Контракти.ua

2598  —  09.05.22
Высокотоксичное древнее "летающее бревно": что-то у них с ракетами пошло не так?
Высокотоксичное древнее

Константин Машовец: Честно сказать, я не ожидал, что ВКС РФ пустять в ход КРВБ типа Х-22 (зафиксировано, по крайней мере 3 таких прилёта в Одесской области). Предназначается для поражения радиолокационно-контрастных точечных (авианосцы) и площадных целей (авианосных ударных групп) с помощью специальной (ядерной) или фугасно-кумулятивной БЧ. Это уже что-то из ряда вон выходящее...

- ракета достаточно старая (опытный образец произведён в 1961-м году);

- мягко говоря, не очень точная... "разброс" может быть до 120-и метров, в ходе своей разработки и испытаний эта ракета постоянно демонстрировала просто-таки выдающееся "косоглазие". И тем ни менее, была принята на вооружение (надо полагать, в расчёте на то, что будет нести такой заряд, для которого пару сотен метров туда, или пару сотен метров сюда.... не суть важно);

- сама по себе очень опасная хреновина в процессе своей эксплуатации для своих же владельцев (ЖРД с весьма токсичными топливом и окислителями);

- применятся может только с Ту-22М3;

- летает не ниже 11.5 км по высоте, что вполне приемлимо для более-менее современных средств ПВО... причём, очень приемлимо...

Но есть два достоинства...

- летает очень быстро (сверхзвуковая)... правда, не всегда и не везде...

- несёт БЧ почти в тонну весом (из которых как минимум 600 кг, собственно, взрывчатка).

Это летающее бревно (длина больше 11.5 метров и диаметр почти в метр), в принципе создавалось для "охоты" за американскими авианосцами и их эскортом (АУГ – авианесущая ударная группа). Основной тип БЧ этой ракеты – спецзаряд (т.е. ядерный). Но встречались, и так сказать, обычные, и даже с уменьшеной мощностью – до 250 кг взрывчатки. Всего страна "победившего пролетариата" выпустила где-то "чуть больше" 1000 штук этих "приветов америнским авианосцам".

В ходе своей рутинной эксплуатации эта херь приносит больше головняка, нежели пользы, так как старая, с постоянно текущими движками, из-за чего требует очень и очень специального ухода за собой. Вот как выглядит описание эксплуатации этой совковой херни в Вики:

"... В техническом плане подготовка ракеты к применению трудоёмка и чрезвычайно опасна из-за использования высокотоксичных компонентов ракетного топлива. Экипировка техников-ракетчиков включает защитный спецкостюм из толстой резины и изолирующий противогаз. При выполнении заправки принимаются серьёзные меры предосторожности — в режиме готовности находится аварийная команда. Техники-ракетчики, работающие с топливом, никогда не будут работать с окислителем, и наоборот. В строевых частях стараются избегать заправлять ракеты и даже по учениям ракеты не заправляют, если не ожидается реальных пусков. Разработан и серийно выпускался имитатор ракеты Х-22 — "И-098", который содержит оборудование ракеты и позволяет тренировать лётные экипажи (т.н. тактические пуски). Имитатор можно подвешивать и возить как на боевых Ту-22М3, так и на учебном самолёте Ту-134УБК. Впрочем, из-за нехватки имитаторов в реальности в полках практиковалось использование боевых ракет со снятым нижнем килем (при случайном срабатывании механизма раскрытия киля ракету придётся сбросить, так как посадка с выпущенным килем подфюзеляжной ракеты запрещена). Для этого выбирали несколько экземпляров ракет и использовали на постоянной основе для учебных целей, наносили на борту красную надпись «учебная». Эти ракеты для реальных пусков не использовали..." (с).

Т.е. подготовка и РЕАЛЬНЫЕ пуски этой "высокоточной" (я бы сказал – высокотоксичной) "дуры" сопряжено с необходимостью выполнения целого ряда СПЕЦИАЛЬНЫХ мероприятий. Больше того, не с каждого самолёта её и запустишь (входит в состав комплекса К-22, частью которого есть исключительно Ту-22М3).

И вот теперь выясняется, что кремлёвские балбесы решили покошмарить нас этими летающими "вагонами"... надо полагать, узрев в районе Одессы некие американские авианосцы...

Думаю, всё это может свидетельствоать, по крайней мере, о двух вещах:

- У них что-то с ракетами пошло не так, если они уже достали, мягко говоря, далеко не свежие совковые наработки (я бы даже сказал ОЧЕНЬ не свежие...). Причём, явно не очень точные и с немаленьким риском для собственных авиатехников и лётного состава.

- Ну, или же в герасимовской богадельни таки перейшли на какие-то явно потяжелее вещества...нежели банальная "травка". Ибо во что можно целится этой летающей рельсой, склонной к коррозии, протеканию топлива, окислителя и при этом очень неточной – можно только догадываться.

Автор: Константин Машовец, военный эксперт

Статьи по теме
Макрон дозволив Україні бити ракетами Scalp по аеродромах РФ в Бєлгороді та Курську, - BBC
Макрон дозволив Україні бити ракетами Scalp по аеродромах РФ в Бєлгороді та Курську, - BBC

Слова президента Франції Еммануеля Макрона про те, що Україна повинна мати право бити по військових об'єктах на території РФ, можна трактувати як "зелене світло" на удари по російських аеродромах ракетами Scalp (Storm Shadow).
03.06 — 341

По масованим ракетним ударам 29 грудня та 2 січня: їх ракети і наше ППО
По масованим ракетним ударам 29 грудня та 2 січня: їх ракети і наше ППО

Іван Киричевський: Очевидно, що це буде довготривала кампанія ударів, з метою максимально уразити всю необхідну інфраструктуру для нашої оборони, в першу чергу «оборонку». По енергетиці, як бачимо, уже теж поступово «прилітає», бо важка промисловість є традиційно енергоємним сектором. Нема сенсу рахувати, на яку ще кількість такого масштабу ударів у росіян ще є ракет. Хоча б тому, що попередню кампанію ударів по енергетиці рашисти усі 6 місяців пройшли, маючи лаг по запасу ракет «ще на 2-3 обстріли, і все».
03.01 — 428

Після війни: ветерани і суспільство чи суспільство ветеранів
Після війни: ветерани і суспільство чи суспільство ветеранів

Максим Колесников: Трохи антизради, бо вже сил нема бачити це нагнітання та ниття про те, як ми приречені після перемоги стикнутися з повним триндецом. Пройдусь по деяким пунктам, від яких особливо вже тіпає.
11.08.23 — 553