораздо более комфортное, чем ожидаемое «спортивное с дополнительной боковой поддержкой». А вы чего хотели? Ездить ведь придется на немалые расстояния.
Электрическая регулировка передних сидений работает и без включенного двигателя и запоминает три варианта настроек. А вот с регулировкой поясничной поддержки разработчики не угадали: колесико опущено низко, ниже бокса между сидениями и уж очень близко к нему. Поэтому чтобы ее настроить, приходится изворачиваться и протискивать пальцы в узкую щель. А потом ими еще и шевелить, достигая максимального комфорта. Хорошо, что совершить это непростое действие достаточно один раз.
Регулировка руля — ручная, но ход ее велик и по высоте, и в глубину. Зато с помощью электроники можно выбирать один из трех (жесткий, средний и мягкий) режимов регулировки усилия на руле.
На приборной панели два строгих аналоговых циферблата, показывающих скорость и обороты двигателя.
Безопасность
Это, конечно же, отличительная черта всех Volvo. А так как предоставленные на тест-драйв машины были укомплектованы всеми возможными системами, мы могли испытать их «в полевых условиях» — на обычной дороге общего пользования.
Адаптивный круизконтроль (ACC) поддерживает не только скорость, но и расстояние до впереди идущего автомобиля. Дистанцию отслеживает радар, установленный в решетке радиатора. Там же опционально находится и камера «загляни за угол» с полем обзора в 180 градусов, которая помогает водителю на перекрестках с ограниченной видимостью или при выезде с узкой улицы.
Камера заднего вида выводит на монитор не только происходящее за кормой, но и расчетную траекторию задних колес и габариты автомобиля. Разумеется, если в это время вращать руль, картинка меняется, показывая, куда будет двигаться автомобиль, если нажать на газ (как видно, мы собирались направиться прямиком в кусты).
Функция предупреждения о съезде с полосы LDW (Lane Departure Warning) работает на скоростях более 65 км/ч. Она отслеживает расположение машины на дороге и подает сигнал, если автомобиль покидает ряд без включенного поворотника.
Система обнаружения пешеходов PDS (Pedestrian Detection System) «видит» пешехода, предупреждает водителя и в случае необходимости автоматически приводит в действие тормоза. Это позволяет избежать столкновения на скорости не выше 35 км/ч.
Система City Safety сканирует пространство впереди автомобиля, движущегося на скорости до 30 км/ч. Если обнаруживается реальная угроза столкновения с впереди идущим транспортным средством, то CS автоматически задействует тормозную систему. Также благодаря ей можно избежать столкновения при движении назад на скорости до 15 км/ч.
Радар и камеры этих трех систем расположены в верхней части лобового стекла.
И, наконец, система BLIS (Blind Spot Information System), которая принимает изображение с камер, расположенных под наружными зеркалами. Они мониторят пространство позади машины, и если в соседнем ряду появляется движущийся объект, с соответствующей стороны загорается лампочка, встроенная в переднюю стойку рядом с колонкой. Неопределенное «движущийся объект» употреблено не случайно: дважды система реагировала на мотоциклистов, которые обходили наше авто по разделительной полосе. А вот проверить, как реагирует BLIS на приближающиеся автомобили, так и не получилось — на двухрядках никому из четырехколесных обогнать нас так и не удалось.
Краткое резюме
Двух дней оказалось достаточно, чтобы убедиться: Volvo V60 — достойный конкурент «большой немецкой тройке». Качественная, безопасная, комфортная машина со всеми преимуществами универсала, но при этом еще и красивая, легкая в управлении, динамичная и почти спортивная.
А если вы все еще считаете, что современный универсал подходит только для комфортной перевозки продуктов по маршруту «супермаркет — дом» и семейных выездов за город, а Volvo годится лишь для неспешных поездок за пенсией в сберкассу, смените стереотипы. Или машину. Или и то и другое.
Михаил Захарко, «Контракты»