Игорь Тышкевич: И да, и нет. Войска ОДКБ начали выходить из Казахстана. Несмотря на то, что ещё несколько дней назад такая вероятность отметалась. Россия была уверена, что «пришла надолго». ВС РФ несомненно усилит своё присутствие на Байконуре, который она арендует. Больше войск, активное использование. О прекращении аренды (такие тезисы звучали в 2021) речи уже не идёт.
Казахские элиты вынуждены будут как минимум ближайший год действовать с оглядкой на Кремль. Россия помогла Токаеву усилить свое влияние и провести зачистку властных структур от людей Назарбаева, двоевластию в Казахстане пришёл конец. И, естественно, захочет услуг в ответ. Если таковых не последует – всегда можно подыграть и другой стороне. Тем более, что чистка среди элит является делом долгим.
Кроме того, РФ существенно усилилась в регионе. Используя ОДКБ, Кремль продемонстрировал готовность действовать решительно. Это проглотили ЕС и США. Достаточно вспомнить комментарий Белого Дома, от 8 января "You know, I think that’s really a question for the Kremlin and for the government of Russia, not a question for the United States. What is happening in Kazakhstan is not in any meaningful way about us".
Демократия в стране не восторжествовала. Но это и не было возможным. Более того, ЕС и США проявили чудеса realpolitik и проглотили как разгон протестов, так и приказ расстреливать без предупреждения.
Ситуация была близкой к идеальной для Путина. Напрашивался следующий шаг – "обсуждать" форматы, которые давали бы возможность усилить своё присутствие в регионе, расширить на другие страны. В том числе в Узбекистане, который стремительно уходит из-под влияния РФ.
Но через пару дней внезапно начался вывод войск. Токаев заявил что "всё". Путин вначале не спешил, в его окружении заявляли о возможности задержаться.
Но вывести войска всё же придётся (естественно, кроме Байконура). Для того, чтобы понимать суть происходящего давайте сопоставим несколько событий.
6.01 И РФ и КНР заявляют о готовности оказать поддержку "казахскому народу".
7.01 РФ вводит войска.
8.01 МИД КНР заявляет, что готов оказать любую поддержку Казахстану.
10.01 Министр иностранных дел КНР Ван И звонит Лаврову. Обсуждают Казахстан. После чего Путин резко решает собрать руководителей стран ОДКБ "на поговорить" по видеосвязи.
В этот же день, во время звонка Си Цзиньпина Лукашенку затрагивается вопрос Средней Азии. После чего тот резко забывает свои тезисы о необходимости ОДКБ отвести угрозу для Узбекистана. Напрочь: утром говорил много, после звонка Си этой страны на "личном глобусе Лукашенко" не стало.
11.01 Турция проводит онлайн-встречу ОТГ (организации тюркских государств) по теме Казахстана. Эрдоган перед этим заявлял о готовности поддержать власти этой страны.
11.01 Принимается решение о выводе войск и он реально начинается.
И, судя по всему, идеи Кремля заскочить в другие страны региона на волне "борьбы с протестами" могут оказаться лишь идеями. Исключением, возможно, станет Кыргызстан. Но это не то, чего хотелось бы получить Путину.
Такая хронология событий и внезапный "задний ход" российской машины, возможно, стал результатом проявления повышенного внимания к кризису со стороны Китая и (в меньшей мере) Турции. Для Кремля сегодня нет резона идти на обострение с этими двумя государствами.
Так ли это – покажут события вокруг Узбекистана. С одной стороны Россия продемонстрировала своё желание усилить влияние в регионе. С другой, узбекские элиты ещё 8-10 лет назад сделали ставку на дрейф от РФ в сторону КНР. И, судя по всему, в начале 2022 года такой подход дал первые политические результаты. Одним словом, возможное участие Узбекистана в ОДКБ (возвращение в организацию хотя бы частично) будет лакмусовой бумажкой для процессов.
Ещё одним индикатором могут стать процессы в Таджикистане. После поспешного вывода американских войск из Афганистана КНР активизировал программы военно-технического сотрудничества с таджиками.
Вопрос лишь в том, готов ли Китай играть более активную роль в регионе. Если да, то уже в 2023 году для стран Средней Азии ключевым станет формат ШОС, а не ОДКБ или СНГ.
Автор: Игорь Тышкевич, политолог