5656  —  19.12.21
Космический штопор: Черная дыра выбросила необычную струю

Необычный галактический джет, выброшенный из сверхмассивной черной дыры, может похвастаться спиральной структурой, напоминающей штопор, как показывают изображения с нового наземного телескопа.

В черной дыре находится в центре эллиптической галактики под названием Messier 87 (M87), который расположен примерно в 55 миллионов световых лет от Земли. Черная дыра - первая и единственная из когда-либо сфотографированных черных дыр - примерно в 6,5 миллиардов раз массивнее Солнца и выбрасывает поток материала, также известный как галактическая струя.

Используя Очень большую решетку Карла Дж. Янски (VLA) Национального научного фонда в Нью-Мексико, астрономы обнаружили, что джет направляется магнитным полем в форме штопора, которое простирается почти на 3300 световых лет от центральной черной дыры M87. Согласно заявлению Национальной радиоастрономической обсерватории, которая управляет VLA, это самое длинное магнитное поле, когда-либо обнаруженное в галактическом джете.

"Создав высококачественные VLA-изображения галактики Messier 87 (M87) на нескольких различных длинах радиоволн, мы впервые смогли выявить трехмерную структуру магнитного поля в этом джете", - заявила Алиса Пазетто, ведущий автор. исследования и астроном из Национального автономного университета Мексики. "Материал в этой струе образует двойную спираль, похожую на структуру ДНК".

Согласно заявлению, исследователи использовали наблюдения с VLA, чтобы проследить поляризацию или выравнивание радиоволн, излучаемых структурой магнитного поля струи, а также силу магнитного поля в различных частях струи.

"Спиральные магнитные поля ожидаются вблизи черной дыры, и считается, что они играют очень важную роль в направлении материала в узкую струю", - сказал Хосе М. Марти, соавтор исследования и астроном из Университета Валенсии. в Испании, говорится в сообщении. "Но мы не ожидали найти такое сильное спиральное поле, простирающееся так далеко наружу".

На недавних изображениях M87, сделанных VLA, силовые линии магнитного поля в форме штопора простираются на 3300 световых лет от центральной черной дыры галактики. Это магнитное поле вокруг черной дыры выталкивает струю энергии и вещества далеко в космос. В этом случае наблюдения VLA показывают, что джет M87 простирается примерно на 8000 световых лет.

Новые наблюдения показывают, что нестабильность потока материала внутри струи может создавать области с более высоким давлением. Согласно заявлению, это, в свою очередь, может сжимать силовые линии магнитного поля, заставляя их быть более упорядоченными на экстремальных расстояниях, наблюдаемых в наблюдениях M87.

Более того, взаимодействие между магнитным полем и нестабильным потоком материала в галактической струе, как полагают, вызывает структуру двойной спирали, наблюдаемую в недавних наблюдениях M87.

"M87 находится относительно близко к нам, и его струя очень мощная, что делает ее отличной целью для изучения", - сказал Хосе Л. Гомес, соавтор исследования и астрофизик из Института астрофизики Андалусии в Испании. "Подсказки, которые он дает нам, могут помочь нам понять это очень важное и повсеместное явление во Вселенной".

Их результаты были опубликованы 7 декабря в The Astrophysical Journal Letters.