Самопроголошені республіки "ДНР" та "ЛНР", окупаційна адміністрація Херсонщини та окупаційна адміністрація захопленої росіянами частини Запорізької області призначили "референдуми" про входження у склад Росії та назвали дати їх проведення - 23-27 вересня. Що це значить і чим загрожує? Огляд думок.
Максим Розумний, журналіст
Путін (чи хто там вже насправді керує) піднімає ставки. І це значить, що часу в них уже немає.
Алексей Копытько, общественный деятель
Вскрики о немедленных (!) референдумах в «ЛДНР» с информационным прикрытием в российских федеральных СМИ – это признак истерики в Москве и одновременно попытка одной из российских группировок побудить бункерного вождя хоть к каким-то действиям.
В Москве реально боятся, что в течение месяца успешная оборона «по Осколу» может закончиться блестящей обороной по Айдару, если не по Деркулу. С автоматической потерей Лисичанска, залитых кровью руин Северодонецка и Рубежного.
Случиться это может аккурат к юбилею Путина. Вот уж правда, день рождения – грустный праздник будет.
Поэтому сейчас Путина толкают к обострению как минимум на уровне риторики. Наступление украинских войск на Харьковщине поставило московские группировки в тупик, вызвало растерянность. Обратите внимание: ключевые спикеры РФ просто исчезли из эфиров. Конкурирующая группировка открыто троллила Медведева на эту тему. Мол, замолчал Медвед, не жгёт больше. Да и сам Путин сник, бормотал что-то невнятное.
В отсутствии чётких команд вертикаль начинает буксовать и рушиться. Вакуум начинают заполнять кадыровы, пригожины и аксёновы.
Те, кто не хочет сгинуть под обломками, сейчас толкают президента РФ разжечь пожар побольше.
«Немедленный референдум» - это угроза аннексии без всяких реверансов и игр в народное волеизъявление. Фактическое признание военного поражения. С таким же успехом можно было провести «референдумы» до 24 февраля. Для России было бы меньше издержек.
Использование «референдумов» для ядерного шантажа фактически сужает манёвр РФ до одной опции, в случае задействования которой российская элита на пару поколений станет законной целью.
Злоупотребление угрозами (не говоря уже о возможном «включении» «ЛДНР» в РФ) закрывает путь к переговорам. Без которых страдают другие российские группировки.
Де-факто инициатива о «референдумах» в нынешнем контексте может стать открытием «третьего фронта» под коврами в московских «центрах принятия решений».
Нам своє робити.
Юрий Касьянов, военнослужащий и блогер
Ну вот, начинается самая интересная часть кровавой путинской пьесы. Так называемые "общественные палаты" так называемых "народных республик" (ЛНР и ДНР) обратились к так называемым "главам республик" с нижайшей просьбой незамедлительно провести референдумы о вхождении ДНР и ЛНР в состав России.
Ощущая спинным мозгом надвигающуюся полную военную катастрофу, Кремль дал отмашку своим марионеткам на проведение фейковых "референдумов" на оккупированных территориях. Цель проста - объявить Донбасс территорией России, чтобы защищать награбленное всеми доступными средствами - от всеобщей мобилизации до ядерного оружия.
Ну, всеобщая мобилизация - это вряд ли. Это смертельный номер для путинского режима, потому что умирать за "деды воевали" мало кто хочет в доморощенной империи. А вот тактическое ядерное оружие - вполне возможно. У России есть ядерные боеприпасы к гаубицам - мощностью до 2,5 килотонн, есть ядерные авиабомбы и боеголовки для "Искандеров" покрупнее...
Вполне вероятно, что Путин пойдёт ва-банк: ударит, например, по скоплениям наших войск, по опорным пунктам, по военным базам на линии фронта - 10-20 ядерных боеприпасов малой мощности "для защиты России" в полном соответствии с "конституцией" эрфэ... Или шандарахнет по электростанциям, электроподстанциям, "центрам принятия решений"...
Как утверждают российские империалисты в своих пабликах - "отступление из Украины означает гибель для России". Поэтому - гулять так гулять на ядерном пепелище...
Что делать нам?.. - Не дрейфить. Подготовиться к любому, самому страшному варианту развития событий. Рассредоточить войска. Обеспечить быстрое переподключение системы электроснабжения. Принять контрмеры по своевременному выявлению и превентивному уничтожению оружия массового поражения.
Главное - не останавливаться. Сердце Кощея, как известно, в яйце. А яйцо - в Москве.
Не стоит отмахиваться от угроз, которые несут псевдореферендумы на оккупированных территориях.
Враг уже давно наплевал на все нормы международного права, на все договора о признании границ, уважении территориальной целостности - это понятно. В этом ничего нового... Но где-то там, в глубине имперской канцелярии нового фюрера, ещё придерживаются формальностей.
Скорое (через неделю, вероятно) "присоединение" Донбасса (и не только) означает официальное объявление войны и демонстрирует готовность Кремля применить ядерное оружие "для защиты России".
Абсурдность, не говоря уже о законности таких "референдумов" сбивает с ног. Обсуждать тут нечего, это работа для психиатров.
Но лично я не сомневаюсь, что угроза применения тактического ядерного оружия реальна как никогда. У Путина нет другого выхода - победить на поле боя он не может, международная изоляция усиливается, крах экономики неизбежен, это только вопрос времени.
Применение тактического ядерного оружия по нашим войскам на линии фронта и по тыловым базам - это, по плану кремлевского сумасшедшего, способ усадить коллективный Запад за стол переговоров, вариант окончания войны на выгодных для империи условиях.
В Кремле уверены, что никто не впишется за Украину, не ответит тем же. И это правда. Никто не станет бомбить Москву атомными бомбами. Украина не страна НАТО, и американский "ядерный зонтик" над нами не раскрыт.
Но никто и не откажется от поддержки Украины. Это тоже правда. Наоборот. Если такое случится, если Путин перейдёт красную черту, Вооруженные силы Украины станут разящим мечом всего цивилизованного мира. Мы готовы идти до конца.
Пусть только попробует.
Лукашенко "поручил правительству готовиться к военному времени".
Какое совпадение! - В это же самое время марионетки на оккупированных территориях "неожиданно", по команде захотели в Россию; Госдума экстренно принимает законы по мобилизации; а Медведев снова грозит ядерным оружием.
Веселье только начинается. И усатый решил таки поучаствовать. Велкам! Пи@ды получат все.
Вадим Денисенко, журналіст і політик
Референдуми в ЛДНР, як примушування Путіна до…
Громадська палата «ЛНР»завернулась до своего гауляйтера провести референдум про вхождения в РФ (хоча 2 тижні тому вони відмовилися від цієї ідеї).
В терміновому порядку Симоньян це підтримала, бо «це розв‘яже руки в СВО».
Потім лугандони заявили, що референдум - це про далеке майбутнє. А ще за годину громадська палата т.зв. ДНР стала теж вимагати референдум. Кремль мовчить. Симоньян продовжує біснуватися.
З великою долею імовірності, можна говорити, що феесбешники «качають» Путіна, щоб той зробив щось більш рішуче (мобілізація, активація бойових дій, зачистка еліт). Просто, щоб ми всі розуміли: всі дні харківського наступу Путін мовчить. Система не отримує вказівок і живе в своїх здогадках.
Насправді, наступні дні можуть стати дуже цікавими, адже Путін давно вже не знав, що таке внутрішні конфлікти.
Одним словом, поп-корн не завадить. Ще чого доброго, вони переворот зроблять і Медвєдєва в президенти поставлять. Поки, це жарт, якщо що)
UPD 1. Партія війни, де-факто перемогла в РФ. Вони переграли Путіна, який довго не хотів приймати рішення. По суті, він вперше перестав бути альфа-самцем. До чого це призведе сказати важко.
2. В РФ чітко зрозуміли, що Європа не піде на енергетичний шантаж і жодного економічного козиря для примушування до переговорів в Росії немає.
3. До середини наступного тижня будуть проведені референдуми на окупованих територіях і РФ лякатиме всіх ядерною війною, якщо будуть продовжуватися бойові діі на окупованих територіях. Ніякої ядерної бомби вони, звичайно, не застосують, але будуть вимагати переговорів.
4. В Росії проведуть часткову мобілізацію. На першому етапі до 50 тисяч (більше - можуть бути бунти і, головне, немає навіть зимового одягу). Задача мобілізації: будь-якою ціною стримати фронт протягом зими і накопичувати резерви (додаткові 100-150 тисяч резервістів). Хоча це все гладко на папері. Життя внесе свої корективи.
5. Візит Патрушева в Китай, судячи з усього був присвячений саме анексії територій - потрібно було зрозуміти позицію Китаю. Поки ми не розуміємо чи даватимуть китайці зброю. Сподіваюся, що на першому етапі - ні.
6. Чи повірить США та ЄС в шантаж Росії поки сказати складно. Це одне з найважливіших питань для нас.
7. В Росії зараз почнеться етап ще більшого закручування гайок. Поки слабо віриться в бунти. Наразі, єдиним пасіонарним прошарком, готовим до боротьби з владою є ультранаціоналісти. Ліберали налякані. Ті, хто сумнівається, навряд чи почнуть якісь виступи.
А ми, маємо воювати.
Игорь Тышкевич, политолог
"Референдумы" или Путин максимально поднимает ставки.
/но если шантаж не сработает, максимально осложняет себе жизнь/
Итак, в так называемых ЛДНР с 23 по 27 сентября пройдут "референдумы" о присоединении к РФ. Аналогичное действо вероятнее всего будет организовано и на оккупированных частях Запорожской и Херсонской областей. Могут даже попытаться нечто подобное сделать в оставшихся под оккупацией сёлах Харьковской.
То, что сегодня уже 20, и "голосование" пройдёт даже без ширмы подобия на электоральный процесс Путина не смущает. Он спешит и пытается максимально поднять ставки? И тому есть несколько причин:
1. Шантаж с использованием тем энергоносителей, радиационной угрозы, дестабилизации рынка продовольствия не даёт результатов.
2. Зона влияния РФ и её политический вес начали таять. Это наглядно продемонстрировал форум ШОС, ставший холодным душем для Путина. Даже «ближайшие союзники» начали дрейф от России. Если этот процесс не остановить, через 6-8 месяцев может быть поздно. Остановить можно было бы демонстрацией силы — успехами на фронте. Но там всё печально для России.
3. Российская агитационная машина так и не смогла объяснить населению что произошло в Харьковской области. Удобной «формулы поражения» которую можно представить как «победа нет». Более того, даже тезис о «передислокации» уже развалился: оккупанты заявляли про стабилизацию по реке Оскол, но ВСУ уже давно форсировали эту водную преграду.
4. На этом фоне необходимо «кинуть кость» радикалам. А, с другой стороны, дать образ «победы» для населения. Формат некоего аналога «Крымнаша», по мнению кремлёвских технологов, может сработать.
5. Попытка вынудить ВСУ начать новую фазу наступления несколько раньше запланированного (на протяжении ближайших 2 недель) и, тем самым, создать предпосылки для частичной неудачи кампании. Это позволит попытаться вернуть инициативу и сгладит негатив от провала на Слобожанщине.
6. Если позитива по п.5 нет, то объявление территорий «своими» создаёт предпосылки говорить уже не о «СВО» а о «войне». Дескать, Украина «атаковала» РФ и, как следствие активизировать мобилизационные мероприятия.
7. Это «час Ч» для тех, кто называет себя союзниками России. ОДКБ, как минимум, Беларусь. Тот же тезис: РФ объявляет территории «своими» и заявляет об атаке «российской территории», пытаясь задействовать пункты договора о коллективной безопасности.
8. Референдумы создают новую тему «приглашения к разговору», по крайней мере часть государств ЕС. Россия угрожает масштабированием «конфликта» (как войну до сих пор называют ряд политиков) и пытается начать обсуждение как «не допустить этого».
Одним словом, Путину нужна заморозка войны с позитивной повесткой и компромиссы со стороны Украины. Логику уже объяснял. Кратко повторю: стабилизация своего положения (власть), восстановление боеспособности и подготовка к следующему этапу. При этом расчёт, что «заморозка» вызовет политический кризис в Украине и уменьшит объёмы внешней поддержки. Соответственно, можно возвращаться к теме войны через 5-6 месяцев, но уже с другим балансом сил.
Однако, в реальности выбор у Путина между плохим и очень плохим. Ничего не делать — означает ожидать очередной оплеухи от ВСУ, видеть рост недовольства радикалов и терять имидж «военачальника, вождя».
С референдумом тоже риск. Пропустить очередной удар от ВСУ, например, сразу после объявления результатов «за Россию» — масштаб (и эффект от) такого поражения будет в разы бОльшим, чем уже наблюдали по Харьковской области.
И, наконец, есть ещё один аспект. А если шантаж и повышение ставок не сработает? Совсем. То есть РФ объявляет о «присоединении», но на диалог никто не идёт, оккупацию и «рост территории России» не признают. ВСУ наносит удары. РФ просит помощи у ОДКБ и… получает отказ. Согласитесь, странам Центральной Азии, Армении совсем не с руки влазить в российскую авантюру.
Остаётся Лукашенко? Кремль будет давить, понимая, что втягивание Лукашенко частично решит вопрос времени для проведения мобилизации. Но и там есть свои «но». В частности оглядка на позицию Турции (а Эрдоган может и не признать «референдумы. Точнее, вероятнее всего не признает) и Китая (для которого такая авантюра тоже выглядит «не слишком красиво»). И, наконец, есть такая вещь как настроения внутри страны. Лукашенко прекрасно понимает, что залезть глубже в российскую авантюру означает создать реальную перспективу потерять власть достаточно быстро. А возможно и жизнь.
И вот такой вариант (с отказом ОДКБ и непризнанием) будет означать для Путина крах. Тут и теперь. Потому что создаваемая долгие годы политическая конструкция внешнего влияния РФ рассыпется. А Кремль продемонстрирует неспособность мобилизовать на своей стороне даже государства, которые воспринимались как российские сателлиты. Удачные действия ВСУ на фоне таких процессов будут сродни забиванию последних гвоздей в гроб с «трупом» восприятия РФ как «империи» или, даже регионального лидера (не говоря уже о статусе глобальной державы).
Сергій Бережний, журналіст
Довідка. "Референдум" про приєднання до Росії було проведено у Придністров'ї 16 років тому – 17 вересня 2006 року. Порахували, що 98% за приєднання. І що? І все.
Владимир Фесенко, политолог
Все заявления российских «фигурантов» о срочном проведении "референдумов" на оккупированных территориях, а также внесение законодательных изменений о «мобилизации» - это проявление истерики и паники вследствие поражений российских войск в Украине. «Все пропало», «надо что-то делать» — вот основные психологические мотивы этих заявлений и решений. В кремле боятся цепной реакции деморализации и бегства своих вояк. Вот и пытаются придумать какие-то «предохранители».
Раз пришлось так срочно принимать законы о криминальной ответственности за «самовольное оставление места службы, дезертирство», «добровольную сдачу в плен», «уклонение от службы», «утрату военного имущества», «неисполнение воинского приказа», значит такие проблемы приобрели массовый характер. А если они начнут еще и массовую мобилизацию, то подобных проблем станет еще больше.
Эти «референдумы» собираются провести уже через три дня. Естественно – это будет банальная имитация и махинация. И в юридическом, и в политическом смысле эти псевдореферендумы не будут иметь никакого значения (как говорят юристы, будут никчемными), и для Вооруженных Сил Украины они не станут препятствием в их действиях по освобождению украинских земель, оккупированных российскими захватчиками.
Спившийся Димон (экс-президент рф д.медведев) своими истерическими заявлениями хочет напугать не нас, а Запад. Это попытка напугать европейцев угрозой эскалации войны, что, по его мнению, должно привести к усилению давления Запада на украинское руководство с целью принудить Киев к переговорам с кремлем. Но в итоге кремль скорее напугает своих собственных граждан, которые, при всей своей лояльности путину, воевать в Украине не хотят.
В заключение напомню предупреждение Президента Зеленского – проведение псевдореферендумов на оккупированных территориях будет означать, что ни о каких переговорах з россией не может быть и речи. Нынешняя война окончательно примет бескомпромиссный характер.