Контракти.ua

17376  —  08.10.10
Монархия – мать анархии
Монархия – мать анархии

Отмена конституционной реформы 2004 года произошла прогнозируемо. Нахрапом. «Конкретные» ребята пообещали президенту, что Конституционный суд станет для него машиной времени – и он ей стал. Теперь эти ребята к президенту еще ближе, чем были. Он просто обязан их отблагодарить. Имена этих ребят мы знаем. Они удовлетворили главу государства по-полной: от Майдана теперь не осталось памяти даже в законах. 2004-й год перечеркнут. Что дальше?

 

Полная стабильность
Министр юстиции, юристы, депутаты и политологи, близкие к Партии регионов утверждают, что ничего не случилось. Кроме того, что снова обрели монарха. И сразу же впадают в противоречия. У них получается, что парламент работает по нормам 2004 года, а президент, избиравшийся также в пору действий отмененной Конституции, автоматически получает полномочия Кучмы. То есть, парламенту обещают 2012 год. О 2015-м уже речи нет. Мол, в Раде должны быть и этому рады – иначе бы пришлось избираться уже в следующем году. Сама власть на это не готова. Нужен хотя б еще год, чтобы в стране воцарился нужный политический климат, и все осознали, что с новым царем спорить бессмысленно, и работают отныне только две команды «раз – лежать!» и «два – тихо». Как мы и прогнозировали, парламент готовы «прокинуть», и сделать это даже быстрее и откровеннее, чем может быть.
Противодействие в Раде не исключается. Как минимум, со стороны оппозиции. Ей теперь есть, чем заняться. Тема о монархических полномочиях Януковича отныне станет главной у Тимошенко. Бедная Юлия Владимировна! Придется становиться сторонницей парламентско-президентской модели, когда так хотелось примерить на себя ту же абсолютистскую корону, которую теперь одели на Януковича. Впрочем, сам Янукович вел себя также. Когда он был в оппозиции, то двумя руками был за ограниченную парламентскую модель. Вот его цитат из газеты «Зеркало Недели» 2007 года: «Никто не должен обладать монополией на власть, никто не может посягать на узурпацию власти. Достичь этого можно только в условиях парламентско-президентской системы, которая обеспечивает реальное народовластие в государстве и основывается на системе сдержек и противовесов трех ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной, с четким распределением полномочий».
Ну, ясное дело, теперь это никому не интересно. Тыкать власти ее же предыдущими заявлениями – бесполезно. Итак, по факту на сегодняшний день у нас – президентская республика, в которой все органы государственной власти «должны привести свои нормативно-правовые акты и действия в соответствии с Конституцией 1996 года». Считается, что сделают это быстро и без всякой публичности. Нынешняя власть публичности не любит. Недовольных не найдется, а если таковые будут – попросят на кислород.
Откровенный цинизм ситуации в том, что Януковича сознательно выводят из-под принципа, согласно которому закон обратной силы не имеет. Местные советы теперь избираются на четыре года (еще один подарок им перед выборами – а ведь места проплачивали в расчете на пять), парламент могут милостиво дотянуть до 2012 года, а вот президент будет царствовать сразу же по кучмовским нормам. Ни о каком понимании того, что новые-старые полномочия глава державы должен получить только после выборов 2015 года, нет. Все и сразу определено. Парламенту следует заткнуться, и всем понять, что отныне в государстве – царь. При этом все органы власти неизменно священны и легитимны. Полная стабильность.
Повторимся – нарушена базовая идея права о том, что закон обратной силы не имеет, каким бы этот закон не был. Но раз сам тот закон признан неконституционным, то всего, что происходило с 8 декабря 2004 по 30 сентября 2010-го, в стране не существовало.

Мины под «железный порядок»
Недаром заявление Михаила Чечетова о том, что в парламенте уже есть 300 голосов, прозвучало как раз накануне решения КС. В ПР готовились заранее, и знали, что коалиция, как таковая, скоро будет не нужна. Коммунисты и Литвин, несмотря на новое оформление коалиции, уже могут начинать идти избирательным «лесом». Время их кончилось. Теперь Рада будет снова состоять из множества разновеликих групп и фракций, концентрирующихся вокруг патрона-олиграха.
И вот тут, похоже, власть сама не заметила, как заложила в парламенте мины под собственное спокойное существование. Как минимум, в двух случаях. Первый касается механизма принятия решений в парламенте. Как ни странно, теперь наши верховные избранники почувствуют себя свободнее, чем раньше! С них сняли львиную долю ответственности – теперь у нас только президент все решает. И его премьер. И целиком его Кабмин.
Власть неосмотрительно думает, что для нужных законов – типа языкового или принятия Налогового кодекса – у них неизменно будет 300 голосов. А если, как не раз бывало, кому-то не заплатят, и не хватит всего-то парочки депутатских «да»? Оппозиция и большинство теперь – ситуативные. Значит, при любом голосовании можно ожидать, чего угодно. Да и цена каждого вопроса резко возрастет. Отныне в Раде - каждый сам за себя. И каждому нужно за его голос заплатить. А если вместо денег будут запугивать - начнут формироваться коалиции недовольных депутатов и олигархов, как это было при Кучме. Если депутаты начнут фрондить, то с ними рассчитывают переговорить в кулуарах и «постучать» налоговой по их бизнесу. Ну, так такое уже было до 2004 года. Число обиженных, но вполне готовых оплатить по этой причине существование оппозиции, от таких мер только множилось.
Кстати, выборы по партийным спискам теперь тоже не нужны. Но их сохранят хотя бы затем, чтобы желающие получить партийную «крышу» пополняли партийные кассы. И ради сохранения дисциплины в самих партиях, что особо важно как для ПР, так и для всех прочих.
Вторая «бомба» касается оппозиции. Теперь ею может стать любой. Даже член ПР, если ему что-то не понравится. Мандат у него теперь, согласно Конституции 1996 года, забрать нельзя, даже если он будет каждодневно голосовать против своей фракции. И главное – оппозиции радоваться нужно! Она теперь получает возможность влиять на решения в парламенте. Вот не хватает десяти голосов для нужного закона - и хоть тресни! Можно поторговаться, да и себя попиарить заодно. К тому же, теперь они будут регулярно оспаривать в судах те или иные решения, принятые в рамках предшествующего законодательства. Что создаст им необходимую рекламу в СМИ.

Недовольство сверху и недовольство снизу
Есть еще одна причина для недовольства «новым порядком» внутри элиты. Это – возможность Януковича теперь избавляться от неугодных министров и высших чиновников без минимального согласования своих действий с кем бы то ни было. Если теперь нет коалиции, то и коалиционное правительство теряет смысл. Литвином и коммунистами попользовались даже быстрее, чем они сами предполагали.
Этот факт, с одной стороны, усиливает имидж Януковича как борца с коррупцией и неэффективным управлением, «невзирая на лица». С другой стороны, члены ПР также теперь не могут быть минимально застрахованы от президентского произвола, потому как многие из них имеют несчастье принадлежать к группировкам внутри «регионалов», недовольных исключительным приближением к новому монарху группировки Левочкина – Фирташа.
При этом степень недовольства олигархата не стоит преувеличивать. Если Янукович не начнет явно запускать в Украину большой российский бизнес, олигархическое сообщество будет вполне удовлетворено. Зато для внутрикулуарной борьбы настанет золотое время. Ясно, что доминирование Фирташа и прочих не может быть вечным. Хотя и будет достаточно долгим. К тому же, ожидать от «короля Виктора Первого» гарантий, что российский капитал все же не придет и не овладеет стратегическими активами страны, невозможно. Олигархат это понимает. Как только такая ошибка будет Януковичем допущена – против него начнется такая же кампания, как и против Кучмы.
Пока что недовольство крупного бизнеса не так явно выражается еще и по причине нового Налогового кодекса, который этому самому бизнесу благоприятствует. Рискнем предположить, что такая редакция кодекса – специальный подарок Януковича олигархам в преддверии отмены конституционной формы. Ликвидация малого и урезание среднего бизнеса должно лишить «крупняков» конкуренции. Однако и здесь не все так гладко. Прохождение кодекса через парламент будет сопровождаться серьезной волной лоббизма со стороны отдельных групп, заинтересованных в определенном виде бизнеса.
Что касается народа, то вот ему, как обычно, уж точно ничего не светит. Особенно если выборы парламента отложат до 2015 года, и хоть как-то высказаться на тему истинной любви к власти станет практически невозможно. Отныне все жесткие реформы будут проводиться без минимальной оглядки на мнение страны. Все провалы Янукович будет списывать на плохих исполнителей. При этом ограничений в давлении на малый бизнес, в пенсионной реформе, в повышении газовых цен не будет – просто потому, что власть лишается опасений за свое будущее. Тем более жестко будут поступать в вопросах идеологии и культуры. Что лишний раз обостряет настроения тех, для кого эти вопросы важны. И создает еще один повод для тлеющего недовольства.
Одним словом, все страхи, которыми нас пугали по поводу мотиваций и амбиций «сине-белых» в 2004-м году, становятся реальностью. С тем исключением, что особых акций сопротивления не будет. Пока что. Отмена политреформы как раз не может быть постоянной основой стабильности. Слишком много у нее оппонентов, да и власть начинает впадать в явное «головокружение от успехов». Протестные настроения просто нужно будет умело оседлать. И направить в нужное русло.
Некогда Людовик XIV в ответ на требования уважать права парламента заявил, что «государство – это я». Его преемник, уже XV-й, сказал иную известную фразу: «после нас – хоть потоп» Он имел в виду (в прямом и переносном смысле) уже недовольство не только парламентариев, но и народа. И как угадал: следующий, XVI-й, Людовик по таким же принципам прожил недолго – отправился на гильотину вместе с купой приближенных министров и крупных буржуа-откупщиков.
Движущими силами Французской революции, напомним, были мелкая и средняя буржуазия, а также ободранный до последней нитки народ…
Так что если Конституционный суд оказался машиной времени, то как бы он не вызвал 1 октября 2010 года духов времен более ранних. По Украине начинает бродить признак анархии. Которая, как известно, рождается именно в недрах монархий.

Сергей Вершков, специально для сайта Kontrakty.ua

Статьи по теме
Не лише Patriot. У Повітряних силах розповіли, поставок яких засобів ППО чекає Україна
Не лише Patriot. У Повітряних силах розповіли, поставок яких засобів ППО чекає Україна

Україна потребує поповнення засобів ППО для відбиття російських ударів. Від партнерів очікують поставок систем середнього та малого радіуса дії.
вчера, 19:36 — 186

У Севастополі на ремонті стоять три великі десантні кораблі РФ
У Севастополі на ремонті стоять три великі десантні кораблі РФ

У тимчасово окупованому Севастополі на ремонті стоять одразу три великі десантні кораблі Чорноморського флоту Росії, а також сторожовий корабель класу "Тарантул".
вчера, 19:16 — 491

В Україні збільшать чисельність прикордонників: яка причина
В Україні збільшать чисельність прикордонників: яка причина

До кінця року загальна кількість прикордонників в Україні становитиме до 75 000 осіб.
вчера, 17:54 — 248