Прочитав статью, вы узнаете необычные факты о шинных брендах из Америки, например, BFGoodrich, Cooper, Firestone и др.
Америка всегда поклонялась «людям, которые сделали себя сами», предприимчивым людям, добившимся славы и богатства своим трудом. Также такие люди основали известные за рубежом шинные бренды.
Б. Ф. Гудрич – врач, ставший изобретателем
Бенджамин Франклин Гудрич родился 4 ноября 1841 г. Он вырос на ферме в Рипли, штат Нью-Йорк, и, несмотря на тяжелое детство, потерял обоих родителей в возрасте 8 лет; позже за ним присматривал дядя — он закончил школу, потом изучал медицину в Кливленде, потом хирургию в Пенсильванском университете. После чрезвычайного стажа работы хирургом на фронте Гражданской войны он обнаружил, что ему надоела медицина, и он вернулся в Пенсильванию, чтобы заняться недвижимостью.
Он обнаружил свое истинное призвание незадолго до того, как ему исполнилось 30 лет. Сначала в результате соглашения с Чарльзом Гудиером он купил Hudson River Rubber Company, а через год, не испугавшись первой неудачи в бизнесе, переехал в Акрон, штат Огайо, где основал BFGoodrich Corporation и стал настоящей личностью в столице американской шинной промышленности. Он был первым человеком в Акроне, у которого был телефон — он получил его в подарок от самого Александра Грэма Белла в 1877 году. Он обеспечивал связь между домом Гудрича и его фабрикой.
Согласно легенде, Гудрич изобрел одно из своих изобретений, когда однажды зимой увидел, как дом его друга сгорел дотла, потому что во время тушения пожара кожаные пожарные шланги замерзали и лопались, когда из них вытекала вода. Так у предпринимателя родилась идея резинового шланга с хлопчатобумажным поясом, который был бы не только морозостойким, но и более гибким и прочным. Среди ассортимента каучуков, предлагаемого BFGoodrich в конце XIX века, были шины – сначала для велосипедов, затем и для автомобилей. Бенджамин Франклин Гудрич, к сожалению, не увидел впечатляющего бума в автомобилестроении — он умер в возрасте всего 46 лет, в 1888 году.
Ай Джей Купер – человек многих талантов
Многие американские истории из шинного мира связаны с городом Акрон, известным как мировая столица этой отрасли (сто лет назад Акрон производил треть всех резинотехнических изделий, включая автошины, по всей Америке!). Спустя почти три десятилетия после смерти Бенджамина Франклина Гудрича в том же месте деловая пара Джон Ф. Шефер и его зять Клод Э. Харт купили небольшую производственную компанию M&M, которая специализировалась на производстве материалов для ремонта шин. В 1917 году Шефер и Харт приобрели другую компанию — Giant Tire&Rubber Company. Вскоре после этого ее директором стал Айра Дж. Купер, торговец автозапчастями из Цинциннати. Это его имя до сих пор появляется на вывеске Cooper Tyres.
Купер пришел в шинный бизнес с репутацией отличного трейдера, но он также быстро доказал свои организаторские и управленческие способности. После пожара, уничтожившего завод Giant Tire, он руководил строительством нового завода. А когда инвестиции были завершены, в 1920 году он основал собственную компанию, которую назвал The Cooper Corporation. На протяжении многих лет в офисах компании действовали три принципа, которые он сформулировал и позже назвал «Кредо Купера»: «Хорошее распределение, честная организация и честный контракт».
Предприниматель перед своей смертью в 1941 году также инициировал массовую консолидацию собственного бренда с несколькими другими компаниями, включая M&M Company Schaefer and Hart, The Falls Rubber Company и Master Tire and Rubber Company. Последнее, чем компания обязана Куперу — это разработка знакового логотипа в виде камеи в виде рыцаря.
JC Hooven – сначала двигатели, потом шины
Оставаясь в Огайо, давайте вспомним историю создателей марки Dayton, сегодня принадлежащей японскому концерну Bridgestone. Первым из них был Джон С. Хувен, военный в отставке, ветеран Гражданской войны, который, став вольнонаемным, торговал сельскохозяйственной техникой, а позже – стал известен еще и как работоспособный конструктор. В 1880 году он был одним из основателей знаменитой фирмы Hooven, Owens, Rentschler, производившей паровые машины. К концу XIX века на его заводе было построено более 700 таких агрегатов.
Хувен, связанный с городом Гамильтон, штат Огайо, в 1905 году основал еще одну компанию — Dayton Rubber Manufacturing Company. Он производил и продавал различные резиновые изделия, такие как садовые шланги, дождевики, прокладки и различные компоненты, используемые в промышленном оборудовании. Молодой изобретатель с острова Принца Эдуарда в Канаде позволил Hooven выйти на рынок покрышек. Изобретателя звали Джон А. Макмиллиан. Уже на первой встрече в 1908 году он представил своему будущему начальнику идею продукта, который должен был принести компании коммерческий успех на новом шинном рынке. Хувен, опытный бизнесмен, купился на эту идею и назначил Макмиллиану должность генерального директора (позже повышенного до председателя правления). Автошины, разработанные канадцем, рекламируется крылатой фразой: «Человеку, который хочет забыть о проблемах с шинами», это действительно принесло Dayton славу и прибыль. А в 1913 году Макмиллиан запустил производство еще одного бестселлера: покрышек с белыми боковинами. Под его руководством в 1917 году в Dayton началось масштабное строительство нового завода на Пенсильванской железной дороге. Только через год завод начал производство, а в 1920 году уже работал на полную мощность.
Seiberling — символический наследник Goodyear
Чарльз Гудиер был незаурядным умом и великим изобретателем, одним из тех, кому шинная промышленность обязана своими основами. Но не он основал знаменитую шинную компанию, которая и по сей день носит его имя.
Если бы у Гудиера было больше деловой сноровки, может быть, немного удачи, если бы он прожил немного дольше и у него были лучшие партнеры, то он после своей смерти вошел бы в историю шинной промышленности не только как признанный пионер. Химик-самоучка, родившийся в Нью-Хейвене в 1800 году, много лет верил, что откроет способ обработки каучука, который позволит использовать его в промышленности. Согласно легенде, это решил случай – Гудиер, в страхе перед женой, уставшей от своих экспериментов, не приносивших никакой финансовой выгоды, поставил котел в печь, в которой пытался соединить каучук с серой и сажей. Когда через несколько часов ему удалось продолжить эксперимент (жена ушла из дома), он снял котел с огня и с удивлением обнаружил, что камедь изменила свои свойства.
К сожалению, это не принесло ему никакой финансовой выгоды. В 1860 году изобретатель умер в нищете. Спустя почти сорок лет после его смерти новаторское открытие Гудиера было принято на вооружение Фрэнком Зайберлингом, потомком немецких иммигрантов, выросшего в Огайо (он родился в 1859 году). В 1898 году Зайберлинг основал компанию, которую назвал не своим именем, а именем известного американского изобретателя.
Основатель Goodyear Tire and Rubber Company после двух лет обучения в Гейдельбергском колледже в Тиффани, штат Огайо, присоединился к компании своего отца, JF Seiberling Company, производившей сельскохозяйственную технику. Джон Зайберлинг прославился созданием одной из первых уборочных машин. Правда, Фрэнк помогал отцу в основном в бухгалтерии, но он также раскрыл свои дизайнерские таланты — например, изобрел устройство, связывающее сено в снопы.
А собственный бизнес? Зайберлингу-младшему в некотором роде навязали его, когда предприятия его отца начали приходить в упадок из-за кризиса в последнее десятилетие XIX века. Он нашел старую картонную фабрику в восточной части Акрона. Он занял 3500 долларов у своего зятя, человека по имени Люциус С. Майлз, чтобы открыть производство в совершенно новой отрасли — резиновой промышленности. В первые годы своей работы (начиная с 1898 года) в Goodyear работало тринадцать человек, и она производила десятки различных резиновых изделий: уплотнители, пожарные рукава, подковы, подошвы, покрышки для вагонов, велосипедные покрышки и даже фишки для покера. Зайберлинг мыслил дальновидно — в 1907 году он открыл новую фабрику в Детройте. Он уже был в хороших контактах с Генри Фордом, который в 1908 году начал оснащать свою знаменитую модель T резиной Goodyear.
Фрэнк Зайберлинг руководил компанией Goodyear до 1921 года. После реорганизации компании он решил уйти, чтобы основать другую компанию, на этот раз Seiberling Rubber Company. Без впечатляющего успеха, которого он добился с Goodyear.
Зайберлинг, умерший в 1955 году, и по сей день остается важной фигурой в истории шинной промышленности. В тридцатую годовщину своей смерти он был занесен в Зал славы шинной промышленности, зал славы отрасли. Однако запомнилась она не только благодаря непосредственному вкладу в развитие шинного рынка. На протяжении многих лет он считался образцом соблюдения прав сотрудников, которые сто лет назад не всегда были приоритетным вопросом для крупного бизнеса. Зайберлинг также был известен своей благотворительной деятельностью, на которую он пожертвовал несколько миллионов долларов.
Келли – почитается после смерти
Если назвать Чарльза Гудиера не основателем, а покровителем бренда Goodyear, с похожей историей, соблюдая все пропорции, мы имеем дело с Эдвином С. Келли и брендом Kelly Tyres. Келли, уроженец Спрингфилда, штат Огайо, с детства слышал, как его отец жаловался на неудобство поездок в карете. Они были медленными, неудобными и небезопасными. Когда Келли-младший встретил Артура У. Гранта, президента компании Tricycle Manufacturing Company в середине 1890-х годов, он почувствовал, что решение транспортных проблем Америки уже близко. Грант сконструировал не только резиновую шину, но и систему ее крепления к колесу повозки, что обеспечивало относительную устойчивость во время движения.
Годом ранее Эдвин проявил большую дальновидность, когда основал компанию, которую назвал The Rubber Tire Wheel Company. Например, было дальновидно, что слово «резина» для обозначения каучука было еще свежим термином — оно впервые было использовано английским писателем Дж. Пристли для описания эффекта «натирания» следа карандаша на бумаге. Сотрудничество Келли и Гранта продлилось всего несколько лет — последний, когда бизнес закрутился, решил погасить долги (оба солидно взяли кредиты, чтобы начать производство своих fdnjшин), поэтому в 1899 году The Rubber Tire Wheel Компания была продана. McMillin Group купила его за миллион долларов. После изменения названия на Consolidated Rubber Tire Company Келли занял пост вице-президента.
Он держал его до 1905 года. Лишь через три года Consolidated Rubber Tire Company решила выйти на рынок автошин, что после дебюта Ford T открыло перед резиновой промышленностью совершенно новые возможности. Эдвина С. Келли уже не было на свете, когда в 1914 году основанная им компания в результате очередного ребрендинга сменила название на Kelly-Springfield Tire Company. Мы упомянули ветку Goodyear в начале. Это не совпадение. Kelly Tire является частью группы Goodyear с 1935 года.
О'Нил – месть Файрстоуну
Уильям Ф. О'Нил представлял совершенно другое поколение знаменитостей в Соединенных Штатах. Он родился 21 августа 1885 года, то есть через 25 лет после смерти Чарльза Гудиера. О'Нил был родом из Акрона, но его профессиональная карьера привела его в Канзас-Сити, где он стал влиятельным дилером покрышек Firestone. Это сотрудничество закончилось конфликтом — как сообщается, О'Нил с отличными результатами продаж чувствовал себя недооцененным в разветвленных структурах Firestone. В 1911 году он расстался со своим работодателем и основал собственную компанию — Western Tire&Rubber Company, специализирующуюся на производстве ремонтных материалов для резины.
Его привел домой его отец, Майкл О'Нил, владелец процветающего универмага в Акроне. Уильям приехал в Огайо с новой идеей — шинной компанией, с которой он мог бы конкурировать с бывшими партнерами Firestone. В 1915 году он основал General Tire&Rubber — 200 тысяч долларов поступили от его отца, который занял пост президента. О'Нил-младший стал его заместителем и генеральным директором компании.
Первым успехом стало привлечение группы местных менеджеров… Firestone. У О'Нила был еще один план в рукаве – он придумал решение, позволяющее обойти рынок оригинального оборудования и производить высококачественные сменные покрышки. К концу десятилетия General Tire была уже узнаваемым брендом не только в Огайо: дилерская сеть работала хорошо, продажам помогла первая рекламная кампания, а покупатели оценили элитный товар, даже несмотря на более высокую цену. Успех О'Нилов был тем более удивительным, что он пришелся на время экономических и материальных трудностей, которые стали еще больше после начала Первой мировой войны.
На рубеже 1920-х и 1930-х Уильям О'Нил принял бразды правления компанией General Tire от своего отца. Под его руководством компания смогла не только идти в ногу с технологическим развитием автомобильной промышленности (уже в середине 1920-х годов она представила свои первые автошины низкого давления General Balloon Jumbo), но и расширила свое предложение (включая резину для промышленных автомобилей) и открылись для новых рынков (в 1930-х годах были открыты филиалы в Мексике, Канаде и других уголках США).
Firestone — шинный магнат
В Америке 1920-х годов было три промышленника, которые вызывали восхищение и удивление. Их называли «Клубом миллионеров», потому что они дружили, вместе проводили семейные каникулы и иногда вместе приумножали свои состояния. Первым был Генри Форд. Вторым был Томас Эдисон. Третьим был Харви Файрстоун.
Форд произвел революцию в автомобильной промышленности. Эдисон, благодаря своим изобретениям, повлиял почти на все области промышленности, а также на повседневную жизнь людей. Firestone была в свое время одной из первых компаний, добившихся глобального успеха в шинной промышленности. Когда его включили в эксклюзивный «Клуб миллионеров», он был настоящей личностью в своей области — простое сравнение с Фордом и Эдисоном показывает, с каким человеком мы имеем дело.
Харви Сэмюэл Файрстоун был из Колумбии, штат Огайо. Он родился 20 декабря 1868 года и был вторым сыном Бенджамина и Кэтрин Файрстоун. Его предки приехали в Америку из Франции, а точнее из Эльзаса, в середине XVIII века. Их настоящее имя было Feuerstein, только прапрадед Харви изменил свою фамилию на Firestone.
Харви некоторое время работал в компании Columbus Buggy Company после окончания средней школы в Колумбии. Позже он основал свою первую компанию по производству покрышек для вагонов. Примерно в это же время он встретил Генри Форда и посоветовал ему попробовать установить на свои автомобили гораздо более подходящие шины вместо велошин. В 1900 году он увидел растущий потенциал рынка автошин и связанного с ним автомобильного рынка и основал компанию Firestone Tire and Rubber Company, одного из первых гигантов отрасли.
Одним из символов расцвета автомобилестроения и шинного рынка стало более позднее сотрудничество Ford и Fireston. Когда в 1907 году первый купил у второго 2000 комплектов резины для своей новейшей модели Т, это был самый крупный заказ за всю короткую историю моторизованного транспорта. Но в последующие годы Харви Файрстоун еще больше заслужил звание одного из самых выдающихся промышленников Америки. Перед Второй мировой войной его компания впечатляла как техническим прогрессом (первая противоскользящая автошина в 1909 г., первая модель низкого давления в 1922 г.), так и инновациями в бизнесе (первая общенациональная сервисная и дилерская сеть в США открылась в 1926 г.), зарубежная экспансия (дополнительные филиалы в Канаде и Великобритании), а также престижность с точки зрения производителя шин.
Томпсон — «Мистер Скорость»
Мэрион Ли Томпсон, более известный как Микки, как-то вошел в шинный бизнес с другой стороны. Родившийся 7 декабря 1928 года в Альгамбре, штат Калифорния, он с раннего возраста увлекался автоспортом. Сначала он преследовал эту страсть как журналист в Los Angeles Times – освещал соревнования по дрэг-рейсингу. Вскоре после этого он прошел путь от наблюдателя до героя действительно быстрых гонок. 9 сентября 1960 года он стал самым быстрым человеком в мире — побив рекорд скорости на высохшем озере Бонневиль, он разогнал свой четырехмоторный Challenger 1 до 654 км/ч. Два года спустя вместе с британским конструктором Джоном Кростуэйтом он построил первый автомобиль IndyCar с задним расположением двигателя V-8 и полностью независимой подвеской. Тогда в Америке за Томпсоном закрепилось еще одно прозвище — «Мистер Скорость».
Обладая такой репутацией и опытом, Микки проложил себе дорогу на шинном рынке. В 1963 году с помощью Джина Макманниса, главного дизайнера Goodyear, он создал свой собственный бренд, названный просто «Микки Томпсон». Точнее: «Шины Mickey Thompson Performance Tyres». Поскольку немногие люди в этом бизнесе так хорошо знали о высокопроизводительных шинах, идеи «Mr. Speed» в ее совершенствовании оказалась новаторской во многих аспектах гоночных соревнований. Но треки были лишь частью его интересов. В 1970-х Томпсон посвятил себя следующей своей страсти – ралли по бездорожью, для которых на протяжении почти двух десятилетий он поставлял инновации собственной разработки. Его экстраординарная спортивная и деловая авантюра была прервана трагической смертью. В 1988 году Микки и его жена были убиты бывшим деловым партнером Майклом Фрэнком Гудвином.