Контракти.ua

17671  —  22.09.10
Восточные мудрости: как Янукович будет развивать азиатский вектор
Восточные мудрости: как Янукович будет развивать азиатский вектор

Два визита главы украинского государства в азиатские страны – Казахстан и Китай – показали, что у Януковича просыпается чувство многовекторности. То, что наш президент прокладывает вектор на Восток, тоже вполне символично: с азиатами проще работать, не объясняя им значения слов «откат» и взятка, да и вертикаль власти у них вполне аналогичная. Договориться с первыми лицами в этих странах означает договориться на все сто. К тому же, и Казахстан и Китай – государства с явно выраженными экспансионистскими экономиками. Огромный красный дракон и степной барс, будучи соседями, уже сотрудничают между собой. Украина хочет вписаться в их дружбу как равноправный партнер. Несмотря на грозное око Саурона, гнездящееся в Москве.

 

Китай: любовь за деньги
Визит в поднебесную Януковичу явно понравился. Тут его никто не «песочил» за свободу слова, как на Западе, и не показывал ему место, как в Москве. Все было в рамках и стандартах управляемой демократии, которой в коммунистическом Китае владеют более чем искусно. Глава украинской державы так проникся китайским гостеприимством, что предложил тамошней Компартии дружить с Партией регионов. Видимо, дружбы с «Единой Россией» ему мало. Не показательно как-то. Лучше поучиться у тех, кто смыслит что-то в реальных, а не бумажных, экономических прорывах. С учетом усиливающегося китайского фактора на территории самой России – тем более мудрое решение. Стало быть, Азаров, как глава ПР, скоро может поехать в Китай – учиться у красных товарищей уму-разуму. Но Николаю Яновичу, как человеку старой закалки, такие науки осваивать – дело привычное. По итогам можно ожидать появление в Украине сине-белой книжечки цитат Проффесора – по аналогии с «Красной книжечкой» Председателя Мао.
Но это так, сантименты. В экономике же все было предельно прагматично. Китай приглашен к развитию энергетических проектов в Украине. Приобретение буровой платформы для добычи углеводородов в шельфе Черного моря (стоимостью в 200 млн долларов) и строительство парогазовой станции в крымском Щелкино (700 млн долларов) будут основными из них.
Главным проектом, в который китайцы вкладываются «уже сегодня», станет строительство железнодорожного сообщения между Киевом и аэропортом Борисполь. Соглашение, подписанное между руководством Борисполя и «Китайской национальной корпорацией машинной индустрии и генеральных подрядов», дает возможность Украине получить кредит в объеме около 1 млрд долларов. Соглашение предусматривает строительство железной дороги протяженностью 8 км от Киева в Борисполь, сооружение взлетно-посадочной полосы в аэропорту, строительство четырех вокзалов и обеспечение электропоездами. Средства на строительство железной дороги предоставляют Китайский Банк развития и Индустриально-коммерческий банк Китая. Этот проект, к слову, уже назван в числе приоритетных национальных проектов, озвученных Януковичем в конце августа. Только резонно спросить: какой же он национальный, если речь идет об одно Киеве, и реально его эффект смогут ощутить не более 5% населения страны – те, кому очень актуально ездить в аэропорт на электричке, гордо именуемой «Воздушным экспрессом»?
Китайцы выделяют и деньги на развитие украинского школьного образования и оснащение учебных заведений компьютерной техникой. 3,7 млн грн нашим школам явно кстати. Если не можешь сам обеспечить свои школы – их снабдят китайцы.
Также был подписан договор между украинским «Укрэксимбанком» и соответствующими финансовыми организациями КНР о кредитовании экспорта на взаимовыгодных условиях. Одновременно Янукович озвучил готовность Украины принимать участие в некоторых китайских программах. «Мы готовы развивать инфраструктуру некоторых регионов, городов Китая, наши специалисты с нашими технологиями и нашими возможностями. Не потому, что нам в Украине тесно, а потому что мы должны пропагандировать Украину», - отметил он.
Китайцы, в свою очередь, будут привлекать наших специалистов и компании к проекту развития своих депрессивных северных и западных регионов.
С учетом того, что Китай – первый, кто выдал Украине наличными деньгами 1,89 млрд долларов, можно говорить о начале внедрения китайского капитала в нашу страну. Сейчас речь идет о проектах на 4 млрд долларов. Китайцы имеют шанс одним из базовых стратегических инвесторов Украины эпохи Януковича. Самодостаточность и независимость экономического развития КНР означают, что, безотносительно к перманентному кризису западной экономики, у Украины появляется надежный союзник. Который, к тому же, не претендует на поглощение главных активов нашей страны. Есть, кого противопоставить россиянам, которые становятся серьезной головной болью отечественных олигархов.
Китайская экономика – вторая в мире по объемам роста. И при этом китайцы готовы делать инвестиции и давать кредиты без политической составляющей. Разве только появится на наших улицах и рынках все больше и больше жителей империи красного дракона. Согласно аксиоме, китайцы не появляются в одиночку. Китаец – существо групповое. Но, слава географии, мы не имеем границ с Поднебесной. Что означает отсутствие у Китая территориальных и прочих претензий.
Через Украину Китаю выгодно выйти на рынок Восточной Европы. Через Киев для Пекина пролегает дорожка и в Беларусь. Китай выходит и на Черное море. Мы, как оказалось, нужны Китаю. В том числе и потому, что нашу власть «желтая опасность» никак не напрягает. Наоборот, железный китайский порядок при наличии внушительных экономических достижений ее только бодрит и вдохновляет.

Казахстан: фиги в кармане

С тех пор, когда во время майского визита Дмитрия Медведева украинские олигархи услышали четкое «нет» на попытки пробиться к туркменским трубам, их начал очень беспокоить Казахстан. Хитрый Назарбаев, остающийся на постсоветском пространстве главным другом РФ, при всем этом готов продавать свои ресурсы всем желающим. Как минимум, возобновлять старые связи. Вот и Януковичу удалось договориться о транзите 6 млн т казахской нефти ежегодно и поставке на украинские НПЗ еще 2 млн т.
При этом неизвестен ответ на главный вопрос – а что думают по этому поводу в Кремле? И Украина, и Казахстан не уточняют, существует ли какое-либо соглашение с Москвой о транзите казахской нефти. Через Украину транзит этот остановился в феврале, когда «КазТрансОйл» отказалась экспортировать сырье в Восточную Европу по южной ветке нефтепровода «Дружба», переориентировав поставки на Польшу через Белоруссию. В случившемся казахи обвинили «Укртрнаснафту», переведшую тарифы на прокачку нефти из доллара в евро, что увеличило ее стоимость на 20-25%. Ныне же Минтопэнерго готов к возобновлению транзита, уточняя, что разница в тарифах составляет всего 4%.
При этом «Укртранснафта» по-прежнему остается главным оператором по прокачке нефти. Поэтому Россия совершенно не горит желанием открывать транзит по своей территории: 2 млн т казахской нети должны будут пойти на Кременчугский НПЗ, акции которого были отобраны у татарских акционеров. Дело в том, что казахская нефть – достаточно жесткая, и российские НПЗ не могут ее перерабатывать. Кременчуг является для казахов спасением, и именно поэтому от претензий на возобновление акционерного контроля над россияне не откажутся. Компромисс здесь возможен только при условии нового заведения русских в активы завода – возможно, не на 56% акций, как раньше, а в трехстороннем участии с казахами.
Есть у Москвы причина для недовольства и более геоэкономического характера. Казахстан уже несколько месяцев добивается у России доступа к трубопроводам. Добивается, кстати, в союзе с белорусами. Москва отвечает «союзникам» отказом. Теперь же Назарбаев попробует заручиться в этом вопросе поддержкой Украины, успокаивая Москву хитрыми трехсторонними комбинациями.
В принципе, соглашение с Казахстаном позволит Украине загрузить систему отечественных нефтепроводов, работающих сейчас менее чем на четверти мощностей. Тем более, с учетом того, что в следующем году Россия введет в эксплуатацию вторую балтийскую трубопроводную систему, и нефть со старой «Дружбы» будет перекинута на новые маршруты, после чего украинская система столкнется с угрозой остановки.
Многострадальному нефтепроводу «Одесса – Броды», похоже, снова при этом ничего не «грозит» (сейчас по нему прогоняют оставшиеся малые объемы российской нефти). Более рационально прокачивать казахскую нефть по Приднестровским нефтепроводам, загруженным максимум на 20%. «Одесса – Броды» выгоднее загружать венесуэльской нефтью для прокачки на Беларусь: Лукашенко подписал соглашение с Чавесом, и сейчас нефть к сябрам доставляют железнодорожными цистернами. С учетом расширения контактов Венесуэлы и Беларуси, маршрут «Одесса – Броды» может быть оптимальным как раз для этого направления.
Выдал Казахстан Украине и газовый аванс. Аванс содержал два туманных обещания – возобновить газовый транзит через Украину и допустить нас к месторождениям на своей территории. Однако никакой конкретики Назарбаев не озвучил.
Оно и понятно – газовые трубы из Казахстана проходят по территории России. И, даже будь у «Нафтогаза» средства для амбициозных зарубежных проектов, качать газ пришлось бы через российскую территорию. Так что Янукович рискует получить отказ и Москвы, и тогда наши многовекторные потуги окажется лишь пустыми намерениями.
При этом стабильность внутреннего развития действительно делает Казахстан одной из самых инвестиционно привлекательных и амбициозных стран «новой Азии». Казахи, копируя опыт Японии и Китая, заимствуют передовые технологии, и на их основе создают новые отрасли – практически с нуля. В числе таких проектов находится и самолетостроение. В этом случае у Украины есть реальный шанс опередить россиян. Казахстан готов к созданию совместных предприятий на основе технологий «Антонова». Согласно вице-премьеру Андрею Клюеву, казахи сейчас заинтересованы в самолетах Ан-158 и Ан-74.
К слову, еще в 2005 году был подписан контракт на самолеты Ан-148 «антоновской» сборки, но в безалаберную эпоху Ющенко выполняться он так и не начал. Мешали тому и россияне. Теперь Казахстан, пользуясь примирением Украины с Россией и приходом к власти законченных прагматиков, снова вышел с предложением о заведении к себе украинских технологий на базе киевского АНТК. Украина уже имеет опыт подобного сотрудничества с Ираном. С 1996 г. мы производим для персов Ан-140. Возникшие там сложности были обусловлены изначальными просчетами менеджеров, согласно которым стоимость затрат на обучение местных специалистов, равно как и множество иных расходов, не были учтены при первоначальной договоренности. Этот негативный опыт можно учесть при подписании договора с Казахстаном, для начала запустив уже существующий контракт. Астана заинтересована в практически всей продукции «Антонова», и такой жирный кус отечественному авиапрому перепадет еще не скоро.
Кроме того, Украина договорилась с Казахстаном о производстве ядерного топлива на своей территории. Дело в том, что Казахстан – крупнейший поставщик урановой руды в мире, но обогащать ее казахам негде. Россия, месторождения которой истощаются, уже создала с Казахстаном совместное предприятие по обогащению урана на российской территории с разделом готовой продукции. В ядерном вопросе Украина выразила согласие с придуманной казахами схемой. «Это будет совместный проект «России, Казахстана и Украины на равных условиях, где каждая сторона будет иметь 33% в этом проекте. … Мы готовы строить объекты этой инфраструктуры. Я имею в виду строительство одного из заводов», — сообщил украинский президент.
На встрече Януковича и Назарбаева с украинскими бизнесменами были озвучены и иные инициативы. Например – о нашем участии в строительстве на территории Казахстана машиностроительных комбинатов. Оборудование и кадры может предоставить Новокраматорский машиностроительный завод. Сотрудничать планируется и в космической сфере: согласно Назарбаеву, «космодром «Байконур» будет стартовой площадкой для ракетоносителей «Днепр» и «Зенит».
Стремление казахов сохранить привлекательность своего космодрома понятна: с 2018 года Россия полностью уходит на собственные космодромы и прекращает платить Казахстану за использование Байконура. Так что казахам остается присматриваться к Украине, которая до сих пор обладает некоторой космической отраслью. Сейчас мы для казахов – самая логичная замена на Байконуре. При этом без России все равно не обойдется – транспортировать ракеты с Украины в Казахстан придется через российскую территорию.
Всего в ходе этой встречи, как сообщил Андрей Клюев, было подписано 10 контрактов на сумму более 110 млн долларов.
Казахское направление для Украины перспективно и в связи с «китайским прорывом». В Казахстане сейчас строят железную дорогу «Западный Китай – Европа», которую планируют закончить в следующем году. Украина может «подключиться к этой дороге и выйти на Китай» - завлекает перспективами казахский президент. Правда, не совсем ячное, каким образом. Дорога является частью глобального транспортного коридора TRACECA между Роттердамом и Шанхаем. Участок между Роттердамом и азиатской частью Турции уже построен. Далее она пройдет через восточнотурецкий Карс и Грузию на Баку, откуда, через паромную переправу, открывается прямой путь в Поднебесную империю. Но Украина географически в проект никак не входит.

* * *

Поворот в Азию может стать первым шагом на пути изменения геополитических и геоэкономических приоритетов страны, итогом которого станет разворот Украины на Восток – как в экономическом, так и в геополитическом плане. Раз в «золотой миллиард» нас не берут и не собираются – значит, нужно искать партнеров среди тех, кто формирует свой мир вне евроатлантической системы. Так как ближайшим и главным для нас в числе не-западных держав является Россия, резонно искать ей противовесы и альтернативы в этом же кругу государств. И Казахстан, и Китай позволяют стать участниками уже не треугольника – совместно с Россией, а даже некого квадрата отношений, где Украина может, как минимум, выбирать между союзниками и лавировать в своих интересах. Что, при угрозе российского захвата нашей экономики, выглядит более чем разумным решением.
Собственно, Восток нынешней команде управленцев ментально всегда был и будет ближе, чем Запад. Крах евроатлантистских устремлений оранжевого периода только подтверждает извечную мудрость, согласно которой демократия появляется и исчезает, а восточные ценности и подходы к жизни – вечны. Мы возвращаемся в Дикое поле, откуда открываются дали Азии. К тому же, имея союзниками авторитарные страны Востока, легче строить и у нас аналогичное по структуре и проявлениям государство. Корпоративизм, который пытается внедрить нынешняя власть, при этом отличается и от Казахстана, и от Китая – в худшую сторону. Там, при всех суровых идеологических зажимах, средний и малый бизнес могут дышать много свободнее, что лишний раз заставляет их петь осанну властям своих государств. У нас же контакты и с Казахстаном, и с Китаем принесут пользу лишь большому бизнесу и группе распределяющих чиновников. В перспективе Украина может получить некоторое количество новых рабочих мест. Но это – пока все, что видится сквозь рассуждения о выгодности стратегического поворота в Азию. Выгодно-то оно выгодно, но лишь олигархату. Мысля большими категориями, власти снова забывают о рабочих лошадках экономики – о малом и среднем бизнесе, которому от договоров с азиатскими гранатами не холодно, не жарко. А от политико-ментального разворота на Восток – еще и тоскливо. Потому что перспектива пока все та же – будут давить…
В Казахстан, что ли, эмигрировать?

Текст: Виктор Серов, специально для Контракты.UA


Статьи по теме
ЗСУ виявили китайські міни на залишених росіянами позиціях: експерт оцінив знахідки
ЗСУ виявили китайські міни на залишених росіянами позиціях: експерт оцінив знахідки

Експерт прогнозує, що це могли бути як прямі постачання з Китаю, так і через треті країни.
28.11.23 — 1360

США попередили Китай про
США попередили Китай про "червоні лінії" у війні проти України

Посол США в ООН Лінда Томас-Грінфілд заявила у неділю, що Китай перетне "червону лінію", якщо вирішить надати летальну військову допомогу Росії у війні проти України.
20.02.23 — 737

Зеленський позбавив громадянства Табачника, Клюєва та інших експосадовців часів Януковича
Зеленський позбавив громадянства Табачника, Клюєва та інших експосадовців часів Януковича

Причинами позбавлення громадянства цих осіб стала наявність у них російських паспортів.
06.02.23 — 715