Российская партия «Яблоко» выступила с заявлением, осуждающим «милитаристскую истерию, нагнетаемую высокопоставленными российскими чиновниками и пропагандой, демонстрацию готовности развязать войну». «Нет лжи, пропаганде и искусственному нагнетанию напряжённости, нет провокациям и диверсиям, нет войне!» - заканчивает свое воззвание партия крайне относительной оппозиционности. Ну и на том спасибо. Могут поставить галочку в графе «антивоенная позиция».
По ходу «яблочники» не упустили случая пнуть нелюбимых ими навальнистов, чье «умное голосование» во время выборов якобы привело «к укреплению в российской политике тенденций национализма и милитаризма». Сам Навальный из лагеря лишь в письменных ответах на вопросы Time покритиковал Запад за то, что тот пугается угроз Путина, вместо того чтобы размазать санкциями его коррумпированное окружение: «В России мы все устали закатывать глаза, видя, как США вносит в санкционные списки каких-то полковников и генералов, у которых-то и денег за границей нет. Это простые исполнители путинской воли». Трудно не согласиться. Но трудно и не заметить, что ни руководство беззубого «Яблока», ни глава разгромленного Фонда борьбы с коррупцией не призывают россиян к каким-либо активным действиям, чтобы предотвратить войну. Формальное осуждение есть, действий нет. И не будет, за исключением акций отдельных самоотверженных одиночек.
Сейчас все взвешивают факторы, которые могут подтолкнуть Путина к агрессии или остановить его. И сопротивление собственного населения практически не рассматривается в качестве сдерживающего обстоятельства. С населением – слово «граждане» кажется неуместным – ловко разобрались в 2014 году, скормив ему Крым и доведя тем самым до настоящей экзальтации. Дорогим россиянам очень понравилось быть великими и ненаказуемыми, после этого власти с ними можно было делать, что угодно, они стали соучастниками путинского дела, довольно быстро переросшее в кровавое. Тех, кому произошедшее не понравилось, остались в жалком меньшинстве, тем более жалком, что оно было совершенно не слышным. И в обозначившейся большой войне с Украиной это обстоятельство продолжает играть определяющую роль: мы же с вами лихо отобрали у хохлов Крым, как бы говорит Кремль, и вы были счастливы, так с чего бы вам нынче морду воротить?
Но Кремль ничего такого не говорит, конечно, в этом нет никакой необходимости. Гражданский хребет общества переломлен, оппозиция жалка и немощна, народ спасается в выученной беспомощности. Чтобы защитить психику от бремени ответственности, россияне уверяют себя, что в страшном, если оно случится, виноваты США и их союзники (50% по опросу Левада-Центра), еще 16% видят вину Украины. Лишь 7% готовы признать, что войну разжигает Россия. Опрос Института социологии РАН дополняет эту картину: 51% россиян считает, что возможностей влиять на решение властей нет, 35% - «таких возможностей мало» и только 6% - «такие возможности есть». Путину просто неоткуда ждать какого-то внутреннего сопротивления. Руки развязаны.
Воевать при этом подданным ну совсем не хочется. Это обстоятельство неожиданно признал директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров в «Литературной газете», делая прогноз на 2022 год. И ВЦИОМ, и ЛГ предельно лояльные, государственнические организации, но вдруг такая откровенность:
«Негативно влияет на настроения россиян и внешнеполитическая ситуация. У нас хватает своих - эпидемиологических, социальных и экономических - проблем, и призрак новой эскалации конфликта с Западом на этом фоне не может не напрягать. Давно отошли в прошлое воинственные, шапкозакидательские настроения, нет желания поиграть с гранатой и показать супостату свои «Искандеры». Доминирует мнение, что нам сейчас не ко времени отягощать себя ещё и военной конфронтацией с могущественным, богатым и технологически развитым Западом. Но информационный фон показывает, что такое столкновение становится вполне вероятным. Это ещё больше пугает людей, добавляет негатива в и без того полную копилку катастрофических ожиданий. Чем больше таких новостей, тем хуже социальное самочувствие. Запрос на восстановление национального достоинства и величия вполне удовлетворён в 2014 году, антизападные настроения в последнее время снижаются, и лозунг «пушки вместо масла» сегодня – последнее, что готовы поддержать россияне».
Одну войну Путин уверенно выиграл: войну с собственным народом. Она всегда была гибридной и никогда не переходила в острую фазу. Кремль покупал, искушал, давил и в редких случаях уничтожал недовольных. Не сказать, что ему пришлось по ходу столкнуться с большими трудностями, социальный материал оказался податлив. Настолько, что готов нынче нехотя, но пойти на убой, отдать на него своих родных и близких, и все это из-за каких-то чертей, поселившихся в башке старого, изувеченного бесконечной властью кагебешника. До чего ж убога великая Россия.
Выпьем за то, чтобы он поскорее проиграл, ведь сколько можно.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец