Сергей Лямец: Все утро мне пишут и звонят люди, понимающие ситуацию изнутри. Рассказывают секреты. Спасибо!!! Понятно далеко не все, но видимость уже намного лучше. Попробую разложить по десяти пунктам.
1. Общее понимание: проблемы с логистикой были и есть, но без сомнений, что трейдеры решили нагреть руки. Я не говорю "картельный сговор", потому что это нужно доказать, а АМК у нас не работает последние 20 лет. Поэтому говорю "бизнес шалит".
2. Давайте сразу забудем о патриотизме. Бизнес есть бизнес, он старается зарабатывать всегда, а особенно в благоприятной ситуации. Потом, если захотят, гасят угрызения совести, закупая тепловизоры для фронта.
3. Снятие госрегулирования цен – жест отчаяния со стороны Кабмина, который не способен решить ситуацию и хоть что-то противопоставить бизнесу. Это – грустно. Но ситуация не новая. Катастрофа с управленцами началась с эпохи Порошенко, при Зеленском стала почти аксиомой. Удивительно, как среди серостей и подлецов способны работать такие таланты, как Гетьманцев. Шутка.
4. С логистикой вопросы есть, но их не так чтобы совсем много. Большей частью – вопрос на границе, и тут правительство могло бы решить вопрос. В том числе, дать прочухон таможенникам, которые специально создают очереди, чтобы брать взятки. Что касается внутри, русские действительно разнесли нефтебазы, поэтому приходится работать с колес. Это меняет картину, но не на 100%. С колес так с колес – можно и так наполнять рынок.
5. В Беларуси мы теперь не закупаем, поэтому везем из Польши, Румынии и Венгрии. Там поначалу топливо не давали, но сейчас – стало намного лучше. И будет еще лучше.
6. Крупные объемы в Польше выкупают Окко и Сокар. Почти всё. Куда они девают топливо - большой вопрос. Отчасти ответ известен – перепродают мелким операторам, которые потом ломят цену. Был бы АМК – можно было бы проверить.
7. В Украине есть много цистерн. Часть из них принадлежат операторам. Еще часть – изъята у россии, причем уже довольно давно. Хотя решение суда вышло недавно, "Укрзализныця" использует подвижной состав уже давно. Итого: возить по ж/д – есть чем. Добавлю – бензовозов в Украине тоже достаточно.
8. Есть проблема: в Украину не хотят ехать европейские перевозчики. Причина – нет страховки на случай, если попадет русская ракета. Можно решить такое? Да, можно. Решается на уровне государства, потребует каких-то расходов. Но повторюсь: было бы желание, Минэкономики с Минфином смогли бы порешать. Видимо, не захотели париться. Решить этот вопрос – нужно, и тогда к нам поехали бы бензовозы из Европы. Все лучше, чем снимать ограничения на цены в надежде, что рынок сейчас наполнится и наступит дешевое изобилие.
9. Еще одна проблема: украинские бензовозы часто не могут въехать в Европу, потому что не соответствуют экологическим нормам. Этот вопрос, при желании, тоже могло бы решить правительство. Как именно? Не знаю, не логист. Но например, на самой границе с той стороны устроить перегрузочные хабы, чтобы наши не заезжали в Европу дальше, чем на 20-40 км. И таких решений может быть много. Было бы желание решить вопрос.
10. Ну и наш любимый пункт. Насчет Бабушки – мнение разделилось. Одни говорят, что она в теме и в доле. Другие – что ее там нет. Вот и верь после этого людям)))
Автор: Сергей Лямец, журналист