Контракти.ua

45491  —  21.09.07
Шамотной рынок: искусство не требует жертв
Шамотной рынок: искусство не требует жертв

Чтобы выйти на рынок шамотной керамики, растущий ежегодно на 50%, достаточно смелости и $20 тыс.

По материалам еженедельника "КОНТРАКТЫ"

 

Керамическая диверсификация

Несмотря на интервенцию китайского керамического ширпотреба, рынок отечественных изделий из шамота, по неоднозначным оценкам экспертов Запада и Востока Украины, каждый год растет на 10-50%. Диверсифицируя риски его становления, большинство предприятий дополняют шамотное направление производством традиционной литой или гончарной керамики либо «разбавляют» обычный керамический ассортимент шамотным. Эти пропорции у каждого производителя индивидуальны. Например, у львовского частного научно-производственного предприятия «Резон» шамотная продукция составляет 30% от всех изделий, в ЗАО «Ярст» — 10%, в днепропетровской «Мастерской керамики Сергея Горбуна» — 50%.

Экономическая логика таких компенсационных решений проста. Если рентабельность шамотного направления в зависимости от сложности изделий составляет 30-50%, то традиционная шликерная керамика приносит сто и более процентов прибыли. «Шамотный резерв позволяет нам гибко реагировать на сезонные колебания спроса, — подчеркивает менеджер по керамике ЗАО «Ярст» Галина Лейцюсь. — Зимой, когда почти не покупают каминный кафель, предприятие переориентируется на производство цветочных горшков из шамота».

 

И ожерелье, и фонтан


Шамот. 1980 Абхазия, г. Ткварчел

Спрос на декоративный и прикладной шамот начал расти 5-7 лет назад, с развитием коттеджного строительства и ландшафтной архитектуры, поскольку этот пластичный материал хорошо подходит для создания крупных скульптурных форм (весом до 250 кг) и имеет качественные преимущества по сравнению со шликерной керамикой: выдерживает влияния атмосферы и может использоваться для садовых и уличных композиций. Сегодня, по словам коммерческого директора ПНВП «Резон» Михаила Мартыняка, наибольшей популярностью на рынке пользуются горшки для растений. Хотя каждая фирма пытается найти свою нишу на рынке шамота. У Ярста первое место в потребительском рейтинге занимает шамотный кафель для каминов, который предприятие недавно начало реализовывать в польских городах Гданьске и Сопоте. Мастерская керамики Сергея Горбуна ассоциируется у потребителей с садово-парковой, уличной керамикой.

Диапазон шамотного креатива довольно широк: от филигранной бижутерии до светильников, картин-панно, фонтанов, ландшафтной скульптуры, колонн. В последние годы активно развивается архитектурно-строительное направление. Из шамота изготавливают эксклюзивную фасадную лычковальную плитку, декоративные накладные элементы для фасадов домов: наличники для окон, карнизы, фризы, розетки, пилястры и т. д. Наиболее выгодный заказ, по мнению львовского керамиста, преподавателя архитектурного факультета университета «Львовская политехника» Зоряны Климко, — комплексный, когда клиент максимально хочет отделать шамотной керамикой интерьер своего помещения или приусадебный экстерьер.

 

Художественное звено

Расположение залежей каолина, из которого замешивают шамотную массу, не играет решающей роли в географическом расположении «шамотных» предприятий. В Славянске, который можно назвать столицей украинской керамики и где насчитывается до двух тысяч традиционных производителей керамики, по словам генерального директора ООО «Каменный цветок» Юрия Горобца, можно насчитать не более десятка фирм, занимающихся собственно шамотным промыслом. Поскольку, кроме сырьевого ресурса, для развития этого бизнеса необходим еще и художественный потенциал, сконцентрированный во Львове, где есть Академия искусств и уже много лет готовят профессиональных керамистов.

Вместе с тем в богатой творческими кадрами столице Галичины преобладают небольшие предприятия-мастерские, где ключевой фигурой является художник, имеющий нескольких помощников или наемных работников. А промышленные предприятия, где трудятся несколько десятков работников, также можно сосчитать на пальцах двух рук. В частности, в штате Резона, возглавляемого выпускником Академии искусств Михаилом Мартыняком, работают 10 художников с дипломом этого вуза. ЗАО «Ярст» эпизодически приглашает художника со стороны для разработки моделей или выполнения отдельных индивидуальных заказов.

 

Массовое производство


Молотый шамот
И западноукраинские, и восточноукраинские предприятия покупают готовое сырье на востоке государства. Как рассказал Контрактам Сергей Горбун, владелец небольшой мастерской, в штате которой пятеро работников, шамотную массу он везет за 350 км из ЗАО «Керамические массы Донбасса» (Славянск) и платит за 1 кг пластического материала от 70 до 90 копеек. За месяц его мастерская использует 3-4 тонны сырья, а продает изделий в среднем на 35 тыс. грн.

Для галичан это сырье удорожают транспортные расходы, и стоит оно на месте почти вдвое больше — до 15 грн за килограмм. Галина Лейцюсь рассказывает, что шамотную массу ее предприятие покупает вместе с коллегами — фирмой «Резон»: это оптимизирует процесс поставок и транспортные расходы.

Украинских предприятий, систематически заказывающих готовую шамотную массу, насчитывается до двух десятков, рассказал Контрактам генеральный директор ЗАО «Керамические массы Донбасса», которое начало работать в 2005 году, Владимир Милинец. За месяц отечественные клиенты в целом покупают 50 тонн продукции. В декабре прошлого года эта цифра составляла 15 тонн, в мае 2007-го — 30. Так что динамика потребления очевидна.

Большинство заказчиков, чтобы удешевить транспортные расходы, кооперируются. Производством шамотных масс для личных нужд сегодня занимаются разве что производители технического шамота. Фирмы, специализирующиеся на прикладной керамике, предпочитают готовое сырье.

 

Рентабельные китайцы


Даешь, шамот!

«Чтобы начать небольшое собственное шамотное дело, нужно прежде всего помещение площадью минимум 100 кв. м с мощным энергопитанием для работы техники и $20-40 тыс. стартового капитала, — рассказывает художник-керамист Зоряна Климко. — Большую часть этой суммы придется потратить на высокотемпературную печь (1100-1200 градусов), цена которой в зависимости от кубатуры материалов, из которых она изготовлена, возраста, колеблется от 7 тыс. грн до 50 тыс. грн. Остальные деньги пойдут на смеситель, закупку сырья, оплату электроэнергии и других коммунальных услуг, зарплату работников, транспортные расходы».

Вложенная сумма без учета стоимости помещения должна окупиться за 1-3 года.

Увеличение стартового капитала поможет несколько модернизировать технологический процесс. Например, купив шнек, можно автоматизировать вытеснение шамотных «колбасок», формируемых керамистами вручную. Но набивать форму из готовых «колбасок» все равно придется дедовским способом.

«Большой процент ручной работы не позволяет увеличить рентабельность этого производства», — отмечает Михаил Мартыняк. Единственный вариант — дешевая рабочая сила из Китая, уже используемая отдельными производителями на Востоке Украины.

 

Большое, яркое, дешевое


"Серебряная свадьба", работа Елены Невинной, шамот
Наиболее отработанные схемы реализации шамотных изделий — через оптовые склады, салоны и непосредственно индивидуальным заказчикам. «Крупные торговые операторы — «Эпицентр», «Новая линия» — не берут на себя доставку товара, но регулярно требуют одни работы довозить, другие — забирать. Чтобы оперативно реагировать на запросы торговли, мы сами развозим собственную керамику, — рассказывает партнер и муж Зоряны Климко Андрей. — Без собственного автомобиля здесь не справиться. Шамот отдаем под реализацию, которая замораживает наши средства на неопределенный срок. Торговая наценка, как правило, составляет не менее 25%. Учитывая это, выгоднее работать без посредника. Сейчас у Зоряны индивидуальных заказчиков больше, чем «массовых». Но для этого нужно иметь имя и наработанный круг клиентуры, сформированный ею за четыре года.

«Стратегический запас шамотных моделей (до 20 штук) всегда имеется на складе, — говорит о специфике продажи Михаил Мартыняк. — Но в торговой сети, учитывая величину, мы их обычно не выставляем. У оптовиков есть наши цветные каталоги, по которым покупатель может заказать то, что понравилось. Эксклюзивное изделие ему придется ждать до двух недель».

Перспективность реализации шамотных изделий во многом зависит от продавцов, подчеркивает Зоряна Климко. Покупатель прежде всего обращает внимание на форму, объем и цену керамической вещи. Поэтому большое, яркое, дешевое китайское или вьетнамское изделие имеет преимущество перед шамотом, у которого преобладают качественные характеристики. Собственно, человек, стоящий за прилавком, должен бы рассказать об этом потребителю. Но для такого ликбеза продавцу самому не хватает знаний и художественного вкуса.

 

Шамотная арка

Конкуренция между производителями шамотных изделий сегодня невелика, считают эксперты. С одной стороны, не более 10% украинцев покупают изделия из этого материала, с другой — каждое предприятие имеет особый творческий почерк, а их ассортимент и технологические решения не пересекаются. Зоряна Климко, в частности, использует для колорирования орнамента пигменты — окиси кобальта, хрома, железа, которые не выгорают при высоких температурах. Эту технику конкуренты не дублируют еще и из экономических соображений, убеждена художница. Поскольку добавление пигментов в шамотную массу удорожает изделие. Например, один килограмм окиси кобальта, окрашивающий орнамент в синий цвет, стоит 100 грн. Но эти расходы себя оправдывают, поскольку работают на марку художника или фирмы.

Украинский рынок сейчас не готов оценивать авторские работы выше серийных шамотных изделий. Он должен хотя бы привыкнуть к порядку цифр на шамотную продукцию, когда большой цветочный горшок, который можно поставить на террасе, стоит $100, а например, минимальный набор кафеля на камин (1,2 х 1,2 х 0,6 м) — 2,5 тыс. грн.

«Сегодня отечественный рынок шамотной керамики больше, чем мы готовы удовлетворить», — убежден Сергей Горбун. Возможно, в Украине, экспортирующей 90% своих глин и готовых масс, в том числе шамотных, хватит рыночного потенциала если не для обрамления шамотом Триумфальной арки, как это сделали в Париже, то хотя бы для уменьшения китайского штампованного вала.
 


Как это было

Шамот (франц. chamotte) — керамическое изделие из белой глины (каолина), обожженное при температуре 1100-1700 градусов, благодаря чему оно становится особо прочным, огнеупорным и экологичным. Шамотные изделия начали в Китае использовать в I-II тысячелетиях до Р. Х. В Древнем Египте из шамота создавали предметы интерьера, скульптуру, мозаику, разные виды керамики. Эти изделия сохранились до нашего времени и являются памятниками архитектуры и скульптуры.