В интервью Контрактам Александр Мороз рассказал о том, что: 1) президенту лучше оставить правительство в покое 2) Партия регионов осознанно избавилась от социалистов 3) Ющенко не на кого опереться 4) СПУ рада уходу Луценко
Вы пережили несколько политических кризисов. Кому выгоден нынешний?
— Все сегодняшние трудности — продолжение президентских авантюр. К длительному противостоянию в парламенте привели действия президента, направленные на ручное управление работой судебной системы, прокуратуры, правоохранительных органов, неконституционные выборы.
Тем не менее эксперты говорят, что заблокированный парламент был на руку всем сторонам противостояния.
— Абсолютно с этим согласен. Президент сотоварищи говорят: вы же видите, вся власть должна быть у главы государства, парламент недееспособный. А правительство в ответ: мы бы активно работали, но ведь парламент бездействует. Однако именно нынешняя коалиция показала, как можно мешать работе парламента. Формально, заложником ситуации становится именно он. Но все три крупных политсилы, представленные в ВР, усилия сосредотачивают на обеспечении собственных интересов: отсрочка работы парламента — шанс попиариться перед избирателями. Например, люди грозятся перекрыть Бориспольскую трассу, отстаивая таким образом право на землю, которую у них незаконно отобрали. Их активно поддерживает Богдан Губский, приватизировавший сотни гектаров вокруг Киева. Ну не смешно.
Ющенко сейчас всеми силами пытается дискредитировать Тимошенко, опасаясь ее популярности среди электората. Он как президент действует неразумно. Например, она пообещала заплатить по 1000 грн каждому потерявшему вклады в советском Сбербанке, а он начал ее за это критиковать — люди подумают, что Тимошенко не дают работать. Надо было сказать: давайте платить по три тысячи, и критиковать за невыполнение. Тимошенко поехала по второму кругу договариваться о поставках газа и пообещала выйти на прямые взаимоотношения с Газпромом. Поскольку посредник брал себе определенную маржу за поставку, после перехода к прямым поставкам за счет этой маржи цены на газ должны или стабилизироваться, или снизиться. Ющенко мог бы потребовать от правительства привести расчеты: насколько подешевеет газ, когда посредника ликвидируют. Тимошенко, которая, похоже, хочет положить эту маржу себе в карман, не смогла бы внятно ответить — президент, беспокоящийся о цене услуг ЖКХ, таким образом улучшил бы свой рейтинг. Но он молчит, потому что тоже, наверное, претендует на эту маржу. Все знают фамилии тех, кто будет заниматься газом после исключения из схем поставок РосУкрЭнерго.
Кто это?
— Известные личности. Думаю, что в схему поставок через Итеру пытаются вернуть давних партнеров Тимошенко и Лазаренко, в частности господина Макарова. А вот на стороне РосУкрЭнерго стоят люди, очень близкие к Ющенко.
Пока все газовые переговоры сводятся к стремлению повысить цену на газ до максимально высокой, чтобы откаты были больше. При этом Тимошенко не боится, что подорожание голубого топлива повредит ее имиджу накануне президентских выборов — она найдет не зависящую от нее причину увеличения цены.
Всегда готовы! СПУ выборы
обходятся дешевле, чем другим партиям
Вообще, считаю, что Кабмину Тимошенко нужно дать отработать отведенный им срок, чтобы они показали, как выполняются обещания и обязательства по созданию контрактной армии, по возмещению вкладов, росту экономики и повышению зарплат. А то в БЮТ вечно жалуются, что им не дают работать. Их авантюра должна получить развитие, чтобы люди окончательно во всем разобрались.
Вынесет ли президент новую редакцию Конституции на референдум в обход парламента?
— Он не добьется поддержки парламента и не вынесет ее на референдум, потому что сегодня против референдума настроены и представители БЮТ, и даже Нашей Украины, не говоря уже о регионалах и остальных. Все понимают абсурдность президентской затеи и осознают, что на референдуме такие вещи рассматривать нельзя — Конституция запрещает. Даже Кучма не смог утвердить результаты народного плебисцита в парламенте, несмотря на то что в некоторых областях «за» проголосовали 104%.
Предатели и преданные
Что означает выход главы Секретариата Виктора Балоги и ряда депутатов из Нашей Украины?
— Дежавю. По крайней мере, для меня. Таким образом в свое время создавали партию «За ЕдУ!». Тогда в лидеры президентской политсилы определили Владимира Литвина, а сегодня — Виктора Балогу. Им нужно объединить админресурс и отделиться от лозунгов их соратников наподобие «За героизацию УПА!». Как президент, Ющенко должен быть нейтральным. Все руководители областей будут функционерами этой партии, как было раньше. Админресурс готовят к следующим выборам.
Есть версия, что к создаваемой пропрезидентской партии присоединится часть бизнесменов-регионалов. В результате появится политсила, объединяющая и функционеров, и олигархов. Люди просто не захотят за нее голосовать, и БЮТ получит новые голоса…
— У президента нет другого выхода, ему не на кого больше опереться. Он уже ставил на Юрия Луценко и Вячеслава Кириленко и увидел, что, даже когда он агитирует по телевизору и прямо указывает, за кого голосовать, получает несчастные 14%.
Луценко и Кириленко утверждают, что преданы президенту…
— Только говорят. Они ориентируются на силу: говорят президенту одно, но уже давно находятся на службе у Тимошенко.
Назначение Раисы Богатыревой секретарем СНБО — это тоже ход конем Секретариата президента?
— Думаю, что эта должность в ее личных интересах и интересах тех, кто стоит за ней. В Партии регионов Богатыревой не дали реализовать себя в полной мере, теперь она самореализовывается таким образом.
Переход одного из партийных лидеров, главы фракции, в лагерь политических оппонентов как-то повлиял на саму Партию регионов?
— Партия регионов, чтобы ни говорили, не находится на грани раскола. Она неоднородная, как и все другие политсилы. Но накануне выборов регионалы сконцентрируют свои усилия.
Однако очевидно, что Виктор Янукович теряет свой авторитет в партии.
— Я так не думаю. Его будущее соответствует его возможностям, а у него они большие. Но он допустил определенную ошибку, неоправданно дав много свободы членам партии. Нужно было обеспечивать свободу действия в пределах общей целесообразности. Потому что, если деятельность выходит за эти пределы, вся структура многое теряет. Накануне досрочных выборов Янукович неоднократно встречался с президентом, но так и не смог ни о чем с ним договориться. Тем временем бизнес-часть ПР и НУ—НС начала навязывать свое видение политической ситуации, и Янукович, по-моему, стал им подыгрывать. Они думали, что президент сделает все для создания широкой коалиции. А вышло по-другому: от социалистов избавились, это было одним из условий, но так и не получили желаемой коалиции.
То есть проигрыш социалистов на выборах запланировала Партия регионов?
— В определенной мере. Но я не обвиняю в этом Януковича. Это действия бизнес-групп.
Рината Ахметова?
— Он политикой не занимается. Скажем так, он содержит своих политиков.
Другими словами, влияние Януковича на партийные процессы сейчас минимально?
— Нет, от него зависит многое. Все бизнесмены уверены, что единство партии может обеспечить только Виктор Федорович. Но они ошиблись: имея всю полноту власти, отказались от нее, рассчитывая на еще большую власть и полномочия. Никто не сомневался, что ПР будет самой крупной фракцией: но одно дело — в оппозиции, другое — при власти. Объединившись с Нашей Украиной, они могли получить больше возможностей в отстаивании своих бизнес-интересов, распределении сфер влияния и так далее. Противоположная позиция была у группы Азарова: они были против досрочных выборов. Эта группа понимает сущность госвласти лучше бизнесменов.
Ющенко утверждает, что первыми нарушили договоренности оранжевых социалисты, создав коалицию с регионалами...
— Это президент нам многое обещал, подписал огромное количество договоров и все нарушил. Хотел бы напомнить, что идею о создании широкой коалиции предложил именно он сразу после парламентских выборов-2006. Соответствующий договор парафировали Роман Зварыч и Николай Азаров. Наша Украина и БЮТ после газовых соглашений 4 января
2006 года шли на выборы врагами: правительство Еханурова отправили в отставку усилиями Юлии Владимировны. Но Тимошенко после парламентских выборов в 2006-м убедила президента в том, что широкая коалиция нарушит принципы Майдана и испортит ему репутацию. Однако начался конфликт после нашего отказа голосовать за Петра Порошенко в качестве спикера. Стоит отметить, я с самого начала говорил, что СПУ не поддержит его кандидатуру. Окружение президента сделало нас виновными в развале коалиции. Причиной назвали якобы мое желание стать спикером. Не отрицаю, но ради создания коалиции демократических сил я был готов отказаться от своих претензий. Появилась новая версия: социалисты не хотят поддерживать Порошенко. Но даже если бы Порошенко и стал спикером, то Тимошенко в качестве премьера проработала бы всего несколько месяцев. Формат коалиции был бы изменен, а крайними оказались бы опять социалисты. Именно так все и планировалось. И кстати, именно такой план реализуется и сегодня, только вот обвинить некого… Считаю, что моя вина только в том, что я вовремя не прекратил эту комедию.
Когда создали антикризисную коалицию, Ющенко опять предложили широкий формат, отдав Нашей Украине треть кресел в правительстве. Но Тимошенко это не устраивало, и все повторилось: обвинения в парламентской коррупции, блокада ВР…
Сколько месяцев продержится Тимошенко в этот раз?
— Чем раньше спишут, тем хуже себе сделают. Но позицию Ющенко сложно предугадать. В конце лета 2005 года он спрашивал меня, что ему делать. Я ему рассказал известный анекдот о запасных лыжах, о том, что они есть у каждого субъекта скандала с отставкой Кабмина, у каждого его соратника. Потому что для них главное — обогнать Ющенко. И значит, отправлять Тимошенко в отставку тогда, в 2005-м, было нельзя. Надо было предоставить ей возможность хотя бы выполнить бюджет, что маловероятно. А вышло как? Президент выступил на День независимости, говоря, что это лучшее правительство за все ее годы. А через две недели заявил, что Кабмин преступный, а премьер украла 8 млрд грн. Даже если правду сказал, то нужно было эти данные обнародовать раньше. А так получилось, что президент не дал поработать такому хорошему премьеру. Именно таким образом многие восприняли отставку Тимошенко.
Самые левые
СПУ готова к очередным досрочным выборам в Верховную Раду?
— Да, конечно.
Кто сейчас финансирует партию?
— У нас в уставе есть пункт о материальной помощи партии. Каждый ее член платит некую сумму, поддерживая СПУ. Предприниматели тоже внесут свою лепту. Думаю, что деньги на выборы мы соберем.
Для нас выборы не так дороги, как для некоторых партий. Мы потратили в прошлый раз около 30 млн грн — дорого, но для партии это посильно. А у других только на подкуп избирателей, членов комиссии ушло около $500 млн. Я уже не говорю о подкупе комиссий и так далее.
А если выборы не состоятся в ближайшее время, чем будете заниматься?
— СПУ сейчас пытается усилить влияние на общественное мнение. У нас в местных советах около 20 тыс. депутатов, занимающихся популяризацией партии, то есть сегодня мы работаем над укреплением, развитием соответствующих настроений, которые позиционируют партию в общественном сознании.
Зачем вы объединяетесь с СДПУ(о)? Не боитесь, что эсдеки повредят вашему имиджу?
— Мы не объединяемся, а только координируем усилия. Мы встречаемся, совместно проводим круглые столы, создали Координационный совет. Накануне выборов посмотрим: может, это будет даже блок из нескольких левых партий, но с условием, что каждая политическая сила сохранит свое лицо и отдельное функционирование. Пойдем на выборы, естественно, под брендом СПУ.
Лидер ПСПУ после появления в СМИ информации о союзе СПУ и СДПУ(о) выступила с заявлением, что вела переговоры с СПУ о координации действий. Вы планировали объединяться с Витренко?
— Я изучил ее предложения: в них записано 90% положений из нашей программы. Но есть позиции, которые выходят за рамки Конституции и здравого смысла: национализация, объединение трех славянских государств. Знаю, что ПСПУ создали в свое время для борьбы с социалистами. Сейчас для этих целей наняли Василия Волгу.
Из состава СПУ постоянно кто-то выходит. Сначала Иосиф Винский и Юрий Луценко, потом Василий Волга. Как вы боретесь с текучестью кадров?
— Волга пробыл в партии всего несколько месяцев. Он выступил на съезде своей организации с поддержкой Партии регионов, будучи членом СПУ. Естественно, районная организация исключила его из партии. Он утверждал, что разошелся по идейным соображениям с Морозом, но мы с ним на эти темы практически не говорили. Ему заплатили, я даже догадываюсь кто. Теперь он развесил биллборды, каждый из которых стоит $1 тыс., со своим изображением по всему городу. Выгоднее работать в партии-клоне, чем пытаться пройти в парламент.
С Винским тоже все ясно. На заседании фракции ставлю на голосование вопрос о том, сколько людей проголосуют за назначение Порошенко спикером: из 30 — 19 против. Мы с Василием Цушко предлагаем союзникам другую кандидатуру — НУ отказывается. Винский сразу побежал к журналистам с уже готовыми заявлениями. Не столько потому, что ему было обещано высокое кресло во власти, а главным образом из-за того, что при отходе от СПУ мог неплохо «поживиться». А Луценко партию предал еще до того, как стал министром МВД.
СПУ фигурирует сразу в нескольких информационных скандалах: то против Цушко уголовное дело возбуждают, то Рудьковского арестуют, то Валентина Семенюк свадьбу на всю страну гуляет. Такой пиар, по вашему мнению, дискредитирует партию?
— Слава Богу, что от нас ушел Луценко! Представляете, что бы было, если бы социалист Луценко ударил мэра Черновецкого — какая бы волна поднялась. А так все прошло тихо. Точно так же замалчивают документально подтвержденную информацию о том, что Луценко многократно использовал самолеты в личных целях. А тут Рудьковский полетел в Париж на официальные переговоры по поручению Кабмина, и его обвиняют во всех смертных грехах. Это все политтехнологии противников.
Карьера социалиста
С 1991 г. — один из основателей и бессменный лидер левоцентристской Социалистической партии Украины
1990 г. — народный депутат
1990 г. — секретарь, заместитель председателя
Комиссии Верховного Совета Украины по АПК
1989 г. — заведующий аграрным отделом обкома партии
1983 г. — секретарь Киевского облсовпрофа,
первый секретарь райкома партии
1976 г. — заведующий сектором, заместитель заведующего сельскохозяйственным отделом Киевского обкома партии
1974 г. — старший инженер-технолог, старший прораб Таращанского районного объединения «Сельхозтехника»
1966 г. — преподаватель, заведующий отделением Таращанского техникума механизации сельского хозяйства и преподаватель совхоза-техникума
29 февраля 1944 г. — родился в селе Буда (Киевская обл.)
2008 г. — лидер СПУ
2006-2007 гг. — спикер Верховной Рады
1998 г. — народный депутат
1994-1998 г. — председатель Верховной Рады Украины
1991 г. — лидер парламентского большинства Верховного Совета
АНОНС! С понедельника в печатной версии еженедельника "Контракты" ...
Креатив на крови
Если эпатажная
реклама является самоцелью, она запоминается зрителям только сюжетом и
слоганом, но не будет ассоциироваться с торговой маркой. Преимущество такой
рекламы заключается в том, что можно сэкономить на количестве используемых
рекламоносителей, поскольку скандальные слоганы и пикантные сюжеты становятся
предметом шуток, их обсуждают, о них пишут в СМИ. О скандальной рекламе и
анализ ее влияния на потребителей –
читайте в деловом еженедельнике Контракты.
Спецвыпуск. Как заработать в 2008 году. Контракты составили рейтинг инвестиционных инструментов
Самые доходные вложения:
-
земля (+90% доходности в 2008-ом)
-
акции второго эшелона (+80%)
-
акции первого эшелона (+50%)
-
вторичная недвижимость (+35%)
-
инвестиционные фонды (+25%)
Самые рискованные инвестиции:
-
сбережения в долларах
-
покупка акций второго эшелона
Инвестиционная стратегия года.