Война концентрирует на себе почти все наше внимание, и трудно найти силы, чтобы вникнуть в происходящее далеко в стороне от нее. Филиппины сильно далеко, в девяти тысячах километров. Между тем результаты президентских выборов, прошедших там 9 мая, вызывают недоумение и желание разобраться, а при ближайшем рассмотрении не могут не возникать параллели с теми событиями, которые случались в ближних приделах.
Дело в том, что граждане Филиппин проголосовали за Фердинанда Маркоса – сына и полного тезку диктатора, правившего страной с 1965 по 1986 год. Папаша прославился тем, что в его правление царили тотальный произвол и коррупция, десятки тысяч противников режима были брошены в тюрьмы, 3240 человек были убиты, 398 исчезли. В то время как другие страны региона превращались в «азиатских тигров», Филиппины утрачивали экономическую перспективу.
Общая сумма украденного Маркосом-старшим исчисляется в десять миллиардов долларов. Только в Швейцарии у семьи президента было 69 счетов. Супруга диктатора Имельда славилась многомиллионными шоппингами. Когда народные волнения привели к тому, что Маркосам пришлось бежать, в американский военный самолет было загружено 23 огромных деревянных ящика и кучи чемоданов и коробок с предметами роскоши, картинами, антиквариатом, драгоценностями и наличкой, точь-в-точь как как при бегстве Януковича из Межигорья.
Маркос-младший по прозвищу Бонбон при папе в 23-летнем возрасте стал заместителем губернатора, а затем и губернатором одной из провинций. Когда папку свергли, он тоже бежал в США. Напрашивается сравнение его нынешней победы с фантастическим возвращением в Украину Саши «Стоматолога» Януковича и его триумфом на президентских выборах. Невероятно! Однако в случае с Бонбоном все было иначе.
После смерти беглого диктатора членам его семьи было разрешено вернуться на Филиппины. Имельду Маркос по дороге из столичного аэропорта встречала миллионная толпа поклонников, и в 1992 году она уже сама баллотировалась в президенты. Чтобы было понятно, в выборах, кроме вдовы, принимали участие также близкий друг и соратник Маркоса, а также их дальний родственник. Победил родственник. Но Имельда с тех пор исправно избиралась депутатом в нижнюю палату парламента. Маркос-джуниор становился депутатом, губернатором и сенатором, в 2016 году считанных голосов не хватило, чтобы стать вице-президентом. Семейка не только не подверглась остракизму, она укрепляла свое влияние. И это несмотря на уголовные дела и попытки властей вернуть народу украденное Маркосом-старшим.
В 2016 году нынешний, еще действующий президент Родриго Дутерте принял решение перенести тело Фердинанда Маркоса-старшего на Кладбище национальных героев. Как тогда писали, это все равно, что похоронить Аль Капоне на Арлингтонском кладбище. Но Маркосы все годы после возвращения вели кампанию по отмыванию имени папаши-диктатора и сумели создать миф о времени его правления как «золотом веке». Память филиппинцев оказалась удивительно коротка и неустойчива перед пропагандистской обработкой.
Теперь понятно, почему победа Бонбона не стала таким уж большим сюрпризом? Он просто пообещал филиппинцам вернуть «золотой век». Дочка Дутерте Сара составила пару сыну Маркоса в качестве вице-президента, что существенно добавило голосов: клан Дутерте влиятелен на юге, Маркосы – на севере страны.
Как видим, говорить о возвращении Маркосов не приходится, они никуда и не уходили. Так, отъехали на пару годков. Это национальная политическая традиция Филиппин, где подавляющее число выборных должностей занимают члены или представители влиятельных политических династий, контролирующие определенные территории. Отсюда и качество судебной власти и прессы. Конечно же, политика неотделима от бизнеса: богатство сорока ведущих семей составляет три четверти национального валового продукта. Попытки бросить им вызов обречены. Знаменитый и безумно любимый филиппинцами боксер-сенатор Мэнни Пакьяо, гордость нации, один из величайших спортсменов в истории, не смог показать сколько-нибудь приличный результат на президентских выборах, в победе на которых был абсолютно уверен. Человек-легенда, выходец из самых социальных низов, он рассорился с президентом Дутерте, который вначале прочил его в преемники, лишился поддержки влиятельных семей и, соответственно, медиа, а на своем ресурсе сумел набрать лишь меньше семи процентов голосов.
Когда за демократию выдается бессменное правление одних и тех же семей, с одним и тем же плачевным результатом, народ готов поверить в сказку о «золотом веке» и вручить свою судьбу в руки кого угодно. А вдруг в этот раз повезет? От случая ждут больше, чем от самих себя.
Мы же выпьем за свободу. За нее сейчас Украина бьется на фронте. Вы же помните, как в начале марта Януковича доставили в Минск, чтобы затем привезти в захваченный Киев? Удивительные кретины.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец