Лидер блока «КУЧМА» Александр Волков рассказал о том, что: 1) ПР, БЮТ и НУ—НС зациклены на портфеле премьера 2) Виктор Янукович низложен 3) бизнесмен Игорь Еремеев — никакой политтехнолог 4) с президентом лучше общаться по утрам
По материалам еженедельника "КОНТРАКТЫ"
|
Фото Светланы СКРЯБИНОЙ |
Кто сформирует коалицию в Верховной Раде VI созыва?
— С уверенностью можно сказать, что в парламент точно пройдут Партия регионов, БЮТ и НУ—НС. Если админресурс не задействуют в полной мере, то мандаты получим мы, КПУ и, возможно, блок Литвина. Политические альянсы могут быть самыми неожиданными, ибо ключевые игроки идут в парламент не для того, чтобы заниматься законодательной деятельностью, а с целью сформировать Кабмин. При этом лидеры и ПР, НУ—НС и в особенности БЮТ просто зациклены на премьерском портфеле.
Весь драматизм ситуации заключается в том, что под внеочередными выборами нет серьезной юридической основы. Все указы президента о роспуске парламента неконституционны, и переубедить меня в этом может только Конституционный Суд, дискредитированный с подачи пчеловода и превращенный в аморфную структуру, ни на что не влияющую и не реагирующую. По сути, выборы проводятся только потому, что три лидера нашего чудного государства — Ющенко, Янукович и Мороз — станцевали танец маленьких лебедей перед президентской Администрацией.
Любой из них, как и оставшаяся за кадром Тимошенко, при желании сможет поставить под сомнение результаты выборов. При этом президент — легитимный, премьер и спикер — вроде бы тоже, а у Юлии Владимировны есть Онопенко — глава Верховного Суда... Нет, Василий — человек порядочный, но он же выходец из БЮТ, и его позиция вполне прогнозируема, если Тимошенко не займет пост премьера и решит обжаловать результаты. Причем чем ближе 30 сентября, тем больше формальных оснований для признания результатов выборов недействительными. Регионы и НУ—НС о чем-то серьезно трут, а коалиция между НУ—НС и БЮТ возможна только в том случае, если Юле предложат пост премьера, но все понимают, что ее нельзя еще раз пускать к власти. К глубочайшему сожалению, в 2005-м я лично звонил Ющенко и напоминал ему о том, что он обещал Тимошенко после победы на президентских выборах внести ее кандидатуру на пост премьера.
Откуда вам известно, что Ющенко обещал Тимошенко в 2004-м?
— Я присутствовал при их разговоре на даче Александра Третьякова. Виктор Андреевич сказал Тимошенко, что внесет ее кандидатуру, если выиграет выборы. Без харизмы Ю. В. ему вряд ли удалось бы победить. В 2005-м, когда Ющенко пошел на попятную, я позвонил ему и сказал, что «мужики так не поступают, сказал — сделай». Теперь сожалею об этом.
Правда ли, что на эту же тему с Ющенко общался Борис Березовский?
— На этот вопрос вправе ответить только Борис Абрамович, Виктор Андреевич или Юлия Владимировна. Хорошо зная Березовского, думаю, что он действительно передал на развитие демократии в Украине $45 млн через Жванию или Третьякова...
Сейчас этот вопрос рассматривается в Лондонском суде. Почему Борис Березовский, с которым вы дружите, не передал эти деньги через вас?
— За полтора года до оранжевой революции я не имел никакого отношения к оппозиционной команде. Ко мне, как к политтехнологу, оранжевые обратились, когда их предвыборным планам настал звездец. Я согласился помочь.
Как именно вы помогли и на что рассчитывали?
— Спросите об этом Юлию Владимировну, меня пригласили по ее инициативе.
Почему вы не баллотируетесь в ВР по списку 100%-но проходной политической силы?
— Я всегда был категорически против пропорциональной системы и императивного мандата, поскольку понимал, что депутат, будучи намертво привязан к фракции, станет кнопкодавом — инструментом в руках партийных боссов. В 2004-м мне даже пришлось подискутировать на эту тему с Медведчуком (председателем АП. — Ред.), ко мне приезжал глава спецслужбы, предлагал поддержать медведчуковские изменения к Конституции. Я остался при своем мнении, голосование было провалено.
Западноукраинский олигарх Дыминский признался, что ему в 2004-м за поддержку конституционных изменений предлагали $7 млн.
— За несколько миллионов покупаются только те, у кого в кармане бублик... Так вот, я все-таки отвечу на ваш вопрос: мне неинтересно баллотироваться в 100%-но проходном стаде баранов с целью получить депутатскую неприкосновенность.
Источники в Партии регионов утверждают, что вы просто не сумели договориться с их лидерами.
— Слушайте, не нужно меня провоцировать! Я не хочу комментировать откровенную ложь!.. Я не стал бы баллотироваться по списку ПР, поскольку не считаю адекватным человеком их восходящую звезду — Колесникова. Его обещания, что украинским женщинам за каждого нового младенца будут отстегивать от 12 тыс. до 50 тыс. грн, — это сказки для школьников. В 2006-м, придя к власти, регионалы первым делом свернули социальные программы... Конституционный Суд признал это решение незаконным, премьер-министр Янукович заявил, что в бюджете денег нет, а Колесников после этого сказал, что найти 30 млрд грн — не вопрос. Я думаю, что он врет, и предлагаю женщинам рожать детей по любви, а не за деньги. Короче, какой лидер — такой и список.
|
"Пчеловод сделал Конституционный Суд недееспособным." Фото УНИАН |
Разве лидер ПР не Виктор Янукович?
— Я думаю, если бы лидером действительно являлся нынешний премьер, то в парламент бы баллотировалась не Партия регионов, а блок Януковича. Ведь совершенно очевидно, что в 2004-м за Виктора Федоровича проголосовало как минимум на 3 млн граждан больше, чем проголосовало за регионалов в 2006-м. Регионалы-бизнесмены задвинули Януковича. Нет, его, конечно, могут выдвинуть в премьеры, вопрос в том, на каких условиях?.. Если бы броня Януковича была крепка, то предвыборный штаб ПР возглавил бы кто-то из его людей, к примеру, Анатолий Толстоухов — порядочный человек, суперпрофессионал. Виктор Федорович проведет в ВР 20-30 своих людей — это, если регионалы получат 210-220 мест, как рассчитывают.
А на что рассчитываете вы?
— Занять свое место — «директора парламента», сейчас оно вакантно.
И что дальше?
— Вероятно, войдем в состав коалиции.
Какой именно?
— В списках всех кандидатов, кроме коммунистов, есть много кадров, сформировавшихся политически во времена президентства Кучмы. В БЮТ — Богдан Губский, братья Буряки, да и сама Юлия Тимошенко, как бы там ни было, получила путевку в жизнь от Леонида Даниловича. Равно как и Юрий Ехануров, и Виктор Балога, и сам Виктор Андреевич Ющенко, который стал премьером при Кучме... Да что говорить, если даже Луценко — его производная, работал же он в команде Кучмы помощником премьера Пустовойтенко. Словом, в ВР будет с кем договариваться и на базе чего объединяться.
Правда ли, что назначение Виктора Ющенко премьером в свое время лоббировал лично вице-президент США Альберт Гор?
— Это вопрос к Леониду Даниловичу. Я знаю, что Кучма без особого энтузиазма и восторга выдвигал Ющенко, хотя и надеялся, что молодой реформатор будет полезен стране.
Вы договаривались с Леонидом Кучмой, что используете его фамилию в качестве политического бренда?
— Название блока — это не фамилия, а аббревиатура — Конституция, Украина, Честь, Мир, Антифашизм.
Готовы ли вы доказать это в суде?
— Если будут разбирательства — готовы! Мы же грамотные люди! К примеру, наш второй номер — Александр Задорожний, заслуженный юрист Украины. Кстати, в стране более двухсот тысяч граждан с фамилией Кучма.
Вы специально проверяли?
— Нет, прочитал где-то... А буквально на днях в Харькове один депутат-регионал пытался убедить меня, что КУЧМА — это негатив. Я задал простой вопрос: «А когда ты заработал свой первый миллион?» Тот замялся, а потом сказал: «Да!..» При Леониде Даниловиче не было произвола, бизнес мог спокойно развиваться.
Щербань, Лазаренко и им подобные не занимались произволом? Сотни бизнесменов могут подтвердить обратное!
— Я не видел судебных решений, подтверждающих произвол Щербаня или Лазаренко, и всегда был против политических преследований. Разгул произвола в стране начался тогда, когда Леонид Данилович уже упускал власть. Но и в конце 2004-го он, вопреки всему, не вывел войска на Майдан. Интересно, как поступила бы Юля, будь она не на трибуне, а в кресле президента?..
А вы поддерживаете отношения с Леонидом Кучмой?
— К сожалению, в последнее время мы не встречались. В этом не моя вина, просто Виктор Медведчук в начале 2004-го сделал все, чтобы узурпировать доступ к телу.
Разве можно изолировать президента?
— Нет, но влиять на его решения, не допуская к нему определенных людей и фильтруя круг проблемных вопросов, Медведчуку удавалось. Дело в том, что глава государства работает с колоссальным объемом информации, в которой трудно отделить зерна от плевел и четко расставить приоритеты. В такой ситуации выигрывает тот чиновник, который заходит в кабинет утром, когда президент еще не включился в работу и может спокойно поговорить. Бессмысленно пытаться решить какой-то вопрос или сориентировать главу государства в ходе какого-нибудь мероприятия или в телефонном режиме.
Экс-глава Секретариата президента Олег Рыбачук рассказывал, что вполне реально подойти к главе государства, к примеру, на банкете и передать ему письмо...
— Реально, но если даже чиновник высшего ранга написал на каком-нибудь документе «Согласен», «Прошу рассмотреть» или что-нибудь еще, то в большинстве случаев бумага отправляется в мусорную корзину. Чтобы реально продвинуть вопрос, нужна приписка: «Контроль!», в идеале — с указанием фамилии контролера и срока выполнения.
Все чиновники высшего ранга имеют факсимиле. К чему обязывает факсимильный автограф с припиской: «Контроль!»?
— (Смеется.) Все зависит от того, чье факсимиле и в чьих оно руках. В целом серьезные деловые вопросы не решают без ведома первого лица. Леонид Данилович за такие дела выписывал таких пилюлей, что аппаратчики были в тонусе.
В книге «После Майдана» Кучма утверждает, что подчиненные выдавали от его имени распоряжения, о которых он узнавал постфактум.
— Это из традиций телефонного права, а не использования факсимиле. Впрочем, лучший эксперт в этих вопросах — Виктор Владимирович. Проконсультируйтесь у него.
Правда ли, что назначение Медведчука главой АП лоббировал Кремль?
— Нет, насколько мне известно. Просто в 2002-м, после парламентских выборов, фамилию антикризисного менеджера в ВР сопровождали яркими эпитетами — из Медведчука не удалось сделать спикера, и Леонид Данилович забрал его к себе, парламент возглавил экс-глава АП Владимир Литвин.
Кстати, считаете ли вы Литвина своим конкурентом?
— Нет, у нас разные электоральные поля. У него — село, у меня — малый и средний бизнес, сотрудники предприятий ВПК, в общем, граждане, понимающие, что происходит в стране и не жаждущие голосовать ни за Викторов, ни за Юлию.
Дайте представителям среднего бизнеса рецепт лоббирования интересов в ВР.
— Я уже обсуждал с вами эту тему (подробнее — Контракты, № 14 от 03.04.2006 г.). Могу обобщить: гарантированную поддержку, а также защиту середнякам обеспечит только их выдвиженец. Такая практика еще не распространена, но уже есть.
Почему вы с Литвином не объединились, это повысило бы и его, и ваши шансы пройти в ВР?
— Я не против, чтобы Владимир Михайлович к нам присоединился, но он считает свое имя брендом, за который проголосуют более 3% избирателей. Бог в помощь. Хотя на выборах в 2006-м в бренд Литвина были вложены колоссальные деньги.
Уточните, сколько?
— Намного больше, чем сейчас. Штаб Литвина допустил три ошибки, на которые, кстати, я обращал их внимание. Во-первых, они неправильно оценили данные социологических исследований: рейтинг популярности Литвина оказался выше, чем рейтинг его блока. Во-вторых, экс-спикер ошибочно полагал, что политизированное общество поддержит миротворца. В-третьих, во главе предвыборного штаба поставили Еремеева (подробнее — на стр. 22. — Ред.), хорошего менеджера и бизнесмена, но никакого политтехнолога. Посмотрите, сколько людей под брендом Литвина попало в местные советы, и вы поймете, почему сам он не попал в ВР — как говорится, деньги, собранные под того парня, освоили на местах.
Не исключено, что вы также попадаете в ловушку, о которой сами предупреждали Литвина в 2006-м.
— Вы о чем?
Рейтинг доверия к Леониду Кучме — около 8%, но вряд ли он трансформируется в проходные 3% на парламентских выборах.
— Мы его трансформируем. Сейчас, к примеру, активно ездим по регионам и объясняем, что при Кучме был порядок, развивались ВПК, машиностроение, авиастроение... И заметьте — многие наши кандидаты — мажоритарщики, которые покупали не места в списках, а заручались поддержкой избирателей, вкладывая свои деньги и выбивая финансирование на строительство газопроводов, ремонт школ и т. д.
А вы предлагали Березовскому финансировать ваш проект?
— (Смеется.) С такой просьбой я к нему не обращался.
Кто вкладывает деньги в бренд КУЧМА?
— Я не в курсе, поскольку не занимаюсь штабной работой. Возможно, чей-то зять или кум.
Почему вы поменяли свой Vertu на Nokia?
— Vertu я уронил; чтобы его отремонтировать, нужно отправить телефон в Англию, это займет как минимум три-четыре месяца. В парламенте увидите меня с Vertu.
Карьера «директора парламента»